ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

Фролович В.В. 1, Кольцова М.П. 1, Лазаревский М.Е. 1
1САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выносливость как двигательное качество, есть способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности.

Выносливость является одним из важнейших показателей для любого спортсмена, в том или ином виде спорте она необходима для выполнения определенных задач. Например, в таких видах как бег, велогонки, бег на коньках и биатлоне выносливость играет решающую роль и от нее напрямую зависит результат выступления спортсмена, в других же видах выносливость играет вспомогательную роль и позволяет оставаться дееспособным долгое время (спортивные игры, контактные виды спорта) или в течении короткого времени восстановиться после физических нагрузок до исходного состояния для дальнейшего выполнения упражнений (спринтерский бег, прыжки в длину, тяжёлая атлетика, фехтование, метание) [3].

Цель работы: изучить типы выносливости человека и методики ее воспитания

Задачи: 1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования; 2) определить типы выносливости человека и дать их описание; 3) определить методы развития общей и специальной выносливости.

Основной задачей формирования выносливости у молодых спортсменов является создание условии в которых, на основы выполнения упражнений, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания, будет обеспечиваться непрерывный рост общей аэробной выносливости.

В общей целостности различают два типа выносливости общую и специальную. Первая представляет собой часть общей физической подготовленности спортсмена, вторая же частью специальной подготовленности [4].

Общая выносливость - это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению любой работы умеренной интенсивности, вовлекающую в действие глобальное функционирование мышечной системы (при работе участвует свыше 2/3 мышц тела) и предъявляющую достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной, ЦНС и другим системам.

Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление [1].

В процессе развития общей выносливости, чаще всего, прибегают к циклическим упражнением длительности от 15 до 20 минут. Выполняются, обычно, упражнения в анаэробном режиме, при этом, в ходе выполнения, придерживаются стандартной системы нагрузок, они могут быть как непрерывными, так интервальными и переменно непрерывными.

При формировании данных видов нагрузок необходимо придерживаться следующих правил:

Доступность - основная идея этого правила состоит в том, чтобы обеспечить соизмеряемые, с физическими показателями занимающихся, нагрузки. То есть при составлении программы тренировок необходимо учитывать возраст, пол и общий уровень физических возможностей. В скором времени, в организме человека выполняющего разработанную для него программу тренировок произойдут физиологические изменения, тое есть он приспособиться к ним и необходимо будет пересмотреть программу в сторону её усложнения, дабы прогрессировать в развитии выносливости. Таким образом доступность нагрузки нужно сохранять на таком уровне, чтобы обеспечивать оптимальное влияние на организм занимающегося без ущерба его здоровью.

Систематичность. В процессе воспитания в организме человека выносливости необходимо соблюдать системность и последовательность воздействий нагрузочных требований, чтобы вырабатывать тенденцию развития устойчивости к физическим нагрузкам. При работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега (физическая нагрузка) он должен сочетаться с ходьбой(отдых).

Постепенность. Данное правило отражает общую направленность систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить интенсивность и продолжительность нагрузки [5].

Методами развития общей выносливости являются:

1. Метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;

2. Метод повторного интервального упражнения;

3. Метод круговой тренировки;

4. Игровой метод;

5. Соревновательный метод.

Равномерный метод основными чертами которого является режим работы с непрерывными длительными нагрузками с равномерными усилиями и скоростью выполнения. Занимающийся должен стремиться сохранять постоянство всех параметров выполнения. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.

Переменный метод имеет отличия от равномерного, он предусматривает последовательное изменение нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости (иногда этот метод называется метод игры скоростей или «фартлек») или других характеристик движения.

Интервальный метод является разновидностью повторного метода и предполагает выполнение упражнений с заранее запланированными интервалами отдыха и с стандартной и с переменной нагрузкой.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6-10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований. Это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований.

Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки [5].

Эффективным средством развития специальной выносливости являются упражнения условия выполнения, которых приближены к соревновательным, то есть в процессе их выполнения задействуются функциональные системы организма необходимые конкретно в данных случаях [4, 5]. Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и около предельной интенсивностью.

Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения [1, 2]:

1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10-15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями;

2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15-30 с, интенсивность 90-100% от максимально доступной;

3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30-60 с, интенсивность 85-90% от максимально доступной.

4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать лактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1-5 мин, интенсивность 85-90% от максимально доступной.

При развитии выносливости следует помнить, что одно и то же упражнение, преимущественно циклического характера, можно выполнять с разной интенсивностью. В соответствии с этим предельное время его выполнения будет меняться от нескольких секунд до нескольких часов. Механизмы утомления, а, следовательно, и выносливости в этих случаях будут различными, то и требования, предъявляемые к организму, будут существенно различны. А это значит, что при дозировке нагрузки для совершенствования выносливости при равномерной мышечной работе следует исходить из знаний зон временных интервалов для нормирования скоростных нагрузок при определении интенсивности двигательной деятельности, и в связи с этим выделяют зоны относительной мощности (интенсивности) физической нагрузки, которые были впервые выделены В.С. Фарфелем [3, 4] (рис. 1).

Рис. 1. Зоны мощности и вклад энергетических процессов физической нагрузки

I – зона максимальной мощности

II – зона субмаксимальной мощности

III – зона большой мощности

IV – зона умеренной мощности

Список использованных источников

1 Вайцеховский, С.М. Книга тренера [Текст] / С.М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 488 с.

2 Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена [Текст]: Учеб. для студентов вузов / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

3 Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.

4 Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин. – М.: Астрель, 2004. – 863 с.

5 Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.

 

Просмотров работы: 22