РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Андрющенко К.А. 1
1Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье мы дадим определения такому понятию, как «эмоции» выделим их роли и значения в жизни каждого человека, а также формы проявления эмоций. Рассмотримрядфундаментальныхэмоцийиспособыуправленияэмоциями.

Abstract. In this article, we will define such a concept as "emotions", highlight their roles and meanings in the life of each person, as well as the forms of expression of emotions. Let's look at a number of fundamental emotions and ways to manage emotions.

Ключевые слова: эмоция, отношение, роль эмоций, ситуация, эмоциональное переживание, эмоциональное явление, потребность, эмоция отвращения, аутогенная тренировка, внешнее проявление.

Keywords: emotion, attitude, role of emotions, situation, emotional experience, emotional phenomenon, need, disgust emotion, autogenic training, external manifestation.

Эмоции являются своего рода внутренним языком, а также системой сигналов, благодаря которой человек способен узнать о значимости того или иного события или же состояния. Одной из главных особенностей является то, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, которые в свою очередь отвечают соответствующим мотивам деятельности. Эмоции в жизни каждого человека выполняют функцию оценки возникающих ситуаций и нахождения различных способов их предотвращения.

Каждому человеку известно о существовании таких эмоций, как радость, волнение, страх или гнев. Можно с полной уверенностью сказать, что эмоции безусловно играют важную роль в жизни человека - они способны определенным образом покатать человеку, что является для него хорош, а что плохо. Таким образом существует разделение эмоций на позитивные и негативные, но правда в том, что каждая из переживаемых человеком эмоций, свой собственный смысл. Следует узнать, какие эмоции испытывают люди, выяснить, что это за эмоции, и выявить, почему же все-таки роль эмоций в межличностных отношениях очень важна, а также следует знать, как эмоции влияют на нас и как мы можем работать над своими эмоциями. [4]

Теоретически каждый человек знает, что он из себя представляет, но если же попросить человека перечислить известные ему виды эмоций, то ему придется задуматься и, следовательно, он сможет назвать лишь несколько из них. Но дело в том, что существует огромное количество переживаемых человеком эмоций, о существовании которых знают далеко не все люди и все они сопровождают человека изо дня в день на протяжении всей его жизни. Некоторые эмоции могу проходить мимолетно, но также есть такие эмоции, на переживание которых нужно большее количество времени и временной диапазон может варьироваться от нескольких часов и даже до нескольких лет. [2]

В психологии эмоции определяются, как значимые процессы, которые отражаются в форме переживаний личностной значимости и оценки внешних и внутренних ситуаций, возникающих в жизни человека.

Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, принято понимать своеобразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения.

Большое количество людей уверены и точно знают, какого рода ситуации вызывающие сильный интерес, а другие наоборот отвращение, также благодаря некоторым эмоциям в определенных жизненных ситуациях человек способен ощутить гнев или же противоположное ему чувство сочувствия. Безусловно найдется некоторое количество людей, проявляющих интерес, наблюдая прогулку астронавта в космосе, чувство отвращение – видя грязь, гнев – в ситуации насмешки, унижения и вину – за совершенные им или его близкими отрицательные поступки. [1]

Как известно отсутствие эмоционального и интимного контакта младенца с матерью способно привести к плохому развитию эмоциональной сферы младенца, что так же может способствовать к частым болезням ребенка, к развитию скудного эмоционального фона, а также к очень низкой способности к сопереживанию и сочувствию по отношению к окружающим его людям. Следовательно, без всего перечисленного повзрослев у ребенка очень мало шансов стать полноценным членом общества.

Таким образом, эмоции в жизни человека выполняют очень важные для его жизни роли:

1. Отражательно-оценочная роль эмоций. Данная роль представляет собой субъективную окраску происходящему не только вокруг нас, но и в нас самих. Из это следует, что одну и туже ситуацию люди воспринимают и эмоциональная реакция у низ значительно отличается. Например, определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции. Недаром существует всеми известное выражение: «На вкус и цвет товарища нет».

2. Управляющая роль эмоций. Кроме отображения некой действительности человека и его непосредственного отношения к тому или иному действию по отношению к себе и другим людям или событию эмоции безусловно играют важную роль для управления поведением человека, из этого следует, что эмоции являются одним из психофизиологических механизмов данного управления. Эмоции играют управляющую роль в поведении человека, они выполняют разнообразные положительные функции: за­щитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые зачастую перекликаются друг с другом.

3. Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации. Таким образом эмоция страха играет роль своего рода защитника человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

4. Мобилизующая функция эмоций зачастую проявляется в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например, при активно-оборонительной его форме (спасении бегством).

5. Компенсаторная функция эмоций. Данная функция заключается в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Часто она возникает при столкновении человека с незнакомым объектом эмоция способна придать этому объекту соответствующую окраску в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами.

6. Сигнальная функция эмоций описывает воздействие человека или животного на другой живой объект. Эмоция имеет внешнее выражение, с помощью которой человек способен проинформировать другого человека о его состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта.

7. Дезорганизующая роль эмоций. Возникшая у человека эмоция страха способна нарушить поведение человека, которое на прямую связано с достижением какой-либо поставленной цели, эта эмоция выступает своего рода броней вызывающей такие реакции, как ступор при сильном страхе, отказ от совершения того или иного действия. Более ярко дезорганизующую роль можно наблюдать при возникновении злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, слепо повторяя одни и те же действия, которые на самом деле не способствую достижению поставленных им целей. [6]

По моему мнению, наиболее важную роль эмоции играют в межличностных отношениях. Например, если мы идем на встречу с человеком вслепую, и уже с первых минут этой встречи мы начинаем испытывать отвращение к нашему собеседнику – именно таким образом наши эмоции дают нам сигнал о том, что нужно держаться по дальше от такого человека. Но иногда человек не способен принять этот факт, из-за неспособности правильного распознания возникшей эмоции.

Из психологической литературы известно, что эмоции определяются как психические процессы, которые придают впечатлениям субъективную ценность и качество. Принято считать, что наши относятся в большей степени к психике, но дело в том, что они способны оказывать влияние на функционирование тела. Наиболее ярким примером может послужить внезапно возникшая частота сердечных сокращений и обильное потоотделение все эти признаки характерные при переживании эмоции страха.

Количество существующих эмоций очень велико, в связи с этим для большего понимания в каких именно ситуациях проявляется та или иная эмоция, существует распределение этих эмоций по особым категориям:

эмоция страха характеризуется чувствами: беспокойства, ужаса, запугивания;

эмоция радости характеризуется чувствами: счастья, удовольствия, удовлетворения или гордости;

эмоция любови характеризуется чувствами: принятия, доверия, обожания;

эмоция удивления характеризуется чувствами: удивления, недоумения;

эмоция стыда характеризуется чувствами: смущения, раскаяния, унижения;

эмоция грусти характеризуется чувствами: депрессии, сожаления;

эмоция гнева характеризуется чувствами: гнева, ярости, раздражения. [3]

Исходя из выше описанного эмоции человека, являются для него руководством к тому, как человек воспринимает все происходящие моменты в мире. Тем не менее, человек не может испытывать только положительные или отрицательные эмоции, на протяжении всей жизни человека преследуют разнообразные ситуации, исходя из которых он испытывает определенные эмоции, которые связаны именно с данной ситуацией, таким образом можно сказать что эмоции своего рода чередуются и иногда перекликаются друг с другом.

Прежде всего эмоции способны многое рассказать человеку не только об окружающих его людях, о и о нем самом. Несомненно, человек не чувствует смущения, гнева или раздражения без какой-либо на то причины – есть особые факторы способные вызывать эти чувства. Например, человека может раздражать шутка коллеги, которая совершенно не к месту. Раздражение может исходить и от нас, потому что кто-то, у кого не было такого долга, не сделал что-то в соответствии с нашими предположениями. Понимание источников данной эмоции действительно обогащает нас - она ​​говорит нам, были ли наши реакции оправданы или, возможно, не оправданы. [5]

В близких отношениях эмоции являются ключевыми именно поэтому людям следует говорить о своих эмоциях, а не замалчивать их. Если, например, ваш друг, коллега или же близкий человек расстроил вас, дайте ему знать об этом, не надо рассчитывать на то, что он без вашей помощи способен это понять, то что вы чувствуете в данный момент. Именно поэтому в большинстве случаев возникающие трудности в обмене эмоциями между людьми способствуют разрыву многих отношений.

Следовательно, стоит уметь не только говорить об эмоциях, но также учиться их слушать и распознавать.

Таким образом, в ходе нашего краткого исследования мы пришли к выводу, что наши эмоции на самом деле являются психическими процессами, которые в свою очередь проявляются в форме переживаний за личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций, возникающих в жизни каждого человека. Также они безусловно они являются важными для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Каждая переживаемая нами эмоция способна мотивировать на совершение различных поступков, как положительных, так и отрицательных. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях воспринимается человеком как своего рода «толчок» к совершению того или иного действия. Любой человек на протяжении все своей жизни учится управлять врождённой эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать её, без вреда для себя самого и окружающих.

Все известные и рассмотренные нами эмоции занимают очень важное место в жизни каждого человека, благодаря им мы можем определить, как к нам относится тот или иной человек, а также мы можем разработать стратегию как необходимо себя вести в определенных ситуациях.

Безусловно эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми.

Список литературы:

Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. - М., 2004. - С. 175.

Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций М. – 2006. - С. 35.

Выготский Л.С. Проблема эмоций. // Вопросы психологии. – 2005. - №3. – С. 21 – 23.

Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности. // Вопросы психологии. – 2005. - №6. – С. 51-64.

Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций - М., 2004. – С. 90.

Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. – Книга 1.Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 679с.

Просмотров работы: 7912