РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АМОРТИЗАТОРОВ ПОДВЕСКИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ АМОРТИЗАТОРОВ ПОДВЕСКИ

Артюшенко С.С. 1, Загородний Н.А. 1
1Белгородский Государственный Технологический Университет им. В.Г. Шухова (БГТУ им. В.Г. Шухова)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Алгоритм управления позволяет определять техническое состояние амортизатора и контролировать его функционирование. Алгоритм базируется на законах безотказности и вероятности работы. Для построения алгоритма используются установленные значения завода-изготовителя, основные параметры амортизатора, а также данные результатов, полученных в ходе проведения визуального осмотра и технической диагностики с применением специализированного оборудования.

Согласно алгоритму, изначально необходимо провести проверку амортизатора, которая подразумевает проверку его диагностических параметров. После получения значений необходимо произвести расчет показателей амортизатора, а именно параметров безотказной работы. Требуется определить величину безотказности. Если она соответствует установленным значениям завода-изготовителя, то производится определение остаточного ресурса и его прогнозирование. В случае если параметр безотказности не соответствует эталонной величине, то производится устранение неисправности и в дальнейшем проведения контроля качества выполненных работ.

После того как выявлена время остаточного ресурса и неисправность устранена проводится технического обслуживание ходовой части регулярно и по новой определение диагностических параметров.

Круговорот операций, представленных в алгоритме на рисунке 1 позволяет контролировать состояние амортизатора на всем сроке службы.

По принципу разработанного алгоритма можно контролировать любой узел, деталь или агрегат автомобиля. Принцип проверки идентичен. Отличие составляет в определении диагностических параметров рассматриваемых деталей.

Рисунок 1 – Алгоритм проверки амортизатора

Диаграммы событий позволяет на основе причин возникновения неисправностей определить момент возникновения отказа, а также места воздействия, где именно возникнет отказ. Также диаграмма событий дает возможность на шаг вперед предугадать, что в дальнейшем произойдет после возникновения отказа.

Техническая диагностика дает возможность определить скрытые повреждения амортизаторов. Ранее рассматривались методы для определения технического состояния амортизаторов прямой и косвенный. Было установлено, что для более точного результата диагностики необходимо применение двух способов одновременно. Методы диагностирования амортизаторов позволяют провести проверки работоспособности, проверку функционирования амортизаторов, а также провести сам поиск отказов и неисправностей. Методы диагностирования амортизаторов представлены на рисунке 4.7.

К методам диагностики также относят организационные и технологические. Организационные методы диагностики позволяют решить основные цели проведенной диагностики и решить ее поставленные задачи, устанавливают сроки проведения диагностики, подбирают необходимое оборудование.

Технологические методы диагностирования направлены в большей части на измерение самих структурных параметров амортизаторов и их эксплуатационные характеристики.

Органолептические и инструментальные средства измерения позволяют дать оценку амортизаторам и выявить значения параметров. Органолептические средства измерения включают в себя визуальный осмотр, определение слухом посторонних шумов, стуков. С помощью него можно определить подтекания амортизационной жидкости, увеличение колебаний, износ деталей, перегрев и т.д.

Инструментальные средства измерения производят оценку величин и определение значений параметров с помощью необходимого оборудования и инструментов.

Для оценки амортизатора производят вычисление параметров рабочих процессов, параметров вспомогательных процессов и структурных параметров. Эти параметры позволяют определить значения геометрических габаритов деталей, действия сил на детали, перемещение, массу, температуру и т.д.

Рабочие процессы подразумевают определение производительности, экономичности, дают возможность определить частоту колебания амортизатора, перемещение штока и поршня, движение амортизатора, нагрузку амортизатора, амплитуду колебаний, резонанс колебаний.

Вспомогательные процессы дают возможность определения шума, стуков, вибрации, изменения температуры при взаимодействии элементов амортизатора, изменения вязкости амортизационной жидкости, изменение давления в системе и др.

Структурные параметры позволяют замерить конкретную величину, например, износ амортизатора, зазоры или задиры амортизатора, натяжение пружины, расстояние перемещения штока с поршнем, износ поверхности и т.д.

Работа амортизатора выполняется в нескольких режимах:

Статический;

Динамический;

Стато-динамический.

Режимы позволяют определить предельное состояние амортизатора, выявить ресурс детали. Результаты получают проверкой детали.

Статический режим позволяет определить состояние амортизатора во время движения, когда постоянно действует нагрузка и температура на амортизатор.

Динамический режим позволяет определить состояние детали под нагрузкой, например, при резком и сильном нажатии на педаль тормоза, резких поворотах, при раскачивании кузова и др.

Стато-динамический режим подразумевает проверку деталей на статическом и динамическом режиме одновременно.

Физические процессы амортизаторов позволяют контролировать их характеристики. К ним относят:

Энергетический;

Пневмогидравлический;

Вибро-акустический;

Тепловой;

Кинетический.

Данные физические процессы позволяют определить давление в системе амортизатора, вязкость и температуру амортизационной жидкости, амплитуду и частоту колебаний амортизатора и др.

Описанные выше физические процессы могут протекать в системе быстро или медленно. От этого будет зависеть изменение технического состояния амортизаторов.

Вывод:

Произведена оценка надежности амортизаторов. Она позволяет определить предотказное состояние амортизаторов, выявить отказы и неисправности, а также спрогнозировать остаточный ресурс, определить вероятность безотказной работы.

Установлено: Стато-динамический режим позволяет получить наиболее точные результаты технического состояния амортизатора, подтвержденные другим режимом. Наибольшее распространение получил динамический режим.

Список используемых источников:

Вероятность безотказной работы [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/;

Диагностирование ходовой части автомобиля [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://studopedia.ru/12_245881_diagnostirovanie-hodovoy-chasti-avtomobilya.htm;

Савлук А.И. Оценка надежности сложной технической системы на примере амортизатора подвески / А.И. Савлук // Студенческий научный форум. – 2016. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru;

Тебекин М.Д. Особенности определения технического состояния шаровых шарниров / М.Д. Тебекин, А.А. Катунин, А.Н. Новиков // Мир транспорта и технологических машин. 2014. № 2 (45). С. 14-20;

Устройство и принцип работы амортизаторов [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://techautoport.ru/hodovaya-chast/podveska/amortizator.html;

Хасанов И.Х. Методика контроля технического состояния кузова легкового автомобиля на основе измерения углов установки управляемых колес / И.Х. Хасанов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 10 (129). С. 139-145;

Хасанов И.Х., Р.Х. Хасанов / Обоснование разработки методики корректирования периодичности технического обслуживания передней подвески легкового автомобиля / И.Х. Хасанов // В сборнике: Прогрессивные технологии в транспортных системах Сборник докладов восьмой Российской научно-практической конференции. Ответственный редактор Рассоха В.И., ответственный секретарь Калимуллин Р.Ф. 2007. С. 310-315;

Цветкова Е.М. Анализ производства детали амортизатора передней подвески легкового автомобиля - направляющей штока / Е.М. Цветкова, Е.Е. Черепанова // Paradigmata poznani. 2016. № 4. С. 96-98.;

Черепанова Е.Е. Анализ производства детали амортизатора передней подвески легкового автомобиля - направляющей штока / Е.Е. Черепанова, Е.М. Цветкова // В сборнике: Стратегии развития региона на основе модернизации приоритетных отраслей его экономики материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых . под общ. ред. Ю.С. Андрианова. 2016. С. 219-221;

Шаихов Р.Ф. Методика расчета и обоснования параметров конструкции верхней опоры передней амортизаторной стойки легкового автомобиля / Р.Ф. Шаихов, Н.М. Филькин, В.В. Лянденбурский // Технология колесных и гусеничных машин. 2015. № 1. С. 57-64.

Просмотров работы: 11