ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АКБ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АКБ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Градусов К.Д. 1, Загородний Н.А. 1
1Белгородский Государственный Технологический Университет им. В.Г. Шухова (БГТУ им. В.Г. Шухова)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работы, проводимые с АКБ по их техническому обслуживанию (ТО) регламентируются производителем и представлены в инструкциях по эксплуатации.

Техническое обслуживание АКБ включает в себя следующие операции:

Первичный осмотр. Открыть капот, проверить элементы аккумуляторной батареи, проверить выводы.

Осмотр клемм АКБ. Контроль за отложениями в результате окисления на проводах. Не допускается оплавление проводов.

Чистка АКБ. С помощью ветоши очищать поверхность АКБ от загрязнений и посторонних частиц. При накоплении большого количества загрязнений возможно короткое замыкание между проводами, т.к. грязь не является диэлектриком.

Очищать вентиляционные отверстия на крышке АКБ от накопления газа внутри АКБ.

Проверка электролита в каждой банке АКБ.

Долив дистиллированной воды.

Запрещается долив серной кислоты.

ТО АКБ включает в себя ТО-1 и ТО-2.

Работы при ТО-1:

Очистка от пыли и грязи.

Электролит, находящийся на крышке батареи, вытирают сухой ветошью. Как правило, для лучшего удаления следов электролита ветошь смачивают 10 %-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта.

Проверка креплений батареи.

Проверка соединений проводов с выводами батареи.

Очистка наконечников проводов от окисления. Данная операция подразумевает снятие минимального слоя металла, в противном случае, снижается надежность крепления выводов с проводами.

Проверка натянутости проводов. Провода не должны быть натянуты. Натянутые провода, могут привести к неисправностям проводов, выводов или крышке АКБ.

Смазка наконечников проводов АКБ.

Долив дистиллированной воды при необходимости. При низких температурах окружающей среды воду доливают перед запуском ДВС. Это позволяет быстро смешивать воду с электролитом.

Работы при ТО-2:

Перечень работ при ТО-1.

Проверка степени заряженности АКБ.

Проверка плотности электролита.

Проверка напряжения под нагрузкой.

Для проверки плотности электролита используют денсиметр (рисунок 1). Для проверки напряжения АКБ используют аккумуляторный пробник (рисунок 2).

Рисунок 1 - Денсиметр

Аккумуляторные пробники предназначены для проверки АКБ, позволяющий определить напряжение под нагрузкой. Конструкция пробника включает в себя вольтметр, кронштейн, контактную ножку, корпус, резисторы, винт, гайка, штырь, щуп, провод.

Рисунок 2 - Аккумуляторный пробник

Измеренная плотность электролита дает возможность определить заряд аккумулятора. В случае если батарея разряжена более чем на 25% в холодное время года, то АКБ следует зарядить. Если более 50% летом, то также требуется зарядка АКБ.

После зарядки аккумуляторной батареи ее поверхность протирается ветошью, пропитанной содовым раствором.

Для полного определения технического состояния АКБ требуется определить емкость АКБ и продолжительность пускового разряда.

В случае если емкость ниже 40%, то требуется замена АКБ. Если время стартерного разряда до 1.5 мин, то также требуется замена АКБ.

Определение емкости АКБ производится на полностью разряженной батареи, а плотность электролита откорректирована до (1,28 + 0,01) г/см3 при температуре 25 °С.

В первой главе было уже указано, что емкость определяется при 20-часовом разряде. Но можно определить номинальную емкость и при разряде в 10-часовом режиме. Только необходимо учесть, что получаемая величина определяется немного меньше, чем при 20-часовом режиме. При полном разряде температура электролита должна составлять 18 °С - 27 °С.

Испытания для определения стартерного разряда также проводят при полном разряде батареи. При начальной температуре электролита (25±2) °С до конечного напряжения на выводах 9 В.

При эксплуатации АКБ при температурных нагрузках требуется обязательное измерение плотности электролита, т.к. температура его замерзания зависит от его плотности. Как правило, при отрицательной температуре окружающей среды требуется повышение плотности электролита, а летом наоборот. Использование АКБ с повышенной плотностью в теплое время года уменьшает срок службы АКБ.

Обычно, при ТО-2 производят изменение плотности электролита или при сезонном обслуживании.

Чтобы уменьшить плотность электролита необходимо повысить уровень дистиллированной воды и убрать часть электролита. Для повышения плотности электролита необходимо добавить серную кислоту в АКБ.

Диагностирование АКБ позволяет выявить отказы и неисправности. Диагностирование АКБ включает в себя следующие операции:

Проверка уровня электролита.

Плотность электролита.

Напряжение без нагрузки.

Напряжение под нагрузкой.

Состояние пластин.

Полученные значения величин сравнивают с номинальными и делают вывод о состояния АКБ.

Вывод:

Во статье рассмотрены особенности технической эксплуатации аккумуляторных батарей. Рассмотрены основные операции, проводимые при ТО и Р АКБ. Подробно указаны работы, проводимые при ТО-1 и при ТО-2.

Список используемых источников:

«Литий-ионные аккумуляторы - в электромобилях» [Электронный ресурс] http:// avtonov.info/litij-ionnye-akkumulatory - Режим доступа свободный.

«Литий-ионные аккумуляторы» [Электронный ресурс]. http://avtonov.svoi.info/libatt.

Долгополов Б.П., Митрохин Н.Н., Штоль Ю.Л., Осипов Ю.Л. Модернизация технологического оборудования: Методические указания по курсу ''Ремонт автомобилей и дорожных машин''. – Москва: МАДИ(ТУ), 1997. – 68 с.

Золотницкий В.А. Автомобиль: поиск и устранение неисправностей. Алгоритм действия / В. А. Золотницкий // [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.e-reading.club/bookreader.php/90745/Zolotnickiii__Avtomobil%27__poisk_i_ustranenie_neispravnosteii._Algoritm_deiistviya.html;

Кашкаров А.П. Нетрадиционные источники питания. М.: ДМК Пресс, 2011. 135 с.

Певнев Н.Г.Трофимов Б.С.Момот Ю.С. Повышение жизнеобеспеченности автомобилей в условиях севера путем поддержания заряженности аккумуляторных батарей // Материалы Международной очно-заочной научно-технической конференции «Проблемы исследования систем и средств автомобильного транспорта». 2017. С. 91 - 97.

Повышение надежности АКБ путем внедрения новых систем мониторинга и контроля / Дикевич А.В. // Сборник научных трудов выпуск №16 – Брянск, 2012. – С. 124-126.

Программирование универсального контроллера системы энергосбережения транспортных средств / Дикевич А.В., Матренин А.В. // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. – Харьков, 2013.

Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / Ю.Т. Вишневецкий – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2006. – 380 с.

Эксплуатация автомобильных аккумуляторов и аккумуляторных батарей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://akbplus.ru/AKB-Spravka/ekspluatation- avtoakb.html.

Просмотров работы: 23