Организация воспитательного прцесса в профессиональном заведении - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Организация воспитательного прцесса в профессиональном заведении

Котова В.Н. 1, Кириченко И.С. 2
1Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт
2Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: Образовательная среда, в отличие от формирующей, представляет собой совокупность обстоятельств, окружающих учащегося, социально значимых, влияющих на его личностное развитие и способствующих его вхождению в современную культуру. Образовательное учреждение должно проводить специальную работу по проектированию и развитию образовательной среды. Организовать образовательную среду непросто, так как образовательная среда динамична и многогранна (она включает в себя совокупность воздействий на семью, на студента, на студенческую группу, на систему студенческого самоуправления, на неформальные молодежные организации и т. д.). Поэтому воспитание управленческой среды требует системного подхода, необходимо определить общую цель, стратегию образовательного процесса, содержание воспитательной деятельности, основные принципы функционирования образовательной системы, разработать структуру управления и образовательного процесса, осуществлять мониторинг результатов образовательной деятельности, обеспечивать научно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательная среда, воспитательный процесс, профессиональное учебное заведение, педагог высшего образования.

Современный научно-технический прогресс, стремительные социально-экономические изменения в обществе, смена духовных приоритетов, подмена ценностей-все эти проблемы подталкивают общество в целом и систему образования в частности к совершенствованию воспитательного воздействия на учащихся. Общество и система образования в целом в стране и в отдельно взятой образовательной организации играли и продолжают играть в этом важнейшую роль.

Образование студентов имеет большое социально-экономическое, политическое, психолого-педагогическое значение для современного общества, так как: студенты остаются одной из наиболее значимых групп молодежи, как по численности, так и по своей социальной роли в современном обществе; студенты являются наиболее образованной, перспективной частью молодежи, на которую государство и общество возлагают большие надежды.

Поскольку социально-экономическая модернизация общества привела к серьезным деформациям молодежных ценностей и их источников, необходимо определить пути приобщения подрастающего поколения к культурным традициям. Необходимо обогатить педагогическую теорию новыми концепциями, подходами и педагогическими технологиями, основанными на новых междисциплинарных знаниях, вплетенных в содержание образования.

Выпускники высших учебных заведений формируют ядро человеческого капитала страны, поскольку их знания, умения и профессиональные компетенции во многом определяют решение ключевых социально-экономических проблем развития современного общества. В "концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" отмечается, что" ... .. важнейшей задачей современного отечественного образования и приоритетом общества и государства является воспитание, социально-педагогическое обеспечение формирования и развития нравственного, компетентного гражданина России."

Одной из важнейших государственных функций является культурно-просветительская. Очень часто можно услышать, что основными видами воспитания являются только патриотическое и государственное. При этом почему-то забывают сказать, что есть эстетическое, физическое, юридическое, нравственное, трудовое, политехническое образование. Все виды обучения предусмотрены в плановых и нормативных документах образовательных организаций высшего профессионального образования.

Образовательная организация ставит перед собой такие цели и достигает высоких результатов в их реализации с помощью не только образовательных программ, инновационных подходов в обучении, хорошо подготовленных педагогов, но и с помощью целенаправленности образовательного процесса, системности, инклюзивности, всеохватности, заинтересованности всего коллектива образовательной организации.

Как известно, образование в широком смысле слова-это совокупность формирующих воздействий всех социальных институтов, обеспечивающих передачу от поколения к поколению накопленного социокультурного опыта, нравственных норм и ценностей. В узком смысле слова-это специальная образовательная деятельность, направленная на достижение конкретных образовательных целей и решение конкретных задач образования. Поэтому основополагающим направлением в деятельности всего профессорско-преподавательского состава вуза должно стать создание оптимально благоприятной образовательной среды.

Образовательная среда, в отличие от формирующей, представляет собой совокупность обстоятельств, окружающих учащегося, социально значимых, влияющих на его личностное развитие и способствующих его вхождению в современную культуру. Образовательное учреждение должно проводить специальную работу по проектированию и развитию образовательной среды. Организовать образовательную среду непросто, так как образовательная среда динамична и многогранна (она включает в себя совокупность воздействий на семью, на студента, на студенческую группу, на систему студенческого самоуправления, на неформальные молодежные организации и т. д.). Поэтому воспитание управленческой среды требует системного подхода, необходимо определить общую цель, стратегию образовательного процесса, содержание воспитательной деятельности, основные принципы функционирования образовательной системы, разработать структуру управления и образовательного процесса, осуществлять мониторинг результатов образовательной деятельности, обеспечивать научно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Воспитание в вузе осуществляется не только как целенаправленный социально-педагогический процесс, но и как создание условий для формирования чувства долга, патриотизма и чести, воспитания нравственных основ, эстетических вкусов. Реализация этих ценностей в образовательном процессе всегда была актуальна во все времена.

Наша задача - обобщить опыт воспитательной работы со студентами в образовательном процессе вуза и показать его практическую применимость и основные принципы воспитательной деятельности преподавателей и образовательных организаций.

Одним из ведущих условий целенаправленного формирования нравственного облика будущих специалистов из современной молодежи является, безусловно, педагогический коллектив образовательной организации. Педагог как личность и личность играет достаточно большую роль в формировании компетенций учащихся. При этом роль педагога заключается не только в узкоспециализированной качественной подготовке, но и в нравственной стороне каждого члена педагогического коллектива, в его личностном построении индивидуальной ценностной шкалы, отношении к педагогической работе, а также в субъективном мнении человека о каких-либо темах. В то же время следует отметить, что обмануть студентов неискренним, притворным поведением практически невозможно. "Человек, как показывает опыт, от природы склонен подражать, подобно обезьяне. Находясь среди добродетельных граждан, он сам становится добродетельным гражданином" [6].

Ведущим педагогическим принципом воспитания в образовательном процессе является системность. Этот принцип имеет существенное значение для создания условий в процессе обучения и воспитания в процессе подготовки будущего гражданина своей страны. Принцип системности реализуется не только в процессе обучения, но и в учебном процессе. При этом процесс обучения реализуется через аудиторные занятия, индивидуальные консультации, через личный пример, а также через проектирование учебных аудиторий и зон отдыха в вузе. Это все наглядная агитация и влияет на учеников каждый день не меньше, чем пример учителя и устное слово наставника.

Также одним из условий организации учебного процесса в образовательной организации является планирование такой дисциплины, как "профессиональная этика" в образовательном процессе. Это дисциплина, формирующая принципы и основы профессионального этического поведения.

Организация дополнительных внеклассных занятий для учащихся ориентирована на такие ценности, как любовь к родине, знание истории памятных дат. Это участие в конференциях патриотической направленности, конкурс чтецов на темы, посвященные круглым датам, подготовка самодеятельных спектаклей родного края, написание эссе на аналогичные темы и многое другое. Организация посещения музеев и выставок в других образовательных организациях, государственных учреждениях, а не только по предмету осваиваемой специальности, должна способствовать формированию как узкопрофессиональных качеств, так и общечеловеческих ценностей, нравственной платформы. Сбор краеведческого материала для краеведческого музея или музея образовательной организации, участие в археологических раскопках по возможности также помогут создать условия для эффективности образовательной деятельности по отношению к учащимся.

Выявление талантов среди студентов и использование их для подготовки и проведения концертных программ будет способствовать не только воспитанию гражданских качеств у студентов, но и созданию условий для роста коллективизма (необоснованно забытый воспитательный принцип, который может быть использован для усиления воздействия на личность).

Эти концерты можно не только приурочить к памятным датам, но и проводить как вечера встреч, общения, досуга. Билеты на концерты классической музыки не всегда доступны современным студентам, поэтому целесообразно договариваться с концертными залами о бесплатных билетах для студентов, даже в небольших количествах. Посещение концертных и театральных площадок не должно восприниматься как "обязанность", а только как поощрение. Если поначалу учащимся трудно воспринимать такие виды искусства, как опера, то перед посещением театра необходимо провести воспитательную работу, рассказать историю сюжета, описать этот вид искусства простыми словами.

При преподавании любой дисциплины по учебному плану, если есть желание преподавателя и образовательной организации, можно создать условия для учебного процесса не только на бумаге, но и в реальных формах работы. Каким образом педагог сможет осуществить воспитательное воздействие на учащихся, решает только он, главное, чтобы оно шло от сердца.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что сегодня социально-педагогическая подготовка будущих специалистов и граждан своей страны осуществляется на протяжении всего образовательного процесса, несмотря на то, что образование всегда является двусторонним процессом, состоящим из обучения и воспитания, и ни один из этих компонентов нельзя похвалить, чтобы не было перекосов. Также анализ воспитательной работы со студентами приводит нас к выводу, что воспитание-это целенаправленный процесс, но в то же время многофакторный и многофункциональный. Кроме того, образовательный процесс по-прежнему предполагает создание определенных условий для формирования нравственных качеств у учащихся и выстраивание ценностных основ в самом образовательном процессе.

Таким образом, вся целостная работа в образовательной организации создает условия для формирования, совершенствования и развития ценностных ориентаций подрастающего поколения. Но успешная реализация такого подхода всегда зависит от искренней заинтересованности преподавателя, от взаимности студентов в этом процессе и от непосредственного участия и помощи государства. Только в этом случае можно говорить об эффективности образовательного процесса. Я хотела бы закончить статью словами священника л. Кураева: "первый шаг ребенка все-таки приятнее, чем финиш олимпийского чемпиона, хотя он и не так техничен, быстр и совершенен. Поэтому важнее не техника шага, а общее направление движения" [9].

Примечания

1. Калинковская С. Б. Специфика использования методов воспитания в образовательном процессе ВУЗА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть II. — Новосибирск: СибАК, 2010.

2. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов / М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.

3. Огольцова Е. Г. Современные концепции воспитания в технических вузах [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 119–123.

4. Подласый, И. П. Педагогика: новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания [Текст] / И. П. Подласый — М.: Владос, 2003. — 256 с.

5. Сидорова И. А. Воспитание на основе сотрудничества // Высшее образование в России. — 2009. — № 7. — С. 79–82.

6. Словарь иностранных слов [Текст]. — 7-е изд., перераб. — М.: Большая Рос. Энцикл.: РИПОЛ классик, 2004. — С. 356–357.

7. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учеб. пособие [Текст] / С. Д. Смирнов. — М.: Академия, 2001. — 304 с.

8. Трушников Д. Ю. Проектирование системы воспитания в структуре университетского комплекса на основе кластерного подхода / Тюмень: Нефтегазовый университет, 2010. — 336с.

9. Трушников Д. Ю. Воспитание в вузе: гуманистический аспект / Тюмень: Нефтегазовый университет, 2006. — 132с.

10. Трушников Д. Ю. Система воспитания в структуре образовательного кластера инженерного вуза / Тюмень: Тюменский издательский дом, 2008. — 246с.

Просмотров работы: 3