ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Галина Ю.Р. 1, Левшина Н.И. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Исторически сложилось, что патриотизм, любовь к Родине, во все времена были чертой национального характера. Но в последнее время, из-за нестабильности в обществе, все больше стала заметна потеря нами традиционного патриотического сознания.

Патриотизм – высокое и сложное понятие, оно так многогранно по своему содержанию, что не определить несколькими словами. Это и любовь к близким и родным людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ, за землю, на которой ты живешь. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного, воспитательного процесса. О необходимости патриотического воспитания ещё высказывал Толстой Л. Н: говоря, что страна, позабывшая свою историю, культуру, традиции своих героев обречена на вымирание.

Тему патриотического воспитания в своих трудах раскрывали классики педагогики Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Воспитание патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста, так считали Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Е.И.Водовозова, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, «складывается» человек. Многими психологами (А.Г.Ковалёвым, А.А.Люблинской, Т.А.Репиной, П.М.Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями.

Формировать чувство патриотизма, любви к Родине, гордость за свою страну необходимо начать уже в дошкольном возрасте. Данный возраст является наиболее благоприятным для воздействия на человека. В этот период образы восприятия очень сильные и яркие, поэтому надолго остаются в памяти. От того, как будут патриотические чувства сформированы в дошкольном возрасте, зависит его развитие в последующем.

В связи с этим, перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей чувства любви и гордости за свою Родину, гражданственности через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование патриотических качеств дошкольников с использованием современных технологий. Работа должна строиться так, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Для достижения эффективного результата, необходимо искать разные, нетрадиционные методы воздействия на эмоциональную и нравственную сферы ребенка.

Одним из наиболее интересных и эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность. Она позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В это время происходит объединение общих способов решения учебных и творческих задач, общих способов , художественной, мыслительной, речевой и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Работа в подгруппах дает детям возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает нравственные и коммуникативные качества.

Проектная деятельность обеспечивает развитие самостоятельности и творческой инициативы участников проекта; реализует принцип сотрудничества взрослых и детей; открывает возможности для формирования своего жизненного опыта общения с окружающим его миром.

В содержании проектов включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: непосредственно-образовательная деятельность, праздники, экскурсии, игры. Публичное представление продукта проектной деятельности происходит на акциях, конкурсах, выставках.

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших составляющих системы воспитательной работы. Проектная деятельность – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических качеств с помощью проектной деятельности способствует обогащению знаний дошкольников. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России. Так тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Погружение в тему Великой Отечественной войны можно начать опосредованно, для того чтобы вызвать интерес у детей: «А что это?». Для этого можно организовать выставку книг с иллюстрациями о событиях войны, обогащать понятийный словарь детей такими словами, как: мир, война, Родина, герой и другие. В рамках проекта дети знакомятся с художественной литературой: солдатская сказка К.Паустовского «Похождение жука – носорога», рассказы Юрия Яковлева патриотического содержания: «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков», «Кепка-невидимка», «Иван – виллис», «Подкидыш», «Пусть стоит старый солдат». В проектную деятельность желательно включить мультипликацию. Мультипликация является видом искусства, который доступен детскому восприятию. Яркость, эмоциональность образов, создаваемых мультипликацией, делают этот вид искусства очень привлекательным для детей. Это могут быть такие мультфильмы о событиях Великой Отечественной войны» как:

«Василёк»;

«Солдатская сказка»;

«Партизанская снегурочка»;

«Воспоминание»;

«Легенда о старом маяке»;

«Скрипка пионера»;

«Сильные духом крепче стены».

Таким образом, использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считается наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

Всё вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Список использованных источников:

1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.

2. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного  возраста: // «Управление ДОУ». – 2006. - № 8. – 80с.

3 Степанова Н.А., Санникова Л.Н., Юревич С.Н., Левшина Н.И.
Социально-информационная компетентность педагогов как условие преемственности дошкольного и начального общего образования // В книге: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ, ТЕХНИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. Тезисы докладов 78-й международной научно-технической конференции. 2020. С. 385

Просмотров работы: 216