ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВО ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВО ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ

Пивнева П.С. 1, Абрамушкина А.А. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В статье приведена характеристика форм самоизоляции, а так же анализируются психологические особенности переживания стресса во время отторжения в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений.

Annotation: The article provides a description of the forms of self-isolation, as well as analyzes the psychological characteristics of experiencing stress during rejection as a result of the termination or sharp reduction of social contacts and relationships.

Ключевые слова: социальная изоляция, эмоциональные и психологические проблемы, стресс.

Key words: social isolation, emotional and psychological problems, stress.

Социальная изоляция - социальное явление, при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений [7].

Социальная изоляция является одновременно потенциальной причиной и симптомом эмоциональных или психологических проблем. Под причиной понимается неспособность взаимодействовать с окружающим миром. Как симптом, периоды изоляции могут быть хроническими или эпизодическими, в зависимости от каких-либо циклических изменений настроения, особенно в случае клинической депрессии. В случае изоляции, связанной с настроением, индивидуум может изолироваться во время депрессии, ожидая, когда его настроение улучшится. Человек может попытаться оправдать своё поведение как приятное или удобное. Признать своё одиночество может быть очень трудно, потому что это почти как если бы человек признал отсутствие чувств принадлежности, любви и привязанности, которые являются наиболее фундаментальными областями жизни [5]. Изоляция может увеличить чувства одиночества и депрессии, страх перед другими людьми, или создать негативную самооценку.

Формы социальной изоляции различны не только по степени ее жесткости, но и по тому, кто является ее инициатором, кто именно задает депривационный характер отношений человека или группы с широким социумом. По этому признаку Кондратьев М.Ю. выделяет следующие формы изоляции:

1) вынужденную изоляцию, когда группа в целом, и каждый ее член в отдельности оказываются оторванными от социального окружения в силу сложившихся обстоятельств, независимо от их собственного желания или воли общества (например, попавшая на необитаемый остров команда потерпевшего крушение корабля или заблудившаяся в тайге или пустыне экспедиция и т.п.);

2) принудительную изоляцию, когда вне зависимости от желания людей, а нередко и вопреки их воле общество сознательно обособляет их, изолируя в рамках закрытых групп, примерами таких сообществ могут быть:

а) осужденные в условиях различных исправительно - и воспитательно-трудовых учреждений, подследственные, находящиеся в стенах следственных изоляторов, больные, подвергнутые принудительному лечению от наркомании, токсикомании, алкоголизма, кожно-венерологических заболеваний;

б) закрытие группы, членство в которых, не предполагает какое бы то ни было ущемление в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека - солдаты срочной службы в условиях всеобщей обязательной воинской повинности, воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов;

3) добровольную изоляцию, когда люди по собственному желанию сами объединяются в рамках закрытых групп, не будучи напрямую стимулированы к подобному «социальному затворничеству» требованиями социума (например, монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие труднодоступные места, и т.д.;

4) добровольно-вынужденную, или добровольно-принудительную изоляцию, когда достижение какой-то значимой для людей цели связано с тягостной необходимостью резко ограничить свои контакты с привычным окружением. Это могут быть многообразные профессиональные закрытые группы (команды подводных лодок, экипажи длительных космических полетов и т.д.), а также профессионально-специализированные учебные учреждения интернатного типа элитарного характера (интернаты для особо одаренных детей и подростков, спортивные школы-интернаты, нахимовские и суворовские училища).

Изоляция делит людей на два типа: одни наслаждаются домашним уютом и свободным временем, а другие не находят себе места и хотят как можно скорее вернуть свободу. Удаленная работа из дома, проводимая большую часть дня в четырех стенах, и особенно принудительный карантин могут быть довольно сложной задачей для нашей психики [4].

Одиночество может нанести вред как психическому, так и физическому здоровью. Согласно исследованиям, социально изолированные люди гораздо хуже справляться со стрессовыми ситуациями. Люди, которые одиноки, также более подвержены болезням. Исследователи обнаружили, что иммунная система одинокого человека совершенно по-другому реагирует на борьбу с вирусами, что повышает вероятность развития заболеваний. Они также чаще испытывают депрессию и могут иметь проблемы с обработкой информации. Это, в свою очередь, может привести к трудностям с принятием решений и являться причиной некоторых проблем с запоминанием вещей.

«Если период изоляции четко определен, люди обычно чувствуют себя довольно хорошо до его середины, - отмечает Палинкас. - Затем их состояние ухудшается. Такая ситуация, как сейчас, когда продолжительность изоляции неизвестна, тоже становится причиной тревожных расстройств».

Изоляция в результате этого времени пандемии очень сложна. Прежде всего, отсутствие контроля, что, несомненно, вызывает беспокойство. Это совершенно естественная реакция на то, что происходит, потому что на самом деле эмоции имеют информативную функцию, но именно наша интерпретация всего происходящего создает эмоции в нас. Мы в значительной степени способны влиять на то, что мы чувствуем. Это связано с нашей интерпретацией. Мы также боимся того, что нам неизвестно. Непредсказуемость, неизвестные ситуации являются для нас стрессом.

Нынешняя ситуация - экстраординарная. В странах, охваченных пандемией, в том числе и в России, приходится принимать радикальные меры, чтобы замедлить распространение коронавируса. Добровольно-принудительный домашний карантин - одна из таких радикальных мер. Эта исключительная ситуация тяжело сказывается на людях, так мы заботимся не только о собственном здоровье, но и о самочувствии близких нам людей. Вместе с этим долгая самоизоляция влияет не только на скорость распространения инфекции, но и на наше с вами ментальное здоровье.

Людей, которым комфортно взаперти, очень мало - но тут есть разница между теми, кто живёт в одиночестве, и теми, кто живёт не один. У них разные риски и разные сложности. Первые - особенно пенсионеры, у которых нет современных средств электронной коммуникации, - оказались фактически в полной изоляции. Молодые люди, живущие в одиночестве, переживают о возможной болезни, многие думают о том, что будет с их домашними животными, если вдруг с ними что-то случится. Люди, живущие в семьях, оказались зачастую без малейшей возможности остаться наедине с собой - особенно если в семье есть маленькие дети. Это изматывает и приводит к срывам и конфликтам. Поддержка в это время не помешает никому, и к специалисту необходимо обратиться, если вы не справляетесь с тревогой, нарушился сон, аппетит, у вас постоянно сниженное настроение, нет сил даже на простые повседневные дела[3].

Люди, находящиеся в изоляции, могут также испытывать галлюцинации. Отсутствие стимулов заставляет людей неправильно воспринимать мысли и чувства к происходящим во внешней среде явлениям. По сути, галлюцинации происходят из-за отсутствия стимуляции мозга.

Хотя влияние полной изоляции может быть серьезным, хорошая новость заключается в том, что эти последствия обратимы. Воздействие дневного света может нормализовать режимы сна-бодрствования, хотя это может занять несколько недель или даже месяцев. Воссоединение с другими людьми может помочь нам восстановить хорошее психическое и физическое здоровье. Однако у некоторых людей, находящихся в социальной изоляции против их воли, могут развиться долгосрочные психические расстройства, такие как посттравматическое стрессовое расстройство[2].

Некоторые люди, которые сталкивались с проблемой одиночества в течение длительного периода времени, могут демонстрировать личностный рост, у них становится более сильным чувство близости с семьей и друзьями, а также изменяется взгляд на жизнь.

Давайте постараемся придать нашему дню ритм, потому что это даст нам чувство контроля. Давайте спланируем наш день таким образом и создадим такие цели, которые, прежде всего, будут для нас реальными и позитивными. То есть, от простой уборки кровати, приготовления завтрака, до планирования дня таким образом, чтобы, например, утром мы работали, днем отдыхали, чтобы день не выпадал и все не смешивалось вообще. Пусть наши дни будут спланированы так, чтобы дела, которые мы должны делать, были очень позитивно сформулированы, т.к это будет побуждать нас к их выполнению [1].

Тяжелее всего изоляцию из-за коронавируса перенесут люди, которые подвержены ей и в обычных условиях. «Пожилые люди, люди с низким доходом и мужчины переживают изоляцию на другом уровне», - говорит Томас Каджо, гериатр, исследующий пересечение социальных связей и старения в Университете Джона Хопкинса. Каджо отмечает, что эти группы людей оказываются в зоне риска из-за нехватки времени и склонности к развитию социальных связей вне работы [5]. Тейлор отмечает, что любой человек, находящийся в маргинальном положении, скорее всего обладает более ограниченной сетью связей, независимо от того, является ли он представителем секс-меньшинств, жертвой домашнего насилия или просто живет в более изолированной сельской местности.

У таких людей может не быть друзей или семьи или они могут быть не в состоянии связаться с ними. «Некоторые считают, что технология - это средство объединения людей, но у групп с низким доходом может даже не оказаться FaceTime, Skype или минут на телефоне, - говорит Куджо. - Все это воспринимается как должное, но доходы некоторых людей не позволяют им пользоваться гаджетами». Особенно, если COVID-19 оставил их без работы. «Представители меньшинств пострадают особенно сильно, потому что они часто работают в сфере услуг, что сейчас увеличивает риск социальной изоляции и одиночества, - говорит Тейлор. - Это может привести к экономической и социальной рецессии».

Здесь важно не думать о запретах или ограничениях, и следует думать об этом так, чтобы следовать правилам, которые дают мне возможность защитить себя и свое здоровье, а также здоровье своих близких. Эта новая интерпретация также дает нам ощущение, что у нас есть выбор и влияние на то, что происходит с нашим здоровьем.

Список использованных источников.

Алиев, Х.М. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях / Х.М. Алиев. - М.: Мартин, 1996. - 240 с. 6. Андрусенко, В.А. Социальный страх / В.А. Андрусенко. - Оренбург, 1995. - 210 с

Бакалдин, С.В. Эмоциональные особенности переживания одиночества / С.В. Бакалдин // Вестник Адыгейского гос. ун-та. - 2008. - N 5. - С. 229-232.

Бородкин Ф.Р. Преодоление социальной эксклюзии: новые подходы // Россия, которую мы обретаем. Новосибирск: Наука, 2003.

Бурдье, П. Социология социального пространства / П. Бурдье. - СПб.: Алетейя, 2005. - 576 с.

Закомолдина Т. О. Социальное исключение как фактор социального конфликта.// Ученые записки РГСУ. 2011. - № 2.

Нарушения психического здоровья: в помощь семье / Под редакци- ей проф. В.С. Ястребова. – 3-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 100 с.

Новейший социологический словарь. - М.: Социология, 2010

Просмотров работы: 97