ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Чуфицкая Т.А. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования научного мировоззрения у студентов старших курсов при изучении дисциплины теория эволюции. Выделены условия формирования научной картины мира у студентов. Поставлена цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и разработке методической базы для формирования научного мировоззрения студентов при изучении теории эволюции. Согласно цели были поставлены задачи, включающие в себя анализ учебной литературы, разнообразных способов формирования научного мировоззрения студентов, создание дидактического материала; описание содержания, форм, методов и средств формирования научного мировоззрения студентов; определение принципов информационных проектов по эволюционной теории как способа формирования научной картины мира студентов; создание фонда оценочных средств по формированию научного мировоззрения студентов и претворить в образовательных условиях. Приведен ряд методов, которые были использованы при проведении данного исследования, а именно: систематизация и обобщение ранее проведенных исследований; анализ учебных программ и учебных пособий по биологии; анкетирование студентов; самостоятельная работа, констатирующий и поисковый этапы эксперимента. По итогу исследования были представлены выводы, заключающиеся в том, что число студентов с высоким и хорошим уровнем сформированности картины мира у студентов старших курсов повысилось, а число студентов с удовлетворительным и низким уровнями сформированности картины мира у студентов старших курсов стало значительно меньше.

Ключевые слова: научное мировоззрение, мировоззрение, методы исследования, методическая база, способы формирования, картина мира, анализ литературы, теория эволюции.

Annotation. The article is devoted to the problem of the formation of a scientific worldview among senior students in the study of the discipline of the theory of evolution. The conditions for the formation of a scientific picture of the world among students are highlighted. The aim of the study is set, which is to theoretically substantiate and develop a methodological basis for the formation of the scientific worldview of students in the study of the theory of evolution. According to the goal, tasks were set, including the analysis of educational literature, various ways of forming the scientific worldview of students, the creation of didactic material; description of the content, forms, methods and means of forming the scientific worldview of students; determination of the principles of information projects on evolutionary theory as a way of forming a scientific picture of the world of students; the creation of a fund of assessment tools for the formation of the scientific worldview of students and to implement it in educational conditions. A number of methods are given that were used in this study, namely: systematization and generalization of previously conducted studies; analysis of curricula and teaching aids in biology; questioning of students; independent work, ascertaining and searching stages of the experiment. As a result of the study, conclusions were presented that the number of students with a high and good level of formation of the picture of the world among senior students increased, and the number of students with a satisfactory and low levels of formation of a picture of the world among senior students became significantly less.

Key words: scientific worldview, worldview, research methods, methodological base, methods of formation, picture of the world, analysis of literature, theory of evolution.

Введение. Освоение научного мировоззрения студентами имеет значение для духовно-нравственного воспитания в контексте повышения гражданской активности, роль которой возрастает по той причине, что давление экологически активной общественности обязывает субъектов хозяйствования к соблюдению экологических требований. В их составе ограничение и запрещение тех действий, которые наносят серьезный, невосполнимый вред природы, в итоге грозя человечеству экологическим «апокалипсисом».

Актуальность данного исследования определяется возникшим противоречием между необходимостью формирования научного мировоззрения студентов-бакалавров и недостаточностью методической базы для обеспечения этого процесса.

Формированию научного мировоззрения посвящены исследования Н.К. Барсуковой и Т.И. Шишеловой1, где дается раскрытие принципов научного парадигмального видения студентов в ходе освоения теории эволюции. Суть основных положений указанных авторов состоит в том, что ключевыми свойствами целостного представления о мире выступают:

а) имение интегральной, методологически компетентного комплекса воззрений и убеждений в отношении мира, социума и человека;

б) глубокая уверенность в достоверности данных представлений и рецепция их как своих персональных убеждений;

в) закономерность концептуальной дифференциации фундаментальных факторов парадигмального восприятия мира и соблюдения психолого-педагогических обстоятельств усвоения данных факторов студентами;

г) предъявление учащимся разных возрастов эволюционной гипотезы как фундаментального способа представления о мире;

д) обоснования восприятия сущностной взаимности эволюционной теории и реальности, представление о её содержании и форме, её дополнительности и контрастности по отношению к другим мировоззренческим парадигмам;

ж) создание представления о том, что усвоение ключевых характеристик эволюционной теории является значимым экзистенциальным фактором складывания строя личности в моделировании персонального представления мира.

В качестве условий формирования научного мировоззрения у современных учащихся в ходе усвоения эволюционной теории другими исследователями предложены:

- учебные мировоззренческие ситуации (М.Ф. Гильмуллин2, А.Л. Жохов3, И.Е. Карелина4);

- система учебных материалов в виде комплекса серий специальных плакатов (Е.Н. Боровец, Я.Л. Завьялова5);

- элективные методологически ориентированные курсы (М.В. Шабанова6, А.С. Габидуллин, И.Р. Ибрагимов7, Ю.В. Масленникова, И.В. Гребенев8).

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методической базы для формирования научного мировоззрения студентов при изучении теории эволюции.

В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:

1. Провести анализ разнообразных способов формирования научного мировоззрения учащихся;

2. Описать содержание, формы, методы и средства формирования научного мировоззрения студентов.

3. Раскрыть роль и место курсов по теории эволюции как способа формирования представлений о научной картине мира студентов;

4. Определить принципы информационных проектов по эволюционной теории как способа формирования научной картины мира студентов;

5. Создать фонд оценочных средств по формированию научного мировоззрения студентов и претворить в образовательных условиях.

Методы исследования включают анализ научной и учебно-методологической литературы; систематизация и обобщение ранее проведенных исследований; анализ учебных программ и учебных пособий по биологии; анкетирование студентов; самостоятельная работа, констатирующий и поисковый этапы эксперимента.

Выводы: Сравнение данных входной и выходной диагностики показали позитивную разницу между одним и другим. Можно видеть, что число студентов с высоким и хорошим уровнем сформированности картины мира у студентов старших курсов повысилось, а число студентов с удовлетворительным и низким уровнями сформированности картины мира у студентов старших курсов стало значительно меньше. Это напрямую означает, что изучение теории эволюции поспособствовало повышению уровня сформированности картины мира у студентов старших курсов.

Проведенная работа позволяет сделать выводы об эффективности дидактического применения теории эволюции с целью формирования научного мировоззрения, подтверждая исходную гипотезу исследования в процессе изучения теории эволюции будет эффективно сформировано научное мировоззрение у студентов-бакалавров при условии анализа содержание программы дисциплины теории эволюции и выявлены условия для формирования научного мировоззрения; описания методических условий формирования научного мировоззрения при изучении теории эволюции разработки методических рекомендаций.

Список литературных источников:

Барсукова Н.К., Шишелова Т.И. Один из подходов к формированию научного мировоззрения студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4 – С. 60-61.

Гильмуллин М.Ф., Анисимова Т.И. Культурно-историческая среда обучения естественно - математическим дисциплинам в школе и в вузе// Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы истории естественно - математических и технических наук и образования". – Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2014. С. 136-148

Жохов А.Л. Мировоззрение: становление, развитие, воспитание через образование и культуру: Монография. Архангельск: ННОУ «Институт управления». − Ярославль: Ярославский филиал ИУ, 2007. − 348 с.

Карелина И.Е. Формирование мировоззрения учащихся при изучении геометрии в старших классах естественнонаучного профиля обучения. – М., 2005. – 17 с.

Боровец Е.Н., Завьялова Я.Л. Роль дисциплин естественнонаучного цикла в формировании мировоззрения обучающихся. / Е.Н. Боровец, Я.Л. Завьялова. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2019. - №11-12. – С. 156-159.

Шабанова, М.В. Методология учебного познания как цель изучения математики: Монография. −Архангельск: Поморский университет, 2004. −402 с.

Габидуллин А.С., Ибрагимов И.Р. Формирование научной картины мира как важнейший фактор фундаментализации образования. / А.С. Габидуллин, И.Р. Ибрагимов. // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Реализация государственных образовательных стандартов в области физики и химии в высшей и средней школе». - Нижний Новгород: Изд-во АНО «МУК НГПУ», 2002. – 67 с.

Масленникова Ю.В., Гребенев И.В. Концепция формирования естественнонаучного мировоззрения в гуманитарном учебном заведении. / Ю.В. Масленникова, И.В. Гребенев // Наука и школа. - 2012. - №3. – С. 23-29.

Просмотров работы: 7