ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На данный момент главной целью современного российского образования является формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, ученик так же должен находить, составлять алгоритм её решения, контролировать процесс и адекватно оценивать полученный результат. И таким образом одной из функций нового федерального государственного образовательного стандарта является реализация развивающего потенциала общего образования [5].

Основной задачей, каждого учителя как в начальной школе так и в основной является формирование универсальных учебных действий у учащихся общеобразовательных школ. За последний период в школах удалось решить ряд таких задач, как. организационных, управленческих и методических задач. Данные задачи обеспечивают в школах переходом на новый федеральный государственный стандарт начального и общего образования.

С каждым годом уровень сформированности отдельных универсальных учебных действий все чаще становится объектом государственных форм экспертизы и аттестации.

Универсальные учебные действия (УУД) как совокупность способов действия обучающегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса умения приобретать и эффективно использовать знания [4].

Рассмотрим определение универсальных учебных действий:

Универсальные  учебные действия идеологов стандарта нового поколения означают:

- В широком смысле - способность учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение нового социального опыта.

- В узком смысле - совокупность методов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование навыков, в том числе организацию этого процесса.

Были выделены основные виды универсальных учебных действий [3]:

• Личностные (самоопределение, формирование чувства и действие морально-этической оценки), Делают обучение значимым, обеспечивают важность решения образовательных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, развивать свою жизненную позицию по отношению к миру, окружающим людям, себе и своему будущему [3].

• Регулятивные (самоопределение, планирование, мониторинг, коррекция, оценка, прогнозирование), обеспечивают возможность управления познавательной и образовательной деятельностью путем постановки целей, планирования, мониторинга, корректировки их действий и оценки успешности обучения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегулированию в образовательной деятельности обеспечивает основу для будущего профессионального образования и самосовершенствования [3].

• Познавательные (общее, логическое, знаково-символическое) включает в себя действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования исследуемого контента, логические действия и операции, методы решения задач [3].

• Коммуникативные (предполагает умение организовывать продуктивное взаимодействие и  сотрудничества; а также  умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и координировать совместные действия, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, иметь возможность вести переговоры, вести дискуссии, правильно выражать свои мысли, поддерживать друг друга, эффективно сотрудничать как с учителем, так и с коллегами)

Мы конкретно остановимся на формирование коммуникативных учебных действий на уроке биологии в 7 классе. Курс зоологии в 7 классе по биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

При формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках биологии используют диагностические карты. Диагностические карты–это форма отслеживания результатов формирования коммуникативных УУД.

Так же имеется алгоритм работы с диагностическими картами.

1. Перед началом учебного года классный руководитель заводит следующие папки:

• папка индивидуальных диагностических карт (ИД) для портфолио обучающегося. Каждая карта вкладывается в отдельный файл;

• папка индивидуальных диагностических карт для учителей-предметников. Каждая карта вкладывается в отдельный файл;

2. На своем рабочем компьютере классный руководитель вносит списочный состав класса в сводную ведомость.

3. Перечень предметов (обычно 4–5), по которым в полугодии будет проводиться мониторинг УУД, определяется администрацией школы.

4. Классный руководитель выдает учителям-предметникам папку индивидуальных диагностических карт в зачетные недели (в конце полугодия и конце учебного года).

5. Учитель-предметник в течение 1–2 дней заполняет в карте каждого ученика свой столбец, проставляя баллы 0–1–2 в соответствии с критериями оценки и опираясь на формы оценки УУД.

6. После заполнения всеми учителями-предметниками, классный руководитель вносит итоговые баллы по каждому предмету в автоматизированную сводную форму. Итоговые баллы и уровень формирования УУД у каждого обучающегося подсчитываются автоматически.

Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках биологии, заключаются в умение общения учеников. И коммуникативные универсальные учебные действия лучше всего проверить в работах в парах, группах. [6]

Преимущества групповой работы:

-создают учебную мотивацию;

-пробуждают познавательный интерес;

-создают ситуацию успеха;

-вырабатывают умение общаться с другими людьми;

-формируют оценочные категории своей работы.

Используя коммуникативные учебные действия на уроках биологии в 7 классе, при изучении курса «Зоологии», когда дети впервые сталкиваются с данным разделом, с новыми понятиями, необходимо использовать различные приемы коммуникативных УУД, так как детям необходимо выражать свое мнение, аргументировать, работать в группах, и так далее, и для этого им необходимо правильно, красиво формулировать свою речь, что бы при работе с другими учениками и учителем было правильно, а главное грамотно сформирована речь.

Список используемой литературы

               Акимова М. К., Борисова Е. М., Гуревич К. М., Козлова В. Т., Логинова Г. П., Раевский А. М., Ференс Н. А. Тест умственного развития абитуриентов и старшеклассников (АСТУР). Руководство по работе с тестом. — М., 1995.

               Андреева Н.Д. «Проблема формирования универсальных учебных действий в методике и практике обучения биологии». Журнал «Биология в школе», №4, 2014

             Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя /А.Г. Асмолов и др. - М., 2011.

             Баранова В. А. История преподавания биологии в русской школе: прошлое, настоящее и будущее». URL: http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/07/30/statya-istoriya-prepodavaniya-biologii-v-russkoy-shkole-proshloe [электронный ресурс] дата обращения 02.02.2016

             Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 1989. 292 с.

             Битинас Б. П., Катаева Л. Н. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы. // Педагогика. – 1993. – № 2.

Просмотров работы: 31