ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ИЗУЧЕНИИ КУРСОВ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» И «БИОЛОГИЯ» В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ИЗУЧЕНИИ КУРСОВ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» И «БИОЛОГИЯ» В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Человек получает образование на протяжении примерно 17 лет. Это довольно большой отрезок жизни. Но самое важное временное пространство в нем – школьное образование. И это понятно, ведь оно формирует все основное представление о жизни на Земле. Помимо этого, образование формирует способность к саморазвитию, самообразованию и самоопределению, то есть влияет. Личность проявляется в действии, вид деятельности меняется на каждом возрастном этапе с развитием личности. Для школьников – это учебная деятельность. Главным условием эффективности педагогического воздействия является внутренняя связь всех этапов школьного образования. Поэтому, рассматривая проблему преемственности в обучении, важно учесть не только позицию непрерывности учебного материала, но и позицию личностных и деятельных преобразований учеников.

Сущность преемственности состоит в обеспечении постепенного развития и углубления знаний, в усложнении требований к умственной деятельности, в формировании личного и общественного поведения школьника.

Преемственность в обучении рассматривается как одно из условий постоянного образования обучающегося. Она предусматривает реализацию основных видов преемственности, таких как [1]:

целевая преемственность – согласованность целей и задач воспитания и обучения на разных уровнях развития ученика

содержательная преемственность – объединение содержания, повторения, разработки единых курсов изучения отдельных учебных программ

психологическая преемственность – совершенствование форм организации учебной деятельности и способов обучения с учетом общих возрастных особенностей каждого ученика

технологическая преемственность – согласование форм, средств, приемов и методов обучения

Переход в пятый класс – это переходный этап в обучении детей: их обучают новые учителя, сложность обучения и количество дисциплин возрастает. Часто этот этап сопутствуется появлением различных трудностей, возникающих как у школьников, так и их учителей. Поэтому, чтобы не усугублять положение, учителю начальной школы нужно хорошо подготовить школьников к обучению в старшем звене и обеспечить их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками.

С каждым классом усвоенное ранее понятие наполняется новым содержанием, когда школьник изучает другие связанные с ним и зависимые от него понятия. Из-за этого каждый раз ранее изученное понятие выступает в новых связях и с разных точек зрения, и школьник воспроизводит изученное понятие (нельзя путать это с многократным повторением). Таким образом, с помощью преемственности образуется система знаний, новое понятие привязывается к старому, изученному в начальной школе. Чтобы добиться этого, преподавание курса важно строить в системе учебных задач, заданий и упражнений, в которых ученик будет задействовать как новые знания, так и изученные ранее.

Для модернизации образования необходимо определить направления преемственности содержания начальной и основной школы. То есть, учителям необходимо принять общую для всех ступеней основную идею, цель и содержание образования, методов, организационных форм обучения, методики определения результативности. Так, переходя с одной ступени на другую, учащиеся будут находить в новых дисциплинах что-то знакомое [3].

Задача учителя состоит в том, чтобы организовать качественный переход от недостаточно осознанных, эмоционально воспринимаемых форм действительности, какими обладают ученики начальной школы, к осознанным, волевым интеллектуальным действиям. В обеспечении преемственности в курсах «Окружающий мир» и «Биология» это достигается формированием основ естествоведческих дисциплин. Учащимся 5 класса нужна качественная предметная подготовка по основным темам:

развитие научных знаний с разным уровнем обобщения (мироведческих, страноведческих и краеведческих)

история открытия и изучения природы нашей планеты

развитие человека и человеческого общества

Это предусматривает не только углубление и введение научных понятий, а также применение этих знаний в незнакомой ситуации на практике.

К завершению изучения курса "Окружающий мир" у учащихся должна сложиться целостная структура восприятия живой и неживой природы, её развития во времени и пространстве. Это становится особенно важным при переходе на изучение дисциплины "Биология".

После знакомства в начальной школе с разнообразием природы, её компонентами, с природой родного края, учащиеся готовы перейти к изучению картины мира на уровне пятого класса. При этом в программу не должен входить уже изученный материал начальной школы и ненужное «забегание» вперед.

Чтобы учащиеся основной школы успешно адаптировались к изучению нового предмета в 5 классе, учителем – предметником должна проводиться большая предварительная работа с учителем начальных классов по преемственности. Учитель начальных классов должен знать, какие темы в средней школе даются ученикам сложнее всего [3].

Особое внимание также должно уделяться обеспечению преемственности образовательных программ. Программы реализуются через учебно- методический комплекс и должны быть подобраны с учетом преемственности. Однако, есть немало проблем в обеспечении преемственности преподавания естествоведческих знаний и умений в начальной и основной школе. Одна из этих проблем – несогласованность содержания учебников. Поэтому так важно выбирать на весь период обучения одну образовательную программу [2].

Таким образом, преемственность в изучении курсов «Окружающий мир» и «Биология» представляется в единстве:

планирования содержания,

методов, форм и средств обучения

педагогических действий и требований

создания условий для непрерывного использования и развития усвоенных детьми знаний, умений и навыков

Резюмируя проведенные исследования, можно сказать, что преемственность играет ключевую роль в школьном образовании.

Список литературы:

Голуб Г.М. Проблемы преемственности / Г.М. Голуб // Завуч. – 2002. – №6.

Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. – М., 1983.

Самкова, В.А. Биология в 5 классе: проблемы преемственности начального и основного образования // Биология в школе, 2015. ­– № 1. – с.33-43.

Просмотров работы: 144