К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Веретенникова Н.В. 1, Левшина Н.И. 2
1МГТУ им. Г.И. Носова. Магнитогорск, Россия
2МГТУ им. Г.И. Носова.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воспитание культуры речи предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими), но и совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в живом речевом общении. Другими словами, означает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий. Речевое общение рассматривалось в общем контексте феномена речи в многочисленных трудах ученых различных специальностей: философов (А.С.Арсентьев, В.С. Библер, Ф.Т. Михайлов и др.), языковедов-лингвистов (К.Гаузенблас, Л.С. Скворцов и др.), психологов (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, Н.П. Ерастов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.), педагогов (Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, О.М. Казарцева, С.Е. Кулачковская, К.М.Левитан, В.Г.Нечаева, Л.А. Пеньковская, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищева, А.П. Усова и др.).

Проблема культуры речевого общения дошкольников достаточно подробно исследовалась в работах Е.А. Аркина, А.Г. Арушановой, В.В. Виноградова, Б.С. Волкова, Н.В. Волковой, В.В. Гербовой, Д.Б. Годовиковоой, А.Б. Добровича, М.И. Лисиной, С.И Львовой, А.Г. Рузской и др.

Вместе с тем, следует признать, что в настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций. Сегодняшний выпускник дошкольного учреждения умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения, что влечет за собой и упадок общей культуры. В этой связи в современной системе образования обозначенная проблема вновь приобретает особую актуальность.

Коммуникативная функция речи является самой ранней.

Способность к общению включает в себя: 1) желание вступить в контакт с окружающими («Я хочу»), 2) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»), 3) умение организовать общение («Я умею»). Культура речевого общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач. Культура речевого общения дошкольника - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Адекватное коммуникативное поведение, культура речевого общения основывается на определенных знаниях, умениях, навыках. Сформированные коммуникативные навыки подразумевают умение воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих, предполагают умение строить своё поведение согласно социальным нормам, т.е. требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть принят и понят другими. Развитые коммуникативные навыки подразумевают соответствие речи требованиям правильности, точности, логичности, чистоты. Эти качества регулируются особым качеством речи - уместностью, под чем понимается такая организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и задачам общения. А.А.Леонтьевым подчеркивается, что развитие речи ребенка - есть, прежде всего, развитие способов общения, овладение которыми требует формирования языковой способности. Успешность формирования последней обусловлена как созреванием механизмов психики, так и частотой, содержательностью контактов ребенка с окружающим миром. В свою очередь, А.В.Запорожец также отмечал зависимость уровня развития речи от частоты и содержательности коммуникаций. Далее охарактеризуем, как изменяется речевое общение ребенка старшего дошкольного возраста.

У ребенка появляются и отрабатываются многие практические умения. Дети общаются на различные темы, развиваются и совершенствуются диалоговые навыки при общении с ровесниками. Ребенок пересказывает знакомую историю, телевизионный эпизод или сюжет фильма; использует социальные стереотипы (например, «Извините», «Простите»); понимает логическую последовательность событий; осознает, как реагировать на чувства других людей; начинает понимать язык телодвижений собеседника. Кроме того, начинает принимать во внимание точку зрения собеседника; выстраивает диалог, опираясь на потребности собеседника; использует речь для того, чтобы договориться со сверстником, наладить совместную деятельность.

У ребенка проявляется способность к дифференцированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения. Все это дает основание говорить о потенциальных возможностях старшего дошкольника быть субъектом полноценного взаимодействия с окружающими, доказывает необходимость и важность проведения специальной работы по формированию культуры речевого общения.

Рассмотрим некоторые методы и приемы, которые можно использовать для формирования культуры речевого общения.

Приучение – такой прием, в ходе которого воспитатель дает детям речевой образец и приучает к этому образцу, контролируя точность выполнения ими того или иного правила. Например, демонстрирует красоту и правильность поведения за столом; эстетику доброжелательного обращения взрослого и детей во время игры, занятия, разговора со старшими и сверстниками.

Речевой образец – правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами-пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.

Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) – универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи, а также способствует введению в словарь детей разнообразных этикетных формул. Примерами игр могут быть следующие: «Кто скажет больше слов – приветствий», «Скажи по другому».

Следует подчеркнуть, что на одном занятии обычно употребляется комплекс методов и приемов, которые подбираются в соответствии с решаемыми задачами. Их обоснованный выбор во многом определяет результативность работы.

Список использованных источников:

Курочкина, И. Дошкольник и этикет / И. Курочкина // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 3. – С. 12 – 17.

Левшина, Н.И. Речевой этикет дошкольника / Н.И. Левшина, М. В. Полякова. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 61 с.

Просмотров работы: 53