В теории дидактики одним из главных принципов обучения выступает принцип наглядности. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я. А. Каменским и развита К. Д. Ушинским. Ими обоснована роль наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи и мышления учащихся.
В настоящее время для улучшения восприятия новой информации обучающимися немаловажным является включение, а также активное использование в учебном процессе современных наглядных средств обучения. В частности это проекционный интерактивный материал. Необходимость включения данного средства обучения в программе по изучению «Опорно-двигательной системы» в курсе биологии, которая встречается в 8 классах, является неоценимой. Использующиеся наглядные проекционные средства обучения направлены на проявление интереса обучающихся к методу и самому процессу обучения, что позволяет выполнять практические действия с предметами, а также даёт зрительное представление об объекте изучения, собственно самой опорно-двигательной системе.
В соответствии с ФГОС, к оснащению образовательного процесса по биологии, предъявляются определённые требования. Средства обучения должны обеспечивать базовый и профильный уровни изучения биологии в соответствии с обязательным минимумом содержания образования и проектом образовательного стандарта по предмету.
К интерактивным средствам обучения относят такие ресурсы как: мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии, презентационный материал.
При изучении курса биологии учащиеся должны видеть и наблюдать предметы и явления в своём естественном состоянии, но в школьных условиях это не всегда возможно[3]. На помощь этой проблеме приходит интерактивная наглядность, благодаря которой можно в полной мере иллюстративно показать тот или иной объект. Говоря о нашей теме, примером может являться демонстрация механизмов движения человека.
При применении интерактивной наглядности не стоит забывать и о других средствах обучение. Усвоение материала будет качественным только в том случае, когда был использован комплекс обучения в полной мере.
Благодаря интерактивной наглядности при изучении темы «Опорно-двигательная система», у учащихся развивается абстрактное мышление, активизируется процесс познания и т.д. Говоря о наглядности, стоит понимать, что в школьной биологии она занимает главное место и остается основой обучения. Таким образом, использование наглядности как средств обучения биологии служит важнейшим условием, во-первых, формирования биологических знаний, а во-вторых, обеспечивает овладение интеллектуальными и операционно-деятельностными умениями.
При отборе интерактивной наглядности к уроку биологии по теме «Опорно-двигательная система» необходимо придерживаться определенных принципов:
Учет возрастных и психологических особенностей учащихся;
Интерактивное средство обучения должно помогать в усвоении темы, а не отвлекать от ее понимания;
Учёт дидактических целей;
Сочетание с другими средствами обучения для более широкого воздействия на сознание и восприятие обучающихся;
Приоритет правил безопасности на уроке при использовании средства обучения;
Использование средства обучения с конкретной целью.
Также существуют определенные базы цифровых образовательных ресурсов, которыми может воспользоваться учитель для подготовки к уроку и его проведению. Одной из этих баз является Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru. в ней можно найти электронные плакаты, в том числе, по теме «Опора и движение».
По линии В.В. Пасечника тема «Опорно-двигательная система изучается в 8 классе и на ее изучение отводится 8 часов. Целью данной темы является изучение опрно-двигательной системы человека и исследование взаимосвязей строения и выполняемых функций. Тема сложна для восприятия учащихся именно по причине того, что включает вопросы, которые невозможно изучать без опоры на зрительные образы. Такими вопросами являются строение и сотав скелета человека, макро- и микростроение, типы костей; скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности; изменения, связанные с развитием мозга и речи; типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы), строение мышц и сухожилий; обзор мышц человеческого тела; мышцы антагонисты и синергисты; работа скелетных мышц и их регуляция; понятие о двигательной единице; изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии; энергетика мышечного сокращения; динамическая и статическая работа; причины нарушения осанки и развития плоскостопия; их выявление, предупреждение и исправление; первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
При изучении темы «опорно-двигательная система» обязательно должны быть использованы такие интерактивные демонстрации как:
• скелет человека;
• пояса верхних и нижних конечностей;
• распилы костей;
• приемы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Важно помнить, что принцип наглядности в курсе школьной биологии реализуется только в комплексе использования различных средств обучения.
Е. Н. Арбузова отмечает, что «эффективность применение разнообразных наглядных средств для индивидуального использования в виде раздаточного или дидактического, материала. Работа учащихся с ним определяется постановкой учебных заданий, нацеливающих на усвоение определенного круга знаний. В методике биологии натуральные средства наглядности используются в комплексе с изобразительными (моделями, муляжами, таблицами, кинофильмами и видеофильмами и др.)» [2].
Так при изучении данной темы можно демонстрировать следующие видеофильмы или фрагменты фильмов: Опорно-двигательная система. Различия в строении таза. Механизм сокращения мышц, Анатомия шейного отдела позвоночника, Утомление мышц, Рост костей, Что такое сколиоз, Механизм сокращения поперечно - полосатого мышечного волокна, Первая помощи при переломе костей и ушибах [6].
В заключении следует отметить, что вопрос о применении в практике обучения всех разделов школьной биологии является актуальным. Сейчас в методическом арсенале учителя биологии большок количество наглядных средств обучения и важной задачей учителя является умело и правильно осуществлять выбор наглядных средств, сочетать их. Преподавание биологии и анатомии человека с использованием наглядных средств обучения положительно влияет на качество знаний и формирование умений учащихся.
Список использованной литературы:
Антонин, М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов [Текст] // Психология обучения. – 2010. – № 12. – С. 53-63.
Арбузова, Е. Н. Общая методика обучения биологии [Текст]: курс лекций / Е. Н. Арбузова. – Омск : ОмГПУ, 2010. – 516 с.
Борис, С. И. Роль интерактивных объектов в организации различных форм обучения на уроках биологии [Текст] / С. И. Борис // Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С. 89-92.
Комлева, К. Н. Повышение мотивации учащихся к изучению биологии посредством внедрения информационных технологий в образовательном процессе [Текст] / К. Н. Комлева // Актуальные проблемы и перспективы развития естественно-научного образования: сб. материалов I Окружной науч.-практ. конф., Ниж. Тагил 31 марта 2009 г. – Нижний Тагил, 2009. – С. 91-93.
Коурова, С. И. Использование наглядных средств обучения в школьном курсе «Анатомия человека» [Электронный ресурс] / С. И. Коурова // Студенческий научный форум-2019 : XI Междунар. студенческая науч. конф. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015596. – 21.10.2019.
Смелова, В. Г. Ресурсное обеспечение кабинета биологии в соответствии с ФГОС: на грани мечты и реальности [Текст] / В. Г. Смелова //Биология. - 2015. - № 10. - С. 44-54.