ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Лагутина М.В. 1, Кириченко И.С. 1
1ГАОУ ВО НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель: на базе анализа научной литературы раскрывающей вопросы квалифицированного становления обучающихся в высшей школе доказать вероятность рассмотрения механизма квалифицированного становления студента в высшей школе в логике средового подхода в образовании. Метод или методология осуществления работы: теоретический анализ психолого-педагогической, социологической и философской литературы, мысленное моделирование. Итоги: представлена и обоснована логика рассмотрения механизма квалифицированного становления обучающихся вышей школы с позиций средового подхода в образовании. Область использования итогов: система самого высокого квалифицированного образования. Главные слова: личность, студенчество, среда, развитие, видовирование, квалифицированное становление.

Purpose: on the basis of the analysis of scientific literature opening questions of professional becoming of students at the higher school to prove possibility of Сегодняшние исследования общественных недостатков (цифровой научныйжурнал), №4(12), 2012 • www.sisp.nkras.ru consideration of process of professional becoming of the student at the higher school in logic of a environmental approach in education. Methodology: theoretical analysis of psychology-pedagogical, sociological and philosophical literature, mental modeling. Results: the logic of consideration of process of professional becoming of students is presented and proved embroider schools from positions of a environmental approach in education. Practical implications: higher education system. Keywords: personality, students, environment, development, formation, professional becoming.

Начало XXI века отметилось стремительным развитием общественных институтов, изменения, которые происходят во множества отраслях существования человека, коснулись и организации образования в целом. В сегодняшних условиях, изменения организации образования затронули и самого человека, так как оно, образование, определяет не лишь его суть, но и механизм его личностного видовирования, где высшее образование играет важную значение средства построения квалифицированного методы. В крайнее время в самой системе образования и, в частности, в ее высшем звене, накопился ряд недостатковкоторые требуют решения. В первую очередь, это несоответствие квалификаций и осведомленностикоторые выпускаются вузами экспертов реальным запросам рынка труда. Во вторую очередь, противостояние двух систем подготовки: консервативной – слабо реагирующей на истинные регулярно меняющиеся условия и сегодняшней – практико-ориентированной подготовки, тесно которая связана с производством, технологиями, рынком, а в последствии гибко откликающейся на «вызовы» времени. В третью очередь, отсутствие согласованной с будущим нанимателем модели индивидуума выпускника университетакоторая включает в себя не лишь требования к знаниям, которые он обязан иметь, но и описание того, что он обязан будет в итоге уметь. В четвертую очередь, © Сегодняшние исследования общественных недостатков (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 возросшая с введением ФГОС ответственность университетов за видовирование и развитие навыков предстоящих экспертов, не в полной мере обеспечивается имеющимися ресурсами: которые используются в рамках компетентностного подхода высокотехнологичные педагогические технологии пока не обеспечивают достижения нужного показателя качества образования. При данном, увеличилась нагрузка на сами вузы, сейчас им самим необходимо определять, каким же образом достичь такого итога. Решение данных недостатков требует комплексного подхода, так как нужно учитывать условия стремительной модернизации государства, изменения в существования общества, мировоззрении и сознании индивидуума. В связи с данныммеханизм 

квалифицированного становления индивидуума предстоящего специалиста, бакалавра нужно строить с ориентацией самого индивидуума и влияния среды, в которой она имеется. Исследованием индивидуума студента и в целом студенческой молодежи динамично занимались такие специалисты и ученые как А.И. Запесоцкий, С.Н.Иконникова, В.Т. Лисовский, А.А. Козлов, Ю. Колесников, Л.Я. Рубин, Т.Э. Петрова, Е.Г. Слуцкий. Если изложить студента как личность, то в соответствии границам студенческого возраста, а это 18 - 20 лет - это промежуток очень динамичного создания нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом общественных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и кореших в это время человек активно включается в самостоятельную производственную работа, здесь осуществляется начало трудовой биографии и развитие собственной семьи. Переустройство мотивации, всей организации ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное развитие особых способностей в связи с профессионализацией - с другой, различают данный возраст в качестве центрального промежутка становления характера и интеллекта. Студенческий возраст характерен и тем, что в данный промежутокдостигаются одни © Сегодняшние исследования общественных недостатков (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 • www.sisp.nkras.ru оптимумы создания умственных и физических сил. Время учебы в университете совпадает со вторым промежутком юности или первым промежутком зрелости, который различается сложностью становления индивидуумаСпецифической чертой нравственного создания в данном возрасте представляет собой усиление сознательных стимулов поведения. Значительно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах устремлённость к задачи, решительность, упорствонезависимость, инициатива, умение владеть собой. Увеличивается интерес к моральным недостатковам (цели, образу существования, долгу, любви, верности и так далее). Все это определяет студенческий возраст, студенчество в целом. В научной литературе нет единой точки зрения по предлогу социологического оценки студенчества, невзирая на вполне большое число работ, которые посвящены данной теме (Рубин Б., Колесников Ю., Иконникова С.Н., Лисовский В.Т., Власенко A.C и другие). Ее именуют то «социально-демографической», то «социально-квалифицированной», то «самостоятельной социальной группой», «общественной группой», а иногда представляют как «слой интеллигенции» или «прослойку» Таким образом, студенчество, являясь крайней интенсивной проекцией общества в целом, представляет собой не лишь прогрессивный отряд молодежи, но и, будучи высокообразованной и высококультурной частью общества, выступает как высокотехнологичный резерв и возможность элита общества в целом, которая аккумулирует в собственных идеях потенцию предстоящих политических, культурных и 

финансовых реорганизаций в обществе, потому механизму квалифицированногостановления обучающихся уделяется в литературе отдельное внимание. Становление студента в механизме обучения в университете, многоаспектный вопрос, который на практике означает также широкое число ответов и его решений. Сама недостаткова становления, не нова в научных исследованиях и ее затрагивали ученые приверженные различным наукам, отраслям знания. © Сегодняшние исследования общественных недостатков (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 При данном необходимо отметить, что взоры на суть и содержание такого понятия , данные исследователями порой различаются. Проблема становления - одна из очень древних философских недостатков, определявших особенность школ еще Платона и Аристотеля. В платоновском осмыслении, становление - смысл общности существования и не существования: «Становление - движение к бытию, причастность к бытию, поступательный шаг к тому, дабы быть» [17, с.157]. У Г.Гегеля в свое время был описан итог становления, который представляет собой наличное бытие. В.Е. Кемеров [18, с.67], исследуя теорию Гегеля, замечал, что становление в данном осмыслении фиксирует какую-то парадоксальность существования: вещь (организм, событие, идея) уже определилась, но ее еще нет; ее еще нет, но она уже оказывает влияние на окружающую среду, меняет совокупность условий и течение событий. Такая парадоксальность переводит становление в ранг свойств и человеческого существования... В данном

контексте становление как бы указывает на «незавершенность» человека и его социального мира, необходимость «достраивания» форм мышления, познания, работы, общения с природой. В соответствии современному философскому учению неотомизма (Жак Маритен) о действии и потенции, становление заключается из уже осуществленного механизма и еще не осуществленной потенции (внутренние предпосылки становления). Таким образом, в истории философии становление все выше подразумевается как переход от одной определенности существования к другой: «все которое существует представляет собой становящимся, а его бытие имеется становление» [17]. В исследованиях по философии образования сложилось свое осознание феномена «становление». Как отмечают Э.Н. Гусинский и Ю.И Турчанинова [5], пытаясь сколько-нибудь точно указать момент возникновения индивидуума в механизме личного создания, мы непременно наталкиваемся на трудноопределимый промежуток нетипичной «подготовки» к возникновения объекта, © Сегодняшниеисследования общественных недостатков (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 www.sisp.nkras.ru которую, как правило, обозначают словом «становление». Также нужно сказать, что одни авторы различают и разные типы «становления».

Так, в соответствии В.И. Гордону [4, с.23-24], разнятся два типа «становления». Первое — «становление» абсолютно нового явления и второе — явление, которое представляет собой «очередной экземпляр», как бы «запрограммированное становление». В социологических теориях становление трактуется в сопоставлении с развитием. Считается, что становление в базе своей делится на рандомное в намного большей степени, чем развитие. Развитие целого имеется механизм, во многом который обусловлен самим целым. Становление же не обусловлено ничем, кроме благоприятного стечения ситуаций, совершенно случайного по своей природе. Поддержание или модификация таких ситуаций также случайны, непредсказуемы. Механизм становления можно постичь лишь постфактум, отслеживая причинно- следственную связь уже которые прошли его стадий. В психологии, механизм становления также не оставили без внимания, С.Л. Рубинштейн разглядывал механизм становления человеческого сознания и всевозможных специфических особенностей человеческой психики как становление человека в целом, считая, что становление индивидуума представляет собой долговременным механизмом, естественным образом которые связаны с развитием трудовой работы. Становление индивида как самоопределяющегося субъекта, который сам свободно - произвольно - определяет свое поведение и отвечает за него — это и имеется становление индивидуума по С.Л. Рубинштейну. Кроме такого в психологии в свое время рождались и развивались концепции, которые касаются самого механизма становления. И как отмечает ряд психологов (М.Малер, М.Кляйн, А.Адлер, Э.Эриксон, А.Фрейд и другие), сам акт рождения уже запускает механизм становления индивидуума. Становление индивидуума в концепции Э. Эриксона понималось как смена стадий, на любом из которых осуществляется качественное переустройство © Сегодняшние исследования общественных недостатков (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 • www.sisp.nkras.ru внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. A.B. Петровский [14, с.15-30] утверждал, что механизм становления индивидуума проходит три первостепенных этапа: приспособление, индивидуализацию и интеграцию, - имеет целью включение индивидуума в разные типы общественных отношений, усвоение ею элементов культуры, на базе и в механизме которого образуется качества индивидуумаосуществляется её развитие и саморазвитие. И при данном, автор замечал всю сложность, многогранность и противоречивость механизма становления, обусловленного внутренними и внешними депонятиеантами. К.А. Абульханова-Славская [1], раскрывая механизмы становления индивидуума в механизме работы и общения, отмечала, что становление 

индивидуума субъектом работы осуществляется как в механизме овладения ею общественно-историческими формами работы, так и в предприятия своей активности, что связывается с ее мобилизацией, согласованием с требованиями работы, сопряжением с активностью прочих людей. В педагогической научной литературе, становление также обнаружило свое отражение, и чаще всего оно обладает в неразрывной связи с развитием или развитием. Их не редко объединяют и даже подменяют друг ином, в особенности, если разговор идет о становлении и развитии индивидуума. В педагогическом словаре становление подразумевается как покупка новых признаков и форм в механизме создания, приближение к какому-либо состоянию. При данном подчеркивается, что развитие индивидуума - это стадиальный механизм становления типологических социально значимых качеств человека и его субъективности, а развитие индивидуума - это механизм становления ее социально значимых качеств, убеждений, взоров, способностей, черт характера человека. Категория «становление», таким образом, отражает беспристрастный механизм, в ходе которого новый предмет или явление начинает из реальной возможности превращаться в реальность. Явление, возникая на © Сегодняшние исследования общественных недостатков (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 • www.sisp.nkras.ru базе отрицания старого, сохраняя его позитивные элементы, выступает зачаточной, но незавершённой стадией создания. Становление в педагогическом контексте - это механизм становления субъективности, отмечала Мирошкина М.Р. [12], итог которого - которая сформирована суть индивида, претерпевающая «достройку» и развитие в течение всей существования. Г. М.Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров [8] трактуют становление как механизм покупки человеком новых признаков и форм в механизме создания, приближение к какому-либо состоянию». Схожие объяснения встречаются и на страницах словарей Ожегова, Ушакова, когда становление воспринимается как итог создания. Автор средового подхода в образовании, Ю.С. Мануйлов следующим образом разъясняет понятие «становление». «Становление индивидуума – это механизм формирования и формирования» [11, с.2]. При данном если судить по построению оценки термины«становление», то автор, механизм формирования видит первичным по отношению к механизму «формирования». В словаре - справочнике по теории воспитательных систем дается дальнейшее определение термины «формирования»: «Развитие имеется развитие человека, которое направлено в определённые рамки, которое ориентированно на определённые итогы, определенное в определенных формах» [16, с.6]. Личность человека складывается и формируется в итоге влияния бесчисленных факторов, считает В.А. Сластенин [15, с.1], объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, текущих стихийно или в соответствии заданным целям. При данном сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект личного собственного формирования и формирования. Мы позволим себе согласиться с этим высказыванием, так как оно показывает не лишь тот факт, что развитие и развитие подчинено среде, но и то, что это в принципе управляемый механизмов целом. © Сегодняшние исследования общественных недостатков (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 www.sisp.nkras.ru «Развитие» [16] – одна из очень широких научных видов, как и развитие. Представляет собой конечно-искусственный механизм всяких изменений, которые происходят в человеке под воздействием природных и общественных, внешних и внутренних факторов. Развитие обусловлено природными, социальными и внутренними факторами. Непринужденный характер формирования определяется стихийным воздействием на человека вышеперечисленных факторов. Ненастоящий характер – определяется возможностью руководить развитием: как из внешней среды, через развитие комфортных для такого условий, так и изнутри, саморазвиваясь. Развитие представляет собой механизм разнонаправленных изменений. Оно может быть конструктивным, прогрессивным, а может быть деструктивным, регрессивным. В слове «развитие» понятно звучит «развертывание» чего-то, что в свернутом виде уже существовало до начала такого механизма. На языке средового подхода «развитие - механизм обретения свободы и самостоятельности от условий среды и образа существования окружающих. Развитие, как механизм обретения свободы, наталкивается на свод прочих людей, поданному существует развитие человека. В логике средового подхода, «развитие» трактуется как механизм ограничения свободы и самостоятельности условиями среды и образа существования» (Мы согласны с высказыванием А.Л.Лебедевой [9, с.36], которая вслед за Ю.С. Мануйловым[11] подобным образом описывает категории «развитие» и «развитие». Формирование, если обратиться к значению этого терминызначит точно – придание определённой формы, по заданному образцу.

И естественно текущий механизм сначала насильственный, уже по собственному содержанию и характеру. Поданному использование значение термины «формирования» как механизма некого ограничения видится нам вполне логичным, так и определение механизма формирования, как обретения определённой свободы от условий среды и образа существования окружающих. Сегодняшние исследования общественных недостатков (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 • www.sisp.nkras.ru логике средового подхода мыслится, как мы уже отмечали, как процесс становления. В целом, можно подвести итоги, что, как правило, термин становление употребляется в нескольких значениях: как характеристика начального этапа уже возникшего дисциплины, где осуществляется переход от старого к новому, подъём этого нового, его упрочение и превращение в целостную развитую систему; как синоним категории «развитие»; как выражение процесса создания перспектив, элементов дисциплины, возникающего на их базе; и как итог формирования и формирования. Отдельного внимания в данной работе заслуживает вопрос становления индивидуума студента в университете. То, что вуз представляет собой средоточием в существования студента в промежуток овладения им высшей квалификацией, и при этом оказывает конкретное воздействие на студента, думаем мало у кого-то стимулирует сомнения. Тем интереснее определить содержание процесса становления индивидуума студента в высшей школе. В литературе по психологии и педагогике, достаточно широко применяется термин «профессиональное становление» индивидуумаАналитики в настоящее время разглядывают «профессиональное становление» с разперсональных позиций. На развитие теории квалифицированного становления оказали влияние исследования A.A. Бодалёва, Л.И. Божович, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Ю.П. Поваренкова, Н.С. Пряжникова, Н.Ф. Талызиной и прочих, в которых отмечается, что профессиональное становление предстоящих экспертов представляет собой многоплановое, многоаспектное и достаточно сложное явление. В зарубежных научных исследованиях различают пять главных психологических концепций квалифицированного становления:

1. дифференциально-диагностическая (Ф. Парсонс, Г. Боген);

2. психоаналитическая (У. Мозер, Е. Бордин, Е. Роу);

3. теория решений (X. Томэ, Г. Рис, Д. Тидеман);

 Сегодняшние исследования общественных недостатков (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 www.sisp.nkras.ru

4. типологическая (Д. Холланд); 5. теория формирования (Э. Шпрагер, Ш. Бюлер, Э. Гинцберг, Д. Сьюпер). В российской психологии становление рассматривается в двух контекстах: личностном и квалифицированном. Личностное становление у Э.Ф. Зеер это постоянныйцеленаправленный процесс прогрессивного изменения индивидуума, Д.Н. Завалишина, трактует его как развитие

 главных отношений с миром и обществом. Профессиональное, по Б.Г. Ананьеву - это становление субъекта труда, Ю.П. Поваренков профессиональное становление видит как процесс постепенного

 разрешения набора противоречий между социально-профессиональными требованиями, предъявляемыми к индивиду, и его желаниям и возможностям, Э.Ф. Зеер говорит о формировании

 квалифицированной мотивации, осведомленности, профессионально важных качеств. Отдельные стороны квалифицированного

становления предстоящих экспертовисследуются Е.В. Бондаревой, В.П. Гогуевой, С.А. Днепровым, Н.В. Комусовой, Ю.Н. Кулюткиным, Н.Д. Левитовым, А.К. Марковой, З.М. Рачковой и прочимиНекоторые аналитики, раскрывая профессиональное становление индивидуумаразличают уровни, стадиистадии, которые проходит специалист в собственном квалифицированном продвижении. Но нужно отметить, что в данное время в науке отсутствует традиционное разбиение процесса

 квалифицированного становления на этапы. Но, тем не менее, считаем нужным описать некоторые из примеров. 

Приверженцы деятельностного подхода предполагают включение в профессиональное становление главныххарактеристик личностномотивационных и операционально-технических сторон квалифицированной работы. Так K.M. Левитан [10] выделяет три главных этапы квалифицированного становления: подготовительная (довузовская) стадия.

 Сегодняшние исследования общественных недостатков (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 • www.sisp.nkras.ru которая связана с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой образуется основы профессионально важных умений и свойств индивидуумаглавная(послевузовская) стадия как промежуток формирования всевозможных сущностных сил индивидуума человека с целью ее полной самореализации в квалифицированной работы. Именно на этом этапе осуществляется становление индивидуума профессионала. Ряд фаз становления выделяет Е.А. Климов [7], рассуждая о квалифицированном становлении индивидуума в русле проектирования квалифицированного жизненного методы, он говорит, что личность проходит на методы становления: оптант — фазу выбора специальностисторонник — фаза, когда человек, уже который стал на путь приверженности к специальности и осваивает её; адаптант, когда осуществляется привыкание молодого специалиста к работе, вхождение во некоторые тонкости работы; интернал – фаза, когда экспериментальный работник, уже может самостоятельно и благополучно справляться с главными профессиональными функциями. Т.В. Кудрявцев, Э.Ф. Зеер [6, с.17-23] различают четыре этапы квалифицированного становления индивидуумаразвитие квалифицированных намерений; профессиональная подготовка; профессионализация; и мастерство. В целом, профессиональное становление, по мнению Э.Ф. Зеер, А.П. Зольникова, А.К. Марковой, A.M. Павловой, О.В. Степаненко представляет собой не простой, двойственный и долгий процесс, который включает в себя всевозможные структурные и содержательные элементы. Социокультурный подход видит профессиональное становление которые направлены на становление культурной индивидуума специалиста, формирование студента как носителя

 совокупной и квалифицированной культуры, которое обеспечивает его эффективное развитие в окружающем мире и квалифицированной работы. Профессиональное становление подразумевает использование совокупности приемов социального влияния на личность, ее включение в разные типы работыкоторые имели целью формировать. Сегодняшние исследования общественных недостатков (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 www.sisp.nkras.ru систему профессионально важных качеств. Таким образом, профессиональное становление - это «формообразование» индивидуума, адекватное требованиям квалифицированной работы. С позиций средового подхода, необходимо отметить точку зрения Ю.С. Мануйлова, считающего, что становление – имеетсярезультат формирования и формирования, где первое – это процесс обретения свободы от условий среды, а второе – процесс ограничения, придания формы, в соответствии целям, модели индивидуума и соответствующего образа существования. Профессиональное становление не редко связывают, прежде всего, с квалифицированной работаю, которая оказывает влияние на становление индивидуума в процессе овладения профессией. Бесспорно, на процесс становления оказывает влияние и комплекс личных и квалифицированных качеств индивидуума. Именно профессионально важные качества специалиста часто определяют эффективность работы человека, а, таким образом, способствуют успешному квалифицированному становлению. Часто профессиональное становлениеиндивидуума связывают с профессиональной подготовкой, так Е.П. Белозерцев [2] связывая эти два процесса отмечает, что новые возможности личностного формирования предстоящего специалиста открываются по мере его вхождения в более сложные и всевозможные системы существования и работы, моделируемые в процессе подготовки профессионала. И напротив, подготовка к более сложной и разнообразной работы требует формирования креативных способностей и самостоятельного мышления индивидуума, ее профессионально важных качеств. Таким образом, профессиональная подготовка предстоящего работника, специалиста и квалифицированного становление его индивидуума - разные по своей природе образовательные факторы, но не всевозможные, а взаимодополняющие и взаимообусловленные. Результатом квалифицированного становления индивидуума представляет собой которая была приобретена индивидом в

ходе квалифицированного образования способность к достижению функциональных. Сегодняшние исследования общественных недостатков (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 www.sisp.nkras.ru обязанностей, степень мастерства и искусности в определенном квалифицированном занятии, которые соответствуют уровню сложности которые выполняются задач, то имеется профессионализм. Н.М. Борытко [3] в своей работе «Система квалифицированного воспитания в университете», говорит о том, что профессиональная подготовка и профессиональное образование специалиста не могут быть сведены только к обучению, а требуют целенаправленного воспитания. Профессиональное воспитание Н.М. Борытко понимает как работа по управлению процессом профессионально-личностного становления человека, которая включает освоение норм общества и специальности (социально- нормативный аспект), креативное саморазвитие (индивидуально- смысловой аспект), профессионально-личностное самоутверждение (ценностнодеятельностный аспект). Проанализировав научную литературу в области философии, социологии, психологии и педагогики по вопросам

 квалифицированного становления, позволил нам определить близкую позицию к нашему пониманию логики процесса

 квалифицированного становления. Так, мы рассматриваем процесс квалифицированного становления индивидуума студента в высшей школе с позиций средового подхода, и считаем что его,возможно, изложить в следующем виде. 

Стадии квалифицированного становления индивидуума:

1. довузовский (Приходится на период смены школьной парты на студенческие аудитории. Когда еще абитуриент делает выбор в сторону той или иной специальности на базе особенностей собственного формирования, багажа которые имеются информации и качеств индивидуума);

2. вузовский (Занимает период динамичного обучения в учебном заведении); 3. послевузовский (приходится на период окончания учебного заведения и включения в активную профессиональную работа).

 Сегодняшние исследования общественных недостатков (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 • www.sisp.nkras.ru Сам процесс становления, как мы уже отмечали, мы понимаем как процесс формирования и формирования. Нужно отметить, что процесс становления 

индивидуума обусловлен как внешними, так и внутренними факторами существования человека. К числу внутренних факторов мы относим генотип человека, какую-то заданную от рождения

 склонность к какому-либо типу реакции на происходящее в среде, способности индивидуума, которые могут быть даны человеку как от рождения (задатки), так быть развитыми в процессе существования. Поэтому в представленной схеме мы отразили взаимосвязь

 процесса квалифицированного становления от внутренних факторов существования человека, в частности от его способностей. Считаем нужным по отдельности раскрыть которые составляют этого процесса и в итоге изложить сам процесс 

квалифицированного становления обучающихся педагогического вуза в схематичном виде. Описание схемы. Человек бытуя, по умолчанию находится в среде, определяя для себя какую-то нишу, которая наделена трофическими, питательными возможностями достаточными для его существования. Когда человеку достаточно перспектив для 

существования, тогда формирования

 индивидуума как такового не осуществляется . Если человек использует, только часть которые предоставляются 

нишей перспектив, в этом случае может произойти даже сужение ниши, а таким образом произойдет ограничение перспектив для использования или формирования способностей личностью, в данном случае, ряд способностей «отмирает», так когда текущий процесс доходит до крайней формы, мы порой сообщаем о кризису индивидуума.

 Сегодняшниеисследования общественных недостатков (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 • www.sisp.nkras.ru Условные обозначения: - точка бифуркации, преломления, дискомфорта. - бытующая личность. - ниша - направление формирования. - результат формирования новой стороны индивидуума, когда личность открывает для себя новые способности. Развитие индивидуума осуществляется тогда, когда человек в своем стремлении обрести свободу от условий среды выходит на границу занимаемой им ниши, в этом случае находясь на этой границе, он претерпевает дискомфорт.  Сегодняшние исследования общественных недостатков (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 • www.sisp.nkras.ru трудности, момент выбора и только преодолевая их, он, как результат расширяет границы своей ниши, возможно даже вызывая новые, тем самым обретает либо новые способности, либо совершенствует их. Нужно отметить, что момент, когда личность находится в точке бифуркации, очень важен с точки зрения становления, потом как в данный момент, личность очень открыта для формирования, так как находится в роли ищущей решения, нового методы. Профессиональное развитие может быть, на наш взгляд, как односторонним, когда личность развивает только одну сторону своей индивидуума, так и многосторонним, многоаспектным, когда личность формируется в нескольких направлениях, в двух, трех и так далее. Подобный процесс осуществляется и в профессиональном становлении, но при этом к процессу формирования квалифицированных способностей добавляется еще и формирование профессионально-ориентированного образа существования. И если развитие, для нас в логике средового подхода – это процесс обретения свободы и самостоятельности от условий среды, то в процессе формирования, личность ограничивает себя условиями среды и образа существования. Так в процессе расширения границ ниши, человек обретает (формирует) новые стороны собственного «Я», тем самым ограничивает свое бытие новыми способами события в среде, профессиональное становление в данном случае может быть также как одно, так и многоаспектным ,в последнем случае мы часто сообщаем о индивидуума человека, как о многогранной, многосторонней, многоликой. Таким образом, профессиональное становление, в логике средового подхода, - это отражение образа существования человека, при котором осуществляется процесс обретения личностью свободы в условиях среды, через обретение новых или развитие в новом качестве которые имеются квалифицированных способностей и обогащение образа существованиячеловека, с помощью формирование новых способов со-бытия в среде квалифицированного становления.

 Сегодняшние исследования общественных недостатков (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 www.sisp.nkras.ru В целом, возможно, заключить, что процесс квалифицированного становления мыслится нами не только как результат формирования и формирования, но еще и как процесс порождения новых способов бытия индивидуума, при которых осуществляется 

расширение границ возможного. Становление обучающихся в процессе обучения в высшем учебном заведении, на наш взгляд носит именно профессиональный характер, так как в данное время человек обретает свою будущую профессию, формирует профессионально-ориентированный образ жизни.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Работа и психология индивидуума. М., 1980. 335 с.

2. Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. Педагогика квалифицированного образования. М., 2004. 368 с.

3. Борытко Н.М. Система квалифицированного воспитания в вузе. М., 2005. 120 с.

4. Гордон В.М. Категория становления в марксисткой диалектике // Философская наука. 1968. №4. С. 23-34.

5. Гусинский Э.Н. Образование индивидуума. М., 1994. 136 с.

6. Зеер Э.Ф. Развивающаяся деятельность - основание квалифицированного становления индивидуума // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия 3. Развитие и профессиональное становление индивидуума в образовательном процессе. Челябинск. 2005. N 27. С. 17-23.

7. Климов Е.А. Психология профессионала. Москва. Воронеж. 1996. 145 с.

8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000. 174 с. Сегодняшние исследования общественныхпроблем (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 • www.sisp.nkras.ru

9. Лебедева А.Л. Эвристический потенциал средового подхода в осмыслении возможности формировании свободной индивидуума. Материалы IV мировой научно-практической конференции 17-18 ноября 2005 года. Костанай, 2005. С.36.

10. Левитан K.M. Личность педагога: Становление и развитие. Саратов. 1991. 163 с.

11. Мануйлов Ю.С. Эксплуатационные материалы по освоению теории и технологии средового подхода в воспитании. Центр формирования образования города Перми. Пермь. 2001. 24 с.

12. Мирошкина М.Р. Теория и практика социализации подростков и молодежи в подростково-молодежных клубах по месту жительства. М., 2005. 340 с.

13. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для обучающихсякоторые обучаются по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. Брянск: Издательство БГУ, 2003. Кн.1. 174 с.

14. Петровский А. В. Проблемы формирования индивидуума с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 15 - 30.

15. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: «Академия». 2002. 576 с.

16. Словарь – справочник по теории воспитательных систем. Сост П.В. Степанов. М.: Педагогическое общество Российской федерации. 2001. 32 с.

17. Философия науки: словарь основных терминов / Под ред. С.А. Лебедева. М., 2006. 320с.

18. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фроловой. М., 1986. 557с

List of references:

1. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Dejatel'nost' i psihologija lichnosti [Activity and personality psychology]. Moscow, 1980. 335 p.

2. Belozercev E.P., Goneev A.D., Pashkov A.G. Pedagogika professional'nogo obrazovanija [Pedagogics of professional education]. Moscow, 2004. 368 p.

3. Borytko N.M. Sistema professional'nogo vospitanija v vuze [System of professional education in higher education institution]. Moscow, 2005. 120 p.

4. Gordon V.M. Filosofskaja nauka, no. 4 (1968): 23-34

5. Gusinskij Je.N. Obrazovanie lichnosti [Education of the personality]. Moscow, 1994. 136 p.

6. Zeer Je.F. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Serija 3. Razvitie i professional'noe stanovlenie lichnosti v obrazovatel'nom processe. Cheljabinsk, no. 27 (2005): 17-23.

7. Klimov E.A. Psihologija professionala [Psychology of the professional]. Moscow, Voronezh, 1996. 145 p.

8. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Ju. Pedagogicheskij slovar' [Pedagogical dictionary]. Moscow, 2000. 174 p.

9. Lebedeva A.L. Vozmozhnosti sredovogo podhoda v pedagogike kak nauke i pedagogicheskoj praktike v uslovijah perehoda na 12 letnee obrazovanie. Materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 17-18 nojabrja 2005 goda. Kostanaj, 2005. p. 36.

10. Levitan K.M. Lichnost' pedagoga: Stanovlenie i razvitie [Identity of the teacher: Formation and development]. Saratov. 1991. 163 p.

11. Manujlov Ju.S. Rabochie materialy po osvoeniju teorii i tehnologii sredovogo podhoda v vospitanii [Working materials on development of the theory and technology of a environmental approach in education]. Perm'. 2001. 24 p.

12. MiroshkinaM.R. Teorijaipraktikasocializaciipodrostkovimolodezhivpodrostkovo-molodezhnyhklubahpomestuzhitel'stva [Thetheoryandpracticeof Сегодняшниеисследования общественных проблем (цифровой научный журнал), №4(12), 2012 • www.sisp.nkras.rusocializationofteenagersandyouthinteenageandyouthclubsinaresidence]. M., 2005. 340 p. 13. Obwaja i professional'naja pedagogika: Uchebnoe posobie dlja studentov, obuchajuwihsja po special'nosti «Professional'noe obuchenie»: V 2-h knigah [General and professional pedagogics: The manual for the students who are training in "Vocational training": In the 2nd books] / Pod red. V.D. Simonenko, M.V. Retivyh. Brjansk: Izdatel'stvo BGU, 2003. Kn.1. 174 p.

14. Petrovskij A. V. Voprosy psihologii, no. 4 (1984): 15 - 30.

15. Slastenin V.A. Pedagogika: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogics: Studies. a grant for the student. высш. пед. studies. Institutions] / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shijanov; Pod red. V.A. Slastenina. M.: «Akademija». 2002. 576 p.

16. Slovar' – spravochnik po teorii vospitatel'nyh system [The dictionary reference according to the theory of educational systems]. Sost P.V. Stepanov. M.: Pedagogicheskoe obwestvo Rossii. 2001. 32 p.

17. Filosofija nauki: slovar' osnovnyh terminov [Science philosophy: the dictionary of the main terms] / Pod red. S.A. Lebedeva. M., 2006. 320 p.

18. Filosofskij slovar' [The philosophical dictionary] / Pod red. I.T. Frolovoj. M., 1986. 557 p.

Просмотров работы: 54