К проблеме проектирования программы развития дошкольной образовательной организации - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

К проблеме проектирования программы развития дошкольной образовательной организации

Сапаева А.Р. 1, Левшина Н.И. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО), что выражается в переходе учреждений в режим развития.

В настоящее время в практике управления дошкольной образовательной организацией прочно утвердилась необходимость качественной разработки такого документа как программа развития дошкольной образовательной организации (ДОО).

Изучение программ развития ДОО является одним из методов оценки качества деятельности образовательного дошкольного учреждения. Однако задача проектирования программы развития ДОО продолжает оставаться проблематичной для многих руководителей [1].

В соответствии с  Федеральным законом от 29 декабря 2012  года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  в части установления компетенции образовательной организации (п. 7 ч.  ст. 28) является разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации.  

Программа развития рассматривается как инструмент органа управления, необходимый для привлечения ресурсов для решения значимой проблемы. С управленческой точки зрения Программа развития является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной деятельности образовательного учреждения.  

Как документ Программа развития может быть определена как главный стратегический управленческий документ дошкольной образовательной организации, выстроенный с учетом программно-целевого или проектно – целевого управления, направленный на  инновационное развитие конкретной образовательной организации [3].

Внедрение в практику образования проектирование программы развития следует рассматривать как ответ на изменяющуюся социально-экономическую ситуацию, позволяющий с учётом новых реалий либо реконструировать, либо создавать принципиально или относительно новые образовательные системы различных уровней.

Примеры различного составления программ развития можно найти в работах ученых В.С. Лазарева, М.М. Поташника, К.Ю. Белой, специалистов комитетов образования Москвы и регионов: Т.К. Воробьевой, Г.К. Широковой, А.А. Майера, М.В. Корепановой.

Программа развития ориентирована в конечном итоге на решение одной главной проблемы – повышение качества обучения и воспитания.

Современные научные представления о проектировании связаны с такими понятиями, как «проект», «проектирование», «алгоритм проектировании», «экспертиза проектирования».

Термин «проект» («projectio») в переводе с латинского означает «бросание вперед».

Процесс создания проекта называется проектированием. Понятие «проектирование» в переводе с латинского означает (projectus, буквально – «брошенный вперёд»), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта [4].

При проектировании программы развития необходимо учитывать специфические особенности конкретного педагогическогоколлектива дошкольного учреждения, реальной обстановки и условий, техсотрудников, кто будет осуществлять на практике мероприятия, предусмотренные в программе развития [2].

Лазарев В.С. и Поташник М.М. образно сравнивают программу с картой для движения по незнакомой местности, на которую нанесены маршруты передвижения разных групп и точки их встреч и выделяют следующие свойства:

актуальность – свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания, конкретного детского сада;

прогностичность – свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т.е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться;

рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально – полезныйрезультат;

реалистичность – свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и возможным;

целостность – свойство программы обеспечить полноту состава действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями;

контролируемость – свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые цели), т.е. определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям;

чувствительность к сбоям – свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. Чувствительность к программе тем выше, чем более детализирована программа.

Таким образом, программа развития дошкольной образовательной организациисистема управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, предполагающая развитие пространства дошкольной образовательной организации, пространства родителей, пространства детей, и направлена, прежде всего, на повышение качества воспитания и обучения в дошкольной образовательной организации.

Список использованных источников:

Азарьева В.В. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования / В.В. Азарьева, О.А. Гороленко, В.М. Григорьев и др. – СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2007. – 44 с.

Вачугов, Д.Д. Менеджмент в образовании: практический курс: учебное пособие / Д.Д. Вачугов, В.Р. Веснин, Н.А. Кислякова; под ред. Д.Д. Вачугова.- 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2007.

Воровщиков С.Г. Как правильно разработать образовательный проект и провести учебное исследование: дидактико-методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся / С.Г. Воровщиков, Т.К. Родионова – М.: «5 за знания», 2017. – 67 с.

Гришина И. В. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения / И. В. Гришина. – М. : КАРО, 2006. – 128 с.

 

Просмотров работы: 8