ПРОБЛЕМАТИКА МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОБЛЕМАТИКА МАНИПУЛИРОВАНИЯ СОЗНАНИЕМ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

Филиппова А.А. 1, Печеркина К.П. 1, Новикова А.А. 1
1филиал ТИУ в городе Тобольске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Жизнедеятельность современного социума невозможно представить без сегодняшних многообразных манипулятивных техник: от непосредственных межличностных интеракций до бытовых, экономических и политических предпочтений; соответствующего поведения и деятельности.

Влияние информационных ресурсов на сегодняшний день безгранично. Почти в каждом доме есть источники СМИ – начиная от гаджетов и заканчивая компьютером или телевизором. Некоторые маркетинговые манипулятивные направления уже считаются обыденными и не опасными, но есть сферы личностно-психологического, материального порядка, когда подобные манипулятивные процедуры не только считаются, но и часто являются небезопасными для людей. Авторов данного исследования интересовали вопросы, связанные с демографическими, гендерными, социальными аспектами: кто подвержен влиянию манипулятивных процедур больше – молодые люди или люди преклонного возраста, личности женского или мужского пола, социально-активные и т.д. Считаем, что в современных условиях трансформирующегося российского общества, виртуализацией интеракции, вопросы, связанные с распространением манипулятивных техник в социуме являются актуальными и требуют усиления исследовательского потенциала.

Ключевые слова: манипулятивные техники, сознание людей, современный социум.

Summary. The vital activity of modern society cannot be imagined without today's diverse manipulative techniques: from direct interpersonal interactions to household, economic and political preferences; appropriate behavior and activities.

The information resources influence today is limitless. Almost every home has media sources - from gadgets to computers and televisions. Some marketing manipulative directions are already considered common and not dangerous, but there are areas of a personal, psychological, material order, when such manipulative procedures are not only considered, but are often unsafe for people. The authors of this study were interested in issues related to demographic, gender, social aspects: who is more susceptible to the manipulative procedures influence - young people or people of advanced age, female or male personalities, socially active, etc. We believe that in the modern conditions of the transforming Russian society, interactive virtualization, issues related to the spread of manipulative techniques in society are relevant and require research potential strengthening.

Key words: manipulative techniques, people's consciousness, modern society.

Введение. Как показывают источники, на сегодняшний день манипулированию подвергается каждый человек на нашей планете. Очевиден факт взаимовлияния при обыденной интеракции людей. Манипуляторами могут быть не только люди, но и «идеалы» в социальных сетях, группы людей по интересам, и даже музыка. Все, что нас окружает, начиная от СМИ и рекламы и заканчивая нашими близкими, может быть частью одной большой манипуляции.

Доктрины и развитые теории манипулирования людьми сложились недавно – в XX в. Однако исходный материал для них был накоплен в рамках всей предшествующей истории человечества. Комплексный, многомерный характер феномена манипуляции обусловил разнообразные подходы к его изучению, которое происходило и происходит параллельно в рамках ряда наук. XX век стал периодом создания крупных теорий и доктрин и разработки на их основе мощных технологий воздействия. Анализ основных концепций манипулирования позволяет говорить о его рассмотрении как минимум в четырех аспектах: социально-психологическом, социально-политическом, социокультурном, социально-философском[1].

Цель исследования. Рассмотреть разнообразные социологические, психологические концепции манипулирования сознанием людей в современном социуме; провести пилотажное социологическое исследование влияния манипулятивных техник на сознание людей на примере жителей г. Тобольска в возрасте 15-70 лет, выявить наиболее распространённые приёмы воздействия на разные возрастные группы и определить адекватные меры противодействия негативным манипулятивным техникам.

Материал и методы исследования. В XXI веке исследовательский интерес к проблематике манипуляции людьми значительно активизировался, поскольку представленный феномен становится частью современной жизнедеятельности социума, всё чаще несёт негативный аспект, так например: психологические различия между объектом и субъектом манипуляции рассматриваются в работах Э. Шострома и К. Хорни, психологические механизмы манипулятивных технологий, а также методы психологической защиты от них рассматриваются в труде Е.Л. Доценко. Специфика изменений установок и стереотипов личности под воздействием социальных факторов представлена в работах по социальной психологии таких исследователей как: Ф. Зимбардо, М. Ляйппе, Д. Майерс, Э. Аронсон, Э.Р. Пратканис и др. Социальные роли, статусы, потребности как основные субъекты влияния на индивида рассматриваются в работах: Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассета, Ж. Бодрийяра, Э. Ноэль Нойман. Манипуляционный эффект как совокупность результатов воздействия внешних стимулов и внутренних процессов личности анализируется в работах Э. Фромма, У. Липпмана и др.

На основании анализа представленной проблематики наиболее распространенные концепции манипулирования человеком являются:принцип социального доказательства, метод группового подкрепления, правило взаимного обмена, позитивное подкрепление, мотивация страхом[3].

С целью выявления эффективности манипулятивных техник на сознание людей, авторами нами было проведено исследование, в котором было опрошено 115 респондентов г. Тобольска в возрасте от 15 до 70 лет; интервьюирование 3 специалистов-маркетологов с целью определения влияния специфических механизмов на поведение людей.

Результаты исследования. Как показали результаты исследования 85% опрошенных респондентов возрасте от 15 до 70 лет поддаются рекламному и маркетинговому манипулированию совершая покупки, пользуясь услугами и сервисом, причем в одинаковой степени как респонденты мужского, так и женского пола. Большая часть пользователей интернет-ресурсов от 15 лет поддавались манипулятивным техникам -88%: совершали покупки под влиянием рекламы, акций, обещанных бонусов– 47% опрошенных респондентов в возрасте от 15 до 45 лет; участвовали в «заманчивых» финансовых акциях и играх – 33% респондентов от 15 до 35 лет, 15% респондентов в возрасте 46-55 лет; участвовали в сомнительных играх, совершая определённые «запрограммированные» действия – респонденты в возрасте 15-25 лет -17%.

Анализ результатов исследования показал, что в большей степени подвергаются телефонным техникам финансового вида манипулирования респонденты от 45 лет – 40%; также респонденты от 45 лет подвержены телефонным техникам манипулирования, связанные с информацией о близких людях - 36%.

Интересен анализ исследования в сфере политического вида манипулирования: 43% опрошенных респондентов верят выборным претендентам без изучения результатов их деятельности, выборной программы, и т.д., под воздействием СМИ; 26% респондентов в возрасте выше 55 лет склоняют свой выбор в пользу претендентов, обещающих финансовое или иное вознаграждение; 23% опрошенных респондентов в возрасте 25-45 лет определяют свой выбор по указанию вышестоящего начальства.

Результаты проведенного эксперт-интервью с маркетологами, позволяют сделать следующие выводы: квалифицированные маркетологи владеют техниками психологического, социально-психологического воздействия на сознание и поведение людей. Эффективными с точки зрения маркетологов являются механизмы воздействия рекламных текстов, композиции рекламы, видеоряды и т.д. на ассоциативное мышление, подсознание людей. Одним из эффективных приёмов влияния являются, например аудиовизуальные коды реализма для подтверждения достоверности: участие в рекламе неизвестных актеров, воспринимаемых как обычных потребителей, случайных людей, имитация актерами «естественного поведения», герои одеты «как все» и т.д. В рекламе товару могут приписывать исключительные качества: покупателю предлагают единственно возможные успешные решения возможных проблем и т.д. Подобные манипулятивные техники относятся к безвредным средствам воздействия на сознание людей.

Заключение. В целом проведенное исследование показало, что в большей степени подвержены «негативной» манипуляции, связанного с финансовыми рисками – респонденты выше 55 лет, в основном респонденты женского пола. Психолого-психическим рискам подвержены в большей степени респонденты 15-20 лет, а также респонденты от 45 лет в одинаковом гендерном соотношении. В целом подвержены «чужому мнению» 38% опрошенных респондентов, из них: 18% -респонденты в возрасте 15-25 лет; 8 % респонденты 26-45 лет; 12% -респонденты выше 45 лет.

В свете происходящих трансформационных условиях социального взаимодействия, при усиливающихся факторах манипулятивного воздействия на сознание людей, активизируется популяризация информации противодействия подобным практикам, что способствует снижению влияния «негативных манипулятивных техник» на сознание и поведение людей. Так, 56% опрошенных респондентов указали, что проинформированы о возможных мошеннических техниках, влияющих на их сознание и поведение. Считаем необходимым активизировать деятельность надлежащих контрольных органов за деятельностью СМИ, Интернет-ресурсов в области распространения и предоставления услуг во всех сферах жизнедеятельности социума с целью минимизирования рисков манипуляции людьми.

Список литературы:

1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита: монография. – М, 2003. -304 с. [Электронный ресурс]. Url: libarch.nmu.org.ua/bitstream/ handle/GenofondUA/44695/4fa42deac644be1fd4e

5d610ddc1e8d3.pdf?sequence=1&isAllowed=y (датаобращения: 10.09.2020).

2. Ефремова Н.Я. Манипулирование сознанием человека в рамках виртуальной реальности // Вестник ВГУЭС. Территория новых возможностей. Изд-во: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, 2012. - 223 с. [Электронный ресурс]. Url: http://science.vvsu.ru/files/095942E7-1FCD-4FF2-B1F5-B0CCA6558105.pdf. ISSN 2073-3984. (дата обращения: 19.01.2020).

3. Ланге О.В. Современные манипулятивные технологии: вопросы теории и методологии: автореф. дисс… канд.пол.наук. – СПб: «Санкт-Петербургский государственный университет», 2015. -23с.

4. Шостром Э. «Анти-Карнеги», или Человек-манипулятор. –М.: Изд-во: Попурри. Серия: Философские науки, 2005г.-400с. [Электронный ресурс]. Url:https://www.labirint.ru/books/68088/(дата обращения: 10.09.2020).

5. Шипова А.В. Манипулирование сознанием и его специфика в современном обществе: автореф. дисс..филос.наук.- Ставрополь, 2007. -25с.

Просмотров работы: 21