Аккумуляторная батарея предназначена для обеспечения всех потребителей энергии автомобиля электрическим током в момент работы двигателя, а также при малых оборотах. Второе назначение АКБ: источник питания в случае отказа или возникновения неисправности генератора автомобиля. Но следует учитывать, что при выходе из строя генератора следует провести ремонт своевременно, в противном случае длительное использование аккумулятора приведет к его отказу.
Работы, проводимые с АКБ по их техническому обслуживанию (ТО) регламентируются производителем и представлены в инструкциях по эксплуатации.
К основным неисправностям АКБ относят ее разрушение, возникновение трещин в заливочной мастике, нарушения креплений, поломка проводов и выводов.
Оборудование, необходимое для ручного измерения:
Ареометр (рисунок 1) – прибор, предназначенный для измерения плотности электролита. Выполняется в стеклянной колбе, внутри которой располагается ртуть и шкала для определения значения плотности электролита. Плотность электролита равна отношению массы ареометра к объему электролита. Для того, чтобы определить плотность электролита необходимо ареометр поместить в емкость с электролитом. Полученные значения плотности будут отображены на шкале. Определение плотности электролита позволяет понять состояние электролита и определить необходимость в ТО или Р АКБ. При несоответствующих значениях плотности электролита, установленным значениям плотности производителем приведет к трудностям при запуске ДВС, снижению эффективности работу, возникновению неисправностей АКБ, таких как разрушение свинцовых пластин.
Рисунок 1 – Ареометр
Ареометр может иметь несколько школ:
Для определения плотности электролита;
Для определения количества примесей;
Для определения растворенного вещества в воде (количество серной кислоты в дистилляте для приготовления электролита).
Термометр (рисунок 2) предназначен для измерения температуры электролита в аккумуляторной батарее. Для определения технического состояния АКБ по мимо плотности электролита необходимо знать температуру электролита, так как плотность напрямую зависит от температуры.
Термометр состоит из резервуара, ртути и шкалы, внешней защитной стеклянной оболочки.
Рисунок 2 – Термометр
Мультиметр (рисунок 3) предназначен для определения напряжения, сопротивления и температуры АКБ. Такое оборудование еще применяется для определения заряда АКБ. Мультиметр с высокой точностью может определить напряжение АКБ:
АКБ заряжена - напряжение более 12,7 В;
АКБ заряжена наполовину – напряжение 12,1В-12,5В;
АКБ разряжена – напряжение меньше 11,7В.
Мультиметр объединяет в себе назначение нескольких устройств таких как амперметр, вольтметр и омметр.
Мультиметр можно использовать для проверки утечки тока.
Мультиметр относится к диагностическому оборудованию и его еще называют тестером. Мультиметр находит свое применение в электронике. Позволяет оценить параметры АКБ в любом месте. Дает возможность с высокой точностью определить значения показателей АКБ. Встречаются нескольких типов:
Аналоговые;
Цифровые.
Аналоговый мультиметр преобразовывает сигнал тока и передает в виде отклонения стрелки на приборе. Цифровой мультиметр преобразует полученный сигнал в напряжение и выводит на дисплей в виде цифр.
Рисунок 4.3 – Мультиметр
К автоматизированным средствам измерения относят:
ЖК LCD дисплей (рисунок 4) предназначен для визуализации, полученной информации от датчиков. Имеет различные габариты и цветовую гамму. Ограниченный формат выводимой информации. Работает при различной температуре окружающей среды.
Представляет собой устройство отображения. К преимуществам можно отнести компактность и мобильность.
Имеет настраивания яркости дисплея и выбор размеров и цвета шрифта.
Жидкокристаллический дисплей включает в себя множество цветных и многохромных пикселей, которые расположены под источником света. Он потребляет незначительное количество энергии, поэтому его используют во многих электронных устройствах.
Рисунок 4 - ЖК LCD дисплей
Контроллер Arduino используется в робототехнике и электронике. Позволяет автоматизировать процесс управления. Контроллер включает большой объем памяти, множество выводов. К преимуществам также относится подключение разных устройств, например, датчиков для оценки АКБ. Обладает универсальностью.
Данное устройство позволяет определить уровень заряда аккумулятора и вывести полученную информацию на панель приборов на дисплей. К трудностям при работе с контроллером следует отнести ограниченное максимальное напряжение на входе, скачи в полученной информации величин. Контроллер Arduino контролирует напряжение АКБ.
Плата Arduino отслеживает заряд АКБ. В зависимости от показаний напряжения индикатор показывает состояние батареи. Так как потеря напряжения АКБ может привести к отказам и неисправностям источников потребления, то данный контроллер позволит мониторить уровень заряда АКБ.
Поученные аналоговые значения с датчиков контроллером преобразуются в цифровую форму и выводят информацию на ЖК дисплей.
Рисунок 5 - Контроллер Arduino
Датчики (рисунок 6). Их устанавливают в АКБ для получения и замера необходимой информации величин. Далее датчики передают ее контроллеру, который преобразовывает аналоговую форму в цифровую и выводит понятную информацию на ЖК дисплей.
IBS - интеллектуальный датчик аккумуляторной батареи.
Датчик представляет собой мехатронный интеллектуальный датчик аккумуляторной батареи с отдельным микропроцессором. Микропроцессор является составной частью электронного модуля. Электронный модуль служит для отслеживания напряжения, температуры и силы тока, проходящего через аккумуляторную батарею. Электронный модуль включает в себя следующие компоненты:
измерительный резистор (резистор для измерения силы тока);
датчик температуры;
электронный блок обработки данных на отдельной плате.
Датчик IBS в непрерывном режиме измеряет на аккумуляторной батарее следующие величины:
напряжение на клеммах;
зарядный ток;
разрядный ток;
температура аккумуляторной батареи.
Для передачи данных датчик IBS соединен с цифровой электронной системой управления двигателем (DME) или цифровой электронной системой управления дизельным двигателем (DDE) с помощью интерфейса передачи данных последовательным двоичным кодом (BSD).
Рисунок 6 – Датчики
Вывод:
Установлено: к основным неисправностям АКБ относятся: быстрый разряд АКБ, разрушение пластин, сульфатизацию, загрязнение электролита, переплюсовку, механические повреждения АКБ.
В связи с труднодоступностью подключения к решеткам пластин и сложностью измерение плотности электролита с помощью ручного ареометра возникли некоторые неточности в измерениях непосредственно в аккумуляторах батареи. Исходя из этого можно сделать вывод, что вычисление состояния АКБ посредством ЭВМ высокого уровня с использованием высокоточных электронных датчиков является наиболее перспективным, т.к. является более точным способом измерения в, отличии от ручных методов
Список используемых источников:
«Литий-ионные аккумуляторы - в электромобилях» [Электронный ресурс] http:// avtonov.info/litij-ionnye-akkumulatory - Режим доступа свободный.
«Литий-ионные аккумуляторы» [Электронный ресурс]. http://avtonov.svoi.info/libatt.
Долгополов Б.П., Митрохин Н.Н., Штоль Ю.Л., Осипов Ю.Л. Модернизация технологического оборудования: Методические указания по курсу ''Ремонт автомобилей и дорожных машин''. – Москва: МАДИ(ТУ), 1997. – 68 с.
Золотницкий В.А. Автомобиль: поиск и устранение неисправностей. Алгоритм действия / В. А. Золотницкий // [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.e-reading.club/bookreader.php/90745/Zolotnickiii__Avtomobil%27__poisk_i_ustranenie_neispravnosteii._Algoritm_deiistviya.html;
Кашкаров А.П. Нетрадиционные источники питания. М.: ДМК Пресс, 2011. 135 с.
Певнев Н.Г., Трофимов Б.С., Момот Ю.С. Повышение жизнеобеспеченности автомобилей в условиях севера путем поддержания заряженности аккумуляторных батарей // Материалы Международной очно-заочной научно-технической конференции «Проблемы исследования систем и средств автомобильного транспорта». 2017. С. 91 - 97.
Повышение надежности АКБ путем внедрения новых систем мониторинга и контроля / Дикевич А.В. // Сборник научных трудов выпуск №16 – Брянск, 2012. – С. 124-126.
Программирование универсального контроллера системы энергосбережения транспортных средств / Дикевич А.В., Матренин А.В. // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. – Харьков, 2013.
Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / Ю.Т. Вишневецкий – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2006. – 380 с.
Эксплуатация автомобильных аккумуляторов и аккумуляторных батарей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://akbplus.ru/AKB-Spravka/ekspluatation- avtoakb.html.