Работы, проводимые с АКБ по их техническому обслуживанию (ТО) регламентируются производителем и представлены в инструкциях по эксплуатации.
Техническое обслуживание АКБ включает в себя следующие операции:
Первичный осмотр. Открыть капот, проверить элементы аккумуляторной батареи, проверить выводы.
Осмотр клемм АКБ. Контроль за отложениями в результате окисления на проводах. Не допускается оплавление проводов.
Чистка АКБ. С помощью ветоши очищать поверхность АКБ от загрязнений и посторонних частиц. При накоплении большого количества загрязнений возможно короткое замыкание между проводами, т.к. грязь не является диэлектриком.
Очищать вентиляционные отверстия на крышке АКБ от накопления газа внутри АКБ.
Проверка электролита в каждой банке АКБ.
Долив дистиллированной воды.
Запрещается долив серной кислоты.
ТО АКБ включает в себя ТО-1 и ТО-2.
Работы при ТО-1:
Очистка от пыли и грязи.
Электролит, находящийся на крышке батареи, вытирают сухой ветошью. Как правило, для лучшего удаления следов электролита ветошь смачивают 10 %-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта.
Проверка креплений батареи.
Проверка соединений проводов с выводами батареи.
Очистка наконечников проводов от окисления. Данная операция подразумевает снятие минимального слоя металла, в противном случае, снижается надежность крепления выводов с проводами.
Проверка натянутости проводов. Провода не должны быть натянуты. Натянутые провода, могут привести к неисправностям проводов, выводов или крышке АКБ.
Смазка наконечников проводов АКБ.
Долив дистиллированной воды при необходимости. При низких температурах окружающей среды воду доливают перед запуском ДВС. Это позволяет быстро смешивать воду с электролитом.
Работы при ТО-2:
Перечень работ при ТО-1.
Проверка степени заряженности АКБ.
Проверка плотности электролита.
Проверка напряжения под нагрузкой.
Для проверки плотности электролита используют денсиметр (рисунок 1). Для проверки напряжения АКБ используют аккумуляторный пробник (рисунок 2).
Рисунок 1 - Денсиметр
Аккумуляторные пробники предназначены для проверки АКБ, позволяющий определить напряжение под нагрузкой. Конструкция пробника включает в себя вольтметр, кронштейн, контактную ножку, корпус, резисторы, винт, гайка, штырь, щуп, провод.
Рисунок 2 - Аккумуляторный пробник
Измеренная плотность электролита дает возможность определить заряд аккумулятора. В случае если батарея разряжена более чем на 25% в холодное время года, то АКБ следует зарядить. Если более 50% летом, то также требуется зарядка АКБ.
После зарядки аккумуляторной батареи ее поверхность протирается ветошью, пропитанной содовым раствором.
Для полного определения технического состояния АКБ требуется определить емкость АКБ и продолжительность пускового разряда.
В случае если емкость ниже 40%, то требуется замена АКБ. Если время стартерного разряда до 1.5 мин, то также требуется замена АКБ.
Определение емкости АКБ производится на полностью разряженной батареи, а плотность электролита откорректирована до (1,28 + 0,01) г/см3 при температуре 25 °С.
В первой главе было уже указано, что емкость определяется при 20-часовом разряде. Но можно определить номинальную емкость и при разряде в 10-часовом режиме. Только необходимо учесть, что получаемая величина определяется немного меньше, чем при 20-часовом режиме. При полном разряде температура электролита должна составлять 18 °С - 27 °С.
Испытания для определения стартерного разряда также проводят при полном разряде батареи. При начальной температуре электролита (25±2) °С до конечного напряжения на выводах 9 В.
При эксплуатации АКБ при температурных нагрузках требуется обязательное измерение плотности электролита, т.к. температура его замерзания зависит от его плотности. Как правило, при отрицательной температуре окружающей среды требуется повышение плотности электролита, а летом наоборот. Использование АКБ с повышенной плотностью в теплое время года уменьшает срок службы АКБ.
Обычно, при ТО-2 производят изменение плотности электролита или при сезонном обслуживании.
Чтобы уменьшить плотность электролита необходимо повысить уровень дистиллированной воды и убрать часть электролита. Для повышения плотности электролита необходимо добавить серную кислоту в АКБ.
Диагностирование АКБ позволяет выявить отказы и неисправности. Диагностирование АКБ включает в себя следующие операции:
Проверка уровня электролита.
Плотность электролита.
Напряжение без нагрузки.
Напряжение под нагрузкой.
Состояние пластин.
Полученные значения величин сравнивают с номинальными и делают вывод о состояния АКБ.
Вывод:
Во статье рассмотрены особенности технической эксплуатации аккумуляторных батарей. Рассмотрены основные операции, проводимые при ТО и Р АКБ. Подробно указаны работы, проводимые при ТО-1 и при ТО-2.
Список используемых источников:
«Литий-ионные аккумуляторы - в электромобилях» [Электронный ресурс] http:// avtonov.info/litij-ionnye-akkumulatory - Режим доступа свободный.
«Литий-ионные аккумуляторы» [Электронный ресурс]. http://avtonov.svoi.info/libatt.
Долгополов Б.П., Митрохин Н.Н., Штоль Ю.Л., Осипов Ю.Л. Модернизация технологического оборудования: Методические указания по курсу ''Ремонт автомобилей и дорожных машин''. – Москва: МАДИ(ТУ), 1997. – 68 с.
Золотницкий В.А. Автомобиль: поиск и устранение неисправностей. Алгоритм действия / В. А. Золотницкий // [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.e-reading.club/bookreader.php/90745/Zolotnickiii__Avtomobil%27__poisk_i_ustranenie_neispravnosteii._Algoritm_deiistviya.html;
Кашкаров А.П. Нетрадиционные источники питания. М.: ДМК Пресс, 2011. 135 с.
Певнев Н.Г., Трофимов Б.С., Момот Ю.С. Повышение жизнеобеспеченности автомобилей в условиях севера путем поддержания заряженности аккумуляторных батарей // Материалы Международной очно-заочной научно-технической конференции «Проблемы исследования систем и средств автомобильного транспорта». 2017. С. 91 - 97.
Повышение надежности АКБ путем внедрения новых систем мониторинга и контроля / Дикевич А.В. // Сборник научных трудов выпуск №16 – Брянск, 2012. – С. 124-126.
Программирование универсального контроллера системы энергосбережения транспортных средств / Дикевич А.В., Матренин А.В. // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. – Харьков, 2013.
Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / Ю.Т. Вишневецкий – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2006. – 380 с.
Эксплуатация автомобильных аккумуляторов и аккумуляторных батарей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://akbplus.ru/AKB-Spravka/ekspluatation- avtoakb.html.