Эгоизм и альтруизм в современном обществе - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Эгоизм и альтруизм в современном обществе

Филюшин С.А. 1, Саданова В.Н. 1
1ГАОУ ВО Невинномысский государственный гуманитарно -технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация.В статье мы дадим определения таким понятиям как «альтруизм и эгоизм» выделим их цели, проявления. Рассмотрим их положительные и отрицательные черты. Приведем примеры «альтруизма и эгоизма»

Abstract. In the article we will give definitions to such concepts as «altruism and egoism» and highlight their goals and manifestations. Let's consider their positive and negative features. Let's give examples of «altruism and selfishness»

Ключевые слова: Эгоизм, альтруизм, общение, помощь, бескорыстие, поведение, выбор, вред, понятия

Keywords: Selfishness, altruism, communication, help, selflessness, behavior, choice, harm, concepts

Признавая человека социальным существом, мы имеем в виду, что человек обучен процессу общения со своим полом. На протяжении всей жизни он приобретает важные черты личности как для себя, так и для окружающих. Мы считаем дилемму «альтруизм-эгоизм» одним из важнейших аспектов социального взаимодействия. Можно ли их считать положительными или отрицательными? Действительно ли они такие положительные и отрицательные, как мы думаем? Являются ли их проявления социально обусловленными или на их индивидуальные концепции влияют разные ситуации?

Рассмотрим некоторые подходы к определению понятий «альтруизм» и «эгоизм». Альтруизм - в его наиболее обобщенной форме - это тип социального поведения, при котором один человек умышленно помогает другому за счет себя. Субъективно альтруизм проявляется как чувство симпатии, стремление помочь другому человеку. Основной движущей силой альтруистического поведения является желание улучшить благополучие другого человека, а не ожидание награды или какой-либо другой повод для эгоистичного интереса. Положительные стороны самоотверженности очевидны для всех. Прежде всего альтруизм помогает людям. Конечно, если вам удалось спасти своего соседа или поддержать его в нужный момент, это заслуживает похвалы и признания. Благодаря самоотверженным действиям, которые помогают другим, каждый делает наш мир немного добрее и человечнее. Есть ли у альтруизма отрицательная сторона?

В разумных пределах они отсутствуют. Однако если человек полностью забудет себя и свои интересы, это может нанести ему значительный вред. Часто окружающие начинают пользоваться добротой и добротой человека, перекладывают на него свои обязанности, постоянно занимают у него деньги и не возвращают их. Они знают, что им никогда не откажут, и им всегда помогут, даже если в этом нет особой необходимости.

Эгоизм - это черта личности, состоящая из любви к себе, концентрации на своем «я», безразличия к другим людям. В отличие от альтруизма, эгоист замкнут на себе, преследуя свои интересы за счет интересов других. Бытует мнение, что каждый человек генетически предрасположен к эгоизму. Это связано с длительной борьбой за выживание и естественным отбором в условиях, в которых люди должны были существовать долгое время. Некоторые ученые считают, что все человеческие действия движимы эгоизмом. Даже самые лучшие намерения и самоотверженные действия на самом деле имеют скрытую цель - удовлетворить потребности самого человека, а не окружающих.

Различайте рациональный и иррациональный эгоизм. В первом случае человек оценивает и взвешивает последствия своих действий. В результате он делает то, что считает правильным и удобным. Иррациональный эгоизм предполагает поспешные и импульсивные действия, которые могут привести к неприятным последствиям для окружающих.

Проблема современного общества - это осуждение как бескорыстного поведения, так и эгоизма. В первом случае люди часто считаются ненормальными или не верят им и ищут скрытые выгоды в своих действиях. Эгоизм связан с жадностью и презрением к другим.

Кажется, что эти противоположные понятия не могут сочетаться в одном человеке и не имеют ничего общего. Традиционно мы привыкли рассматривать эгоизм как отрицательную черту личности. Люди, у которых он есть, вызывают осуждение и порицание со стороны общества. Альтруизм, напротив, предполагает положительную оценку. Люди всегда уважали самоотверженность и героизм. Фактически, понятия альтруизма и эгоизма нельзя разделить. И альтруизм, и рациональный эгоизм основаны на морали и этике. Ценность человеческой жизни неизмеримо велика, как чужая, так и собственная. Следовательно, если человек стремится к личной выгоде и реализации своих потребностей, это, конечно, нельзя считать плохим, при условии, что от этого не страдают другие люди. Также нужно помнить, что человек может меняться в зависимости от полученного жизненного урока. В людях могут чередоваться эгоизм и альтруизм. Например, если человек, совершивший благородный поступок, получает осуждение вместо благодарности или если его физические и моральные способности совершать добрые дела исчерпаны, то он может стать эгоистом. Заботу о себе тоже можно заменить альтруизмом, если для этого создать подходящие условия.

Н. О. Лосский, как один из самых ярких представителей русской религиозной философии, считает, что «многие действия совершаются человеком ... совершенно бескорыстно, без мотива личной заинтересованности, личной выгоды или выгоды».[4] Он интерпретирует слово «эгоизм» в противоположность альтруизму как «поведение, направленное на удовлетворение личных желаний за счет более ценных интересов других или за счет безличных ценностей. Однако под эгоизмом мы понимаем поведение, направленное на удовлетворение, прежде всего, личных желаний, не всегда за счет интересов других людей или безличных ценностей. Некоторые авторы считают, что все действия человека эгоистичны по своей природе, потому что он делает только то, что считает для себя лучшим в данный момент. А форма проявления эгоизма зависит от того, что человек считает для себя лучше всего.

Американские социальные психологи предлагают следующие объяснения возникновения альтруизма в человеческом поведении:

- причина желания помочь другому кроется во внутреннем сочувствии каждого человека;

- человек помогает другим из-за желания преодолеть негативное состояние, в котором он находится в данный момент. Видя чью-то боль или страдание, человек хочет от них избавиться. Помогая, он устраняет источник своего дискомфорта.

Альтруизм проявляется в эмпатии, в концепции эмоционального состояния другого человека и в способности его разделять. Но один человек, если он не испытал ничего подобного, не может сопереживать другому. Мы понимаем, что это плохо, страшно, неприятно или наоборот хорошо, счастливо, у человека высокий дух. У нас есть сочувствие, то есть мы разделяем эмоции другого человека, которые в большинстве случаев мы не испытываем или никогда не испытываем[1]. Но мы не удерживаемся от этой глупости, и чем больше человек начинает рассказывать нам о своем опыте, тем быстрее мы устаем и в конечном итоге теряем к ним интерес, а затем они начинают утомлять нас своими стонами или сиянием. Здесь проявляется эгоизм, потому что этическая пассивность, как и обычный гнев, есть разновидность эгоизма.

Но допустим, мы прекрасно понимаем состояние другого человека и проявляем к нему чрезмерную опеку. Мы начинаем его жалеть, помогаем решать его проблемы и доходим до того, что готовы делать за него любую работу и брать на себя все заботы и заботы человека. При этом «мы забываем, что, предлагая помощь в трудную минуту, мы не думаем о последствиях и меняем выбор человека, иногда отбрасывая его развитие в духовном и материальном плане, поскольку зависимость от помощи снижает выбор и адаптацию», и человек становится заложником добра»[2].

В христианстве есть такое понятие, как благотворительность. Это означает оказание бесплатной и регулярной помощи нуждающимся от частных лиц или общественных организаций. Благотворительность также можно рассматривать как разновидность альтруизма. При этом христианство, как и многие другие религии, обещает за эту «бесплатную» помощь прощение и прощение грехов, блаженство в раю и прочие прелести загробной жизни. Для многих это довольно сильный стимул заниматься благотворительностью. Надо давать нищему, потому что не помогать - это грех, а если это грех, то после смерти я буду страдать в аду. Поэтому мы больше заботимся о себе, о своей душе, а не о другом человеке.

Вы можете рассмотреть другие ситуации, когда человек помогает другому человеку из-за желания вырваться из собственного негативного состояния. Помогая, он пытается избавиться от собственных неприятных ощущений, которые он испытывает сейчас или которые, по его мнению, будут выглядеть в будущем. В повседневной жизни такие действия называют выкупом. Мы готовы помочь нуждающимся только потому, что не хотим, чтобы это случилось с нами. Для нас главное, чтобы такая катастрофа не пришла в наш дом. Итак, мы помогаем, создавая армию нищих, которые в большинстве случаев являются вымышленными или имеют доход от подаяний, который намного превышает доход среднего человека в нашей альтруистической стране.

И когда доходит до понимания того, что их добрые дела иногда приносят больше вреда, чем пользы, мы думаем о цене помощи кому-то, причем ценой меньше материальной, чем моральной. Определим такое поведение как сознательный эгоизм. Для человека, помогающего, прежде всего, самому себе, важна семья. И вот, проведя целый день под клеймом эгоистичного человека, он бескорыстен дома, заботясь о своих близких. Он играет с детьми и одновременно чему-то их учит, думая об их благополучии в настоящем и в будущем. Но и здесь есть подводные камни.

Проявляя заботу о своих детях, часто превращающуюся в чрезмерную опеку, отец ожидает, что его дети вырастут и будут заботиться о нем, как он это делал в свое время для своих родителей. Но как нам растить детей? В основном через запреты; «Ты не можешь этого сделать», «Не делай этого больше» и так далее. Мы учим определять людей, это хорошо, это плохо, мы учим познавать мир. Но когда ребенок учится делать это самостоятельно, совершая ошибки, мы его наказываем. И он понимает, что нужно познать мир, когда его никто не видит и не видит, а значит, не ругать, не наказывать.

Взрослые, желающие ребенку добра, ведут себя как злоумышленник, вторгшийся в небольшую соседнюю страну. А какие-то вопросы и проблемы объяснить не лучше, чем наказать, кричать и только потому, что он устал или не успевает. Все это сочетание эгоизма и альтруизма в одном лице. В этом контексте канадский ученый Селье предпочитает говорить не об эгоизме и альтруизме как о независимых явлениях, а об «эго-альтруизме». Но можно заниматься двумя способами - либо на равных, то есть эго-альтруистическим, либо снизу вверх, через самоунижение, альтруистично. Проще говоря, эгоист только принимает, альтруист только дает, а эгоиструист и принимает, и дает [3].

Но конкретное проявление эгоальтруизма зависит от ситуации и социальной роли, которую человек играет в данный момент. С возрастом это усиливается и становится более скрытным для других и даже для него самого, поскольку он к этому привык. Ведь чем умнее и образованнее человек, тем изощреннее он может обмануть себя и других. И сказать о ком-то, что он эгоист или альтруист, все равно что говорить о содержании книги на раскрашенной обложке, не зная ее содержания. Но для человека естественно поддаваться первичному впечатлению и он придает характеристики точно такому же существу, похожему на себя, не зная его полностью.

Таким образом, в ходе нашего краткого исследования мы пришли к выводу, что альтруизм и эгоизм - вполне парадигматические этические концепции, конкретное содержание которых зависит от исторической и социальной ситуации и часто носит прагматический характер. В связи с этим при анализе той или иной формы поведения человека разделение альтруистических и эгоистических мотивов затруднено. В связи с этим необходимо пересмотреть отношение к понятиям «альтруизм» и «эгоизм», сложившееся в современных социальных науках.

Список литературы:

1. Юнг К.Ю. Психология бессознательного. - М., 2003. - С. 221.

2. Головачев В.В. Дезактивация джина. - М., 2002

3. Левин А.И., Левина Л.В. Современная семья и ее эволюция в постиндустриальном обществе. - Курск, 2002. - С. 130.

4 Лосский Н.О., Условия абсолютного добра

5 Ильин Е. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, импатия.

6 Шварц П. В защиту эгоизма. Почему не стоит пожертвовать собой ради других.

Просмотров работы: 1119