The article is devoted to an actual problem - the interaction of man and nature. It is important to note that communication with nature begins with preschool age. In order for a child to develop the right attitude to nature, the teacher must conduct the right work to solve this problem. The article presents a summary of classes for older preschool children.
Keywords: nature, preschool age, humane attitude, environmental education.
В настоящее время взаимодействие человека и природы является одной из актуальных проблем. Человек зачастую злоупотребляет природой и приносит ей вред. Природа – это не только среда обитания человека и фактор удовлетворения потребностей, но и источник формирования гуманных чувств.
B психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградовой, В.Г. Гревцовой, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Марковой, С.Н. Николаевой и др. доказано, что дошкольный возраст является наиболее значимым для развития у детей элементов экологического сознания, формирования у дошкольников положительного типа взаимодействия с окружающим природным миром [2].
Действительно, дошкольный возраст – является началом становления личности, когда закладываются основы правильного отношения к природе. Именно в этом возрасте он знакомится с природой и эмоционально воспринимает ее.
Что такое гуманное отношение?
Л.П. Симонова рассматривает ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры наряду с такими категориями как экологические знания и умения, экологическое мышление и экологически оправданное поведение [4].
С.Н. Николаева гуманное отношение рассматривает как «совокупность знания и активных проявлений ребенка, интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимание и сочувствие к тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту» [3, c. 144].
Н.Н. Кондратьева «отношение к природе» определяет как гуманноценностное. Оно заключается «в доброжелательности к живым существам; эмоциональной отзывчивости на их состояние; интереса к природным объектам; в стремлении осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия» [1, с. 4].
Ценностное отношение к природе, по мнению П.И. Пидкасистого, предполагает осмысление человеком значимости природы по следующим критериям: для жизни и счастья, для присутствия красоты в жизни, для радости общения с представителями флоры и фауны, для созидания продуктов и сырья, для физического и психологического комфорта, для ощущения себя частью природы и продуктом природы [5].
Опираясь, на определения ученых, можно сделать вывод, гуманное отношение – это система гармоничных отношений к миру, к другим людям и самому себе, обусловленное нравственными нормами и ценностями.
Мы представляем авторский апробированный конспект занятия, который поможет сформировать у старших дошкольников гуманное отношение к природе.
Конспект занятия « Гуманное отношение к природе».
Цель: повысить уровень сформированности основ экологической культуры через формирование гуманного отношения к природе.
Задачи:
Расширять представления детей о взаимосвязи природы и человека.
Воспитывать у детей интерес к природе, деятельностное отношение к ней, стремление сохранения ее целостности
3. Способствовать развитию у детей эмоционально-положительного, экологически правильного отношения к природе.
4. Развивать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, здравствуйте. Мне сегодня утром почтальон отдал посылку. Давайте вместе посмотрим, что внутри. (Дети с воспитателем осматривают посылку и находят письмо).
Воспитатель: Давайте сначала прочитаем письмо и узнаем от кого оно.
«Дорогие ребята, я обращаюсь к вам за помощью. Я старичок-лесовичок – житель нашего леса. У нас в лесу случилась беда. Кто-то пробрался в лес и нарушил покой леса! Я отправляю вам доказательства его дел, но для того чтобы открыть его вам нужно выполнить задание. Я жду вашей помощи! Ведь вы мои друзья! С наилучшими пожеланиями Стричок-Лесовичок».
Воспитатель: Ребята поможем Старичку-лесовичку? (ответы детей).
Воспитатель: Чтобы открыть сундучок и понять, что случилось Вам нужно ответить на вопросы «Что такое хорошо, а что такое плохо». Я буду читать вам небольшие истории, а вы должны до конца прослушать истории и оценить поступок, которые совершили герои: если плохо – то поднять темную карточку, а если хорошо – светлую. Готовы?
Воспитатель:
- Миша пошел в лес за грибами и взял с тобой колонку с музыкой. Придя в лес, он включил громко музыку и начал собирать грибы.
- Кристина с родителями поехали на пикник. Они хорошо провели время. После себя в лесу они оставили пакеты, бутылки и бумажки.
- Петя с папой посадили дерево в деревне у бабушки.
- Даша решила собрать большой букет из полевых цветов.
Воспитатель: Вы молодцы, правильно оценили поступки наших героев.
Открываем сундучок, а там лежат предметы: банка, бутылка, поломанная ветка, спички, картинка гриба, букет с цветами.
Воспитатель: Теперь, ребята ваша задача по очереди вынуть из сундука предмет и рассказать, что сделал человек и как правильно поступить. (Ответы детей).
Стук в дверь. Входит Старичок-лесовичок.
Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я слышал ваши ответы, как вы рассуждаете. Вы молодцы! Но для того чтобы больше такого в лесу не повторилось, нам нужно создать памятку «Правила поведения в лесу», чтобы все гости леса знали как вести себя в природе. Но для этого сначала сыграем в игру.
Игра « Можно-нельзя».
Разжигать костер в лесу (нельзя).
Разорять гнезда птиц (нельзя).
Сажать деревья в лесу (можно).
Убирать за собой мусор в лесу (можно).
Ломать ветки деревьев (нельзя).
Любоваться цветами (можно).
Старичок-Лесовичок: Молодцы! Вы знаете как правильно вести себя в лесу! И вам не составит труда составить памятку, а еще лучше, если вы ее нарисуете, и потом выберите самую лучшую и пришлете мне в лес. Чтобы ей пользовались все гости леса. А мне пора идти, меня ждут в лесу! Спасибо ребята! До свидания!
(Дети прощаются с гостем).
Воспитатель: Ребята вам понравилось помогать Старичку-лесовичку? Что вы узнали нового? Теперь мы приступим к выполнению памятки, а то Старичок-лесовичок будет ждать. (дети с воспитателем рисуют памятку, выбирают лучшую и отправляют Старичку-лесовичку).
Таким образом, данный конспект поможет детям разобраться, что можно делать в лесу, а что нельзя и практически закрепить знания, при помощи изодеятельности. Педагоги могут использовать данный материал в своей работе, творчески меняя и дополняя его.
Список литературы:
Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 229 с.
Мельникова Е.С., Шепилова Н.А. Исследование развития элементов экологического сознания у детей экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в практике дошкольной образовательной организации // Мир детства и образование: сб. материалов ХIII Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2019. С. 86-90.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания / С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова – М.: «Академия», 2000.
Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / ред. П.И. Пидкасистого - М.: Педагогическое общество России, 1998.