Проблема умственного воспитания и развития была и остается одной из самых значимых в дошкольной психологии и логопедии. На современном этапе она приобретает особое значение из-за тенденции роста числа детей с отклонениями в умственном развитии. К таким относятся дети с задержкой психического развития. Они составляют основной контингент коррекционных групп в дошкольных учреждениях компенсирующего типа. Задержка психического развития очень часто осложнена речевыми дефектами. В работе с этими детьми прослеживается взаимосвязь речевого и общего развития. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием логомоторных функций, детям присуще и некоторые отставания в развитии двигательной сферы, которые характеризуется плохой координацией движений. Отмечается недостаточная координация пальцев, кистей рук. Нарушение речи у детей разнообразно по своим проявлениям и механизмам: несформированность речеслуховых дифференцировок, нарушение речевой моторики, фонетические дефекты.
Положения психофизиологии о речевых процессах, как о сложнейшей системе сенсомоторных координаций и положение П.К. Анохина, что на ранних этапах развития особенно отчетливо выступает связь высших психических процессов с их чувственной основой легли в основу нашей коррекционной работы, а, в частности, использование логопедических разминок в коррекционно-развивающем процессе. Логопедические разминки – это включение в межанализаторную деятельность тактильного, слухового, зрительного анализаторов. Это тесное взаимодействие ручной моторики и орального праксиса, статической и динамической координации, ритмической организации движений.
Основной задачей разминок, является закрепить полученные знания и речевые навыки на логопедических занятиях. Разминки должны носить коррекционно-развивающий характер и опираться на общие теоретические основы общей педагогики, медицины и психологии, основу которых составляют общие и специфические закономерности нормального и аномального развития, положения о компенсаторных возможностях развивающегося мозга ребенка в процессе систематической лечебно-коррекционной работы.
Основой логопедических разминок являются движения: рук, ног, артикуляции, туловища, мимики, дыхательного аппарата. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь, а формирование движений происходит при участии речи. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев.
Особенно тесно со становлением речи связано развитие тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечает, что рука исторически оказалась тесно связана с речевой функцией. И развитие этих двух функций идет параллельно, то есть совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Поэтому включение пальчиковой гимнастики в логопедические разминки имеет целебное воздействие на организм ребенка как в физиологическом плане, так и в духовном.
Так же в каждую логопедическую разминку включены упражнения на развитие общей моторики. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации общей произвольной моторики. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок, настраивая ребенка на игру. Чтобы подражать движениям людей, животных и даже растений, изображать действия с предметами ребенок должен сначала увидеть их в реальной жизни. Только имея четкое представление о предметах и явлениях, их свойствах, можно говорить о точном понимание слова, а это одно из необходимых условий овладения произношением слова.
Значительное место в коррекционной работе занимают речевые игры с введением в них метроритма. Такие игры дают возможность детям «играть своим телом», как первым инструментом творческой активности. Пластическое изображение текста с жестовыми рисунками способствует активизации абстрактного и ассоциативного мышления.
Логопедические разминки – один из видов активности с упражняющими функциями. Наряду с развитием общей и мелкой моторики, в ней отрабатываются движения артикуляционного аппарата, что очень важно для постановки фонетической стороны речи, тренировке дыхательного аппарата, мимической мускулатуры, развития голоса.
Включение в разминки упражнений на дыхание имеет особое значение. Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки. У детей отмечается недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Поэтому специальные упражнения помогают развивать объём лёгких, сформировать груднобрюшной тип дыхания, а, как следствие, речевое дыхание.
Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Модели дыхательных упражнений помогают развивать у ребёнка эмоциональность, воображение, создают хороший физический и психический фон самочувствия. Кроме того, такие модели помогают организовать дыхание различной силы и продолжительности на звуках и слогах, снимают мышечный тонус, раскрепощают дыхательный и голосообразующий аппарат. Поэтому упражнения на дыхание сменяются упражнениями для голоса. Смысл этой работы в том, чтобы саморегулирующий процесс речеобразования довести до совершенства, развить свойства и качества голоса. Здесь важно выразительно преподнести упражнения, увлечь ребёнка и создать атмосферу радости. Известно, что напряжение в любой части тела, а, особенно в кистях рук, отрицательно отражается на звучании голоса. Поэтому целью таких упражнений является внесение корригирующего влияния на дыхание, голос, предотвращение мышечных спазм.
В логопедические разминки включены лишь поглаживающие движения самими детьми лицевых мышц, мышц шеи под ритмический текст. Это помогает активизировать мимические мышцы и последовательно формировать непроизвольные мимические движения. Одним из компонентов логопедических разминок являются мимические картинки. Дети должны ухватить «стилистические» оттенки мимики и передать эмоцию. Воображение в этом случае особенно активно: меняющаяся мимика будет всё время подстёгивать, заставляя искать верную интонацию. Таким образом, происходит ознакомление детей с невербальными средствами общения. Такие игры учат различать самые разнообразные чувства, настроения, радость, горе, печаль, испуг, обиду. Детям после таких игр становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других.
Компонентом логопедической разминки являются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики. Известно, что правильное произношение обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Исходя из того, что мышление дошкольника носит наглядно- образный характер, то большинство упражнений связаны с определёнными игровыми образами. Включение в структуру логопедической разминки элементов психогимнастики обусловлено психологическими особенностями детей с задержкой психического развития: неустойчивость психоэмоционального состояния, повышенная возбудимость, агрессивность.
Каждая часть логопедической разминки предусматривает вариативность используемых заданий. Комплексы логопедических разминок связаны с доступными детям лексическими темами. Игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям детей. Включение логопедических разминок в коррекционную деятельность, не только создает условия для развития детей, но и способствует их физическому развитию. Совершенствуется координация движений, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка радостное, бодрое настроение и благоприятно сказывается на психофизическом состоянии организма в целом.
Такое многостороннее воздействие и комплексный подход помогают решить многие проблемы в работе с дошкольниками в условиях детского сада.
Список использованных источников:
Левшина Н.И., Александрович Т.В Игра как средство формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР.
В сборнике: МИР ДЕТСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ. Сборник материалов Х очно-заочной Международной научно-практической конференции. 2016. С. 99-101.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи. СПб: «Детство- ПРЕСС», 2001.-350с.
Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков . СПб.: «КАРО», 2006.-255с.