Вопрос о гуманизации и гуманитаризации в сфере биологического образования на современном этапе является важным и актуальным. Гуманитаризазация образования предполагает его гуманизацию, признание человека как высшей ценности. По мнению М.К. Мамардашвили [2], гуманитаризация предполагает систему мер, направленных на акцентирование культурных начал в образовании, на становление зрелой личности, обладающей выраженным духовным потенциалом, готовой к самостоятельному созиданию. Гуманитарный и гуманистический потенциал биологического образования заложен в его содержание и подходы к организации педагогической деятельности [5]. Все разделы школьной биологии предполагают формирование и развитие личностных качеств обучающихся планируемыми результатами которых являются универсальные учебные действия: умения анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; знание о последствиях влияния факторов риска на здоровье человека; оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; предвидеть последствия влияния факторов риска на здоровье человека [1]. Следовательно, формирование УУД осуществляется в рамках аксиологического и антропологического подхода.
Антропологический подход к организации процесса обучения (к ее дидактической составляющей) тщательно исследуется в теории и практике современной науки. По мнению А.Е. Фирсовой, антропологический подход – это целостная система идей, ориентированных на человека, как предмета познания, выполняющая гносеологическую, прогностическую, и нормативно-праксиологическую функцию, реализуемые на уровне теории и практики образования [3].
В школьных разделах биологии рассматриваются вопросы, касающиеся бережного отношения человека к себе, к своему здоровью и здоровью окружающей среды. Также большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, рационального природопользования, рассмторению концепции устойчивого развития человека и биосферы.
Ценностный и антропологический подходы проходят через все ступени биологического образования. На уроках «Окружающего мира» в начальном звене у учащихся закладываются основы знаний о природе и человеке, о взаимоотношениях человека и окружающей среды и правилах безопасного поведения, о взаимосвязях в живой и неживой природе. Формирование экологической составляющей продолжается на уроках ботаники при изучении многообразия растительного мира и его охраны, важной роли растительных организмов для поддержания жизни всей биосферы. В разделе «Животные» учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его экологической ролью. Важное значение уделяется вопросам охраны диких и домашних животных, зоологическому краеведению. В школьном курсе «Человек и его здоровье» обучающиеся приобретают знания об организме человека, системах органов, гигиене, основах здорового образа жизни. Согласно ФГОС, как и остальные курсы, данный раздел построен с учётом преемственности с примерными программами начального и общего образования и продолжает гуманизацию в содержании и принципах обучения.
Основные цели и задачи изучения биологии в 8 классе сводятся не только к изучению строения и функционирования организма человека, но и кформированию понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Изучение основ общей биологии на заверщающем этапе школьного обучения предполагает знакомство учащимися с функционированиям систем организма на клеточном, органном, системном и биосферном уровнях жизни. В старших классах учащиеся знакомятся с современными достижениями биологической науки в области молекулярной биологии, биологической химии, генетики, биотехнологии и генной инженерии, обсуждают вопросы эволюционной теории [4]. Школьники затрагивают моральный и этический аспекты при изучении таких вопросов как: клонирование, трансплантация органов и систем человека, методы исследования человека.
Экоцентрическое мировоззрение и экологическая культура продолжают формироваться в темах, рассматривающих экологию человека, социальную экологию и экологию биологических систем. Все разделы школьной биологии предполагают интегрированный подход, междисциплинарные связи, деятельностный и личностно-ориентированный подходы. На уроках биологии используется интеграция не только с такими дисциплинами, как физика, химия, но и с литературой, музыкой, изобразительным искусством. Также дисциплина практикоориентирована: она предполагает работу учащихся на пришкольно-опытных участках, работу в живом уголке и уход за растениями, общественно-полезную деятельность в природе, выполнение проектов социальной значимости.
Таким образом, реализация гуманизации и гуманитаризации биологического образования в рамках антропологического подхода способствует тому, что формирует целостную личность человека, понимающую важность гуманитарного и ественнононаучного образования, готовую к созидательной деятельности, направленной на сохранение жизни.
Библиографический список
Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. №1. С.9-11.
Битянова, М. Р. Материалы курса «Разработка и внедрение в школе гуманистической (антропологической) модели образовательной системы» : лекции 1-4 / М. Р. Битянова, Т. В. Беглова. − Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2006. – 48 с.
Котова, И. Б. Педагогическая антропология в процессе обретения дисциплинарного статуса / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов // Известия Российской академии образовании. − 1999. − № 3. − С. 10-22
Фирсова А.Е. Функции антропологического подхода в педагогике // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8273 (дата обращения: 22.09.2020).
Рожкова, А.Е. (Фирсова) Актуальные проблемы антропологического подхода в педагогике / А.Е. Рожкова (Фирсова) // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы V международной научно-практической конференции 29-30 июня 2011 г.: Москва, 2011. –С. 193-194.