РОЛЬ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В РАМКАХ КОНТАКТНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РОЛЬ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В РАМКАХ КОНТАКТНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ

Ганнова Л.В. 1, Кириченко И.С. 1
1Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Невинномысский Государственный Гуманитарно-Технический Институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье представлен содержательный анализ Федеральных государственных стандартов (уровень бакалавриата и специалитета), реализуемых в образовательном процессе вузов, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний. Содержательный анализ ФГОС позволяет уточнить приоритетные направления воспитания обучающихся, которые необходимо осуществлять на аудиторных занятиях. Данные направления воспитательной работы должны быть направлены на формирование мировоззрения обучающихся средствами методов формирования сознания будущих офицеров УИС, а именно: посредством методов убеждения, этической беседы, разъяснения, полемики, объяснения, анализа ситуаций, примера. Уточнены отдельные методические приемы, реализуемые в рамках указанных методов.

Ключевые слова: федеральные государственные стандарты, содержание воспитания, воспитательная работа, методы воспитания, формирование сознания, аудиторная работа, дидактические методы

Подготовка кадров для УИС, в первую очередь, связана с образовательной деятельностью учреждений высшего образования подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний. Указанная подготовка осуществляется, с одной стороны, с учетом ФГОС по соответствующим направлениям обучения и специальностям, с другой - с учетом требований, предъявляемых сотрудникам УИС самим ведомством как к профессиональному уровню своих сотрудников [10; 11], так и к морально-этической составляющей имиджа сотрудника УИС [9], а также с учетом требований законодателя к тем, кто реализует правоприменительные и правоохранительные действия в отношении осужденных [16]. Требования последних двух инстанций так или иначе отражены в ФГОС, поэтому основная часть данной статьи построена на анализе ФГОС высшего образования по специальностям 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) [17], 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета) [18] и по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) [19].

Рассмотрение указанных нормативных документов осуществим с педагогической точки зрения. Такой подход позволяет трактовать нормотворческий, правоприменительный и правоохранительный виды профессиональной деятельности будущих сотрудников УИС с использованием категорий дидактики (как обучать?) и теории и методики воспитания (каким образом обучение воспитывает всех субъектов образовательного процесса, формирует их отношение к себе, к профессии, к окружающим). Указанные выше ФГОС ВО содержат требования к выпускникам вузов, сформулированные в виде комплекса компетенций общекультурной, общепрофессиональной, профессиональной и профессионально-специализированной направленности. Именно в них зашифровано содержание не только обучающей, но и воспитательной работы профессорско-преподавательского состава с обучающимися.

Анализ видов компетенций, включенных в данные документы, показывает, что, несмотря на профиль подготовки, они апеллируют к базовой культуре личности сотрудников. Так, например, предполагается, что у офицеров среднего (а в последующем и высшего) начальствующего состава должна быть сформирована активная гражданская позиция, проявляющаяся в том числе в виде этических норм, уважения чести, достоинства, прав и свобод человека и гражданина.

Требования к уровню профессиональной компетенции выпускников в анализируемых ФГОС ВО отражают необходимость проведения следующих направлений воспитательной работы: гражданского, патриотического, правового, нравственного, физического, трудового и умственного, в том числе мировоззренческого, воспитания обучающихся в рамках контактной работы с ними. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о том, что мировоззренческое, нравственное, правовое и умственное воспитание носит универсальный характер и присуще всем ранее уточненным нами образовательным программам ВО. Гражданское, патриотическое, физическое и трудовое воспитание имеет признаки универсальности, однако объем содержания указанных направлений воспитания и их специфика несколько отличаются.

Универсальность перечисленных выше направлений воспитательной работы можно проиллюстрировать следующей интерпретацией ОК, ОПК и ПК анализируемых ФГОС ОВ:

1) нравственное воспитание предполагает:

- знание обучающимися норм морали, профессиональной этики, служебного этикета (в случае бакалавриата - этики юриста);

- готовность обучающихся придерживаться данных норм в профессиональной деятельности;

2) умственное воспитание связано с развитием у обучающихся:

- логики мышления;

- коммуникативных навыков и умений;

3) формирование мировоззрения обучающихся взаимосвязано с развитием их умения анализировать свою мировоззренческую позицию с точки зрения социально и личностно значимых философских оснований (в случае с бакалаврами обучающиеся должны уметь применить имеющиеся у них философские знания для формирования собственной мировоззренческой позиции);

4) правовое воспитание предполагает, что обучающийся:

- знает и соблюдает законодательную базу Российской Федерации;

- понимает сущность понятий «правосознание», «правопослушный образ жизни», «правовое мышление» и «правовая культура»;

- умеет толковать нормы права и реализовать их на практике.

Ранее указанные нами признаки универсальности гражданского, патриотического, физического и трудового воспитания могут быть сформулированы следующим образом:

1) гражданское воспитание ассоциируется:

- с умением уважительно относиться к человеку, к его правам и свободам;

- с умением проводить профилактику преступлений;

- с готовностью защищать права человека;

- с готовностью вести законопослушный образ жизни;

2) патриотическое воспитание проявляет себя в умении работать в многонациональном и многоконфессиональном коллективе;

3) физическое воспитание направлено на поддержание стремления обучающихся вести здоровый образ жизни;

4) трудовое воспитание реализуется:

- в знании обучающимися правовых основ своей предстоящей профессиональной деятельности;

- в готовности принимать и совершать юридические действия в профессиональной деятельности;

- в умении осуществлять свои профессиональные обязанности.

Вместе с тем, в отличие от умственного, нравственного (в конечном счете, мировоззренческого) и правового воспитания, гражданское, патриотическое, физическое и трудовое направления воспитания имеют различия в уровне осознания обучающимися своих профессиональных полномочий и собственной ценностно-смысловой сферы жизни. Указанные отличия сгруппируем в табличной форме.

Гражданское воспитание

Готовность: - работать на благо общества и государства;

- формировать и поддерживать доверие общества к юридическому сообществу

Понимание: - роли страны в современном мире;

- происходящих социальных и политических процессов

Патриотическое воспитание

Не имеет четкого контекста Знание и понимание истории своей страны, ее своеобразия

Физическое воспитание

Не имеет четкого контекста Умение осуществлять саморегуляцию деятельности и поведения

Трудовое воспитание

Развитие способности к самоорганизации и самообразованию. Готовность повышать уровень своей профессиональной компетенции Умение: - принимать организационно-управленческие решения; - осуществлять оперативно-розыскную деятельность; - работать в экстремальных условиях; - применять спец. технику и психологические методы и приемы работы; - осуществлять правовое информирование и правовое воспитание; - осуществлять психолого-педагогическую работу с различными категориями граждан (зависит от специализации)

Содержание табл. 1 позволяет увидеть, что основные усилия ППС в работе с бакалаврами должны быть направлены на формирование готовности обучающихся к дальнейшему саморазвитию как в профессиональном, так и в личностном плане.

Воспитательная работа с обучающимися по программам специалитета носит более обширный характер и направлена на формирование не только активной гражданской позиции как базиса профессиональной деятельности, но и на формирование базовой культуры специалистов.

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам организации, реализации воспитания обучающихся в вузах ФСИН, показывает, что все перечисленные ранее направления воспитательной работы сконцентрированы в нескольких блоках; военно-патриотическое воспитание курсантов [2; 4; 12], воспитание толерантности обучающихся вузов ФСИН (в рамках межнационального воспитания) [3; 7], духовно-нравственное / религиозное воспитание [6; 13]. Большая часть изученных публикаций описывает воспитательные мероприятия в рамках культурно-массовой работы и они ориентированы на выявление роли, задач и функций воспитания. Некоторые публикации предлагают возможные показатели результативности воспитания, однако не содержат конкретных механизмов (методов, отдельных методических приемов) реализации предложенных направлений воспитания в учебном образовательном процессе. Принимая данный факт во внимание, попробуем уточнить, каким образом воспитательные задачи могут быть реализованы в рамках аудиторной работы с обучающимися вузов ФСИН.

На данный момент образовательный процесс в высшей школе реализуется с учетом компетентностного подхода, ориентированного на решение содержательных и компетентностно ориентированных задач обучения. Это значит, что воспитательное воздействие, реализуемое преподавателем на аудиторных занятиях, должно иметь содержательный и методический аспекты, включенные в предметное поле дисциплины. Под содержанием воспитания будем понимать специально отобранные из учебной информации сведения и факты, которые можно использовать как иллюстративный материал, основу для этической беседы, дискуссии и т.п. по тем направлениям воспитательной работы, что были ранее обозначены в статье. Под методическим аспектом подразумеваются способы ведения аудиторных занятий, которые легко встраиваются в контекст учебной деятельности обучающихся и помогают им решать как дидактические (компетентностно ориентированные), так и воспитательные задачи.

Следует уточнить, что методы обучения и формы проведения занятий в этом случае становятся средством воспитания обучающихся и отчасти методами воспитания (в классическом понимании - методами организации деятельности воспитанников). Появляется тенденция к тому, чтобы считать каждое занятие воспитательным мероприятием, спланированным или реализованным традиционным или инновационным способом (с применением интерактивных методов и приемов обучения).

Формально методы обучения могут выполнять воспитательные функции, как в плане организации деятельности обучающихся, так и в плане реализации этой обучающей деятельности. Это особым образом свойственно практическим, словесным и наглядным методам обучения. Словесные и наглядные методы обучения являются центральными в реализации целостного образовательного процесса, так как именно они обеспечивают коммуникацию всех участников данного процесса и формируют их обратную связь. Становясь доминирующими методами контактной аудиторной работы, эти методы оказывают влияние на формирование сознания обучающихся.

Согласно дисциплине «Теория и методика воспитания», под методами формирования сознания понимаются методы, направленные на формирование взглядов, понятий, убеждений, представлений, собственного мнения и оценки происходящего. Следовательно, применение указанных выше методов направлено на реализацию учебных задач через призму мировоззренческого, нравственного, гражданского, патриотического и умственного воспитания обучающихся. Косвенно влияя на формирование или укрепление нравственно-этических норм в сознании обучающихся, их гражданской позиции, умение рассуждать и строить собственную систему идеалов, ППС воздействует на профессиональное (трудовое) становление обучающихся. Поскольку трудовое воспитание в учреждениях ВО непосредственно связано с предстоящей профессиональной деятельностью, аудиторные занятия через предметное содержание способствуют формированию правового и педагогического типа мышления и культуры (правовое воспитание), готовности к ведению здорового образа жизни (физическое воспитание).

Классические методы формирования сознания состоят из следующих методов: убеждение, рассказ, объяснение, разъяснение, инструктаж, показ, лекция, этическая беседа, внушение, пример, анализ ситуации. В высшей школе они имеют неодинаковый коэффициент целесообразности и эффективности применения в аудиторной работе. Связано это, с одной стороны, с типом занятия (лекционное, семинарское и прочие), с другой - с содержательно-компетентностными целями проведения таких занятий.

Логичным представляется, что лекция в рамках лекционного занятия является приоритетным методом обучающей деятельности ППС, однако как метод воспитания лекция в условиях высшей школы учебной аудиторией воспринимается достаточно прохладно, так как она носит директивный характер, не соответствующий возрастным особенностям обучающихся. Исключение составляют предметы, целиком ориентированные на усвоение знаний нравственно-этического характера. Тем не менее даже по отношению к дисциплинам, связанным с профессиональной этикой, служебным этикетом, применение указанного метода воспитания не демонстрирует высокой эффективности.

Анализ собственной практики и опыта коллег доказывает, что в вузе в рамках даже лекционных занятий приоритет отдается этической беседе, разъяснению, объяснению, полемике и убеждению. Рассказ часто заменяется примером или анализом ситуаций. Перечисленные методы формирования сознания апеллируют к личностному опыту обучающихся, инициируют их стремление к анализу, поиску самоидентифицирующих факторов, критическому осмыслению, как собственного опыта общественной жизни, так и примеров, найденных в окружающей действительности, а также формированию на основе анализа своей гражданской позиции, правового самосознания и культуры, профессионального образа «Я».

Целесообразность применения на занятиях таких методов воспитания, как убеждение, этическая беседа, разъяснение, полемика, объяснение, анализ ситуаций, пример требует от ППС не только глубокого знания преподаваемой дисциплины, но и наличия высокого уровня развития собственных организаторских и коммуникативных умений. Успешность применения методов формирования сознания зависит от умения использовать психолого-педагогические приемы работы с обучающимся. Наиболее перспективными приемами считаем те, которые изложены в работе В.И. Загвязинского и И.Н. Емельяновой [5, с. 178-185]. Классифицируем их в соответствии с указанными выше методами формирования сознания.

Методы формирования сознания могут рассматриваться в качестве частных примеров реализации дидактических методов (в первую очередь - словесных методов обучения). Методические приемы работы с обучающимися на аудиторных занятиях могут раскрывать сущность обучающей деятельности (если брать за основу содержательную часть приемов) и психолого-педагогического воздействия на обучающихся, нацеленного на формирование отношения к себе, к профессии и к окружающим (т.е. реализовать задачи гражданского, патриотического, правового, нравственного, физического, трудового и умственного воспитания обучающихся). Именно в этом случае ППС выполняет свои профессиональные обязанности и способствует формированию компетенций, зафиксированных в ФГОС ВО по реализуемым программам бакалавриата и специалитета.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беспалова, Т.М. Формирование личностных свойств курсантов Академии ФСИН России как основы профессиональной компетентности / Т.М. Беспалова, И.А. Ковальчук // Прикладная юридическая психология. - 2016. - № 3. - С. 89-95.

2. Загвязинский, В.И., Емельянова В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, В.И. Емельянова. - 2-е изд. стер. - М.: Академия, 2013. - 256 с.

3. Кареева, И.В. Этнонациональное воспитание в высших учебных заведениях (на примере вузов ФСИН РОССИИ) / И.В. Кареева // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика В. А. Сластёнина (г. Воронеж, 22-23 сентября 2016 г.) / [под общ. ред. проф. Н.И. Вьюновой]; Воронежский государственный университет. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. - С. 353-356.

4. Клещев, С.В. Толерантное поведение курсантов образовательных учреждений ФСИН России / С.В. Клещев // Языковая толерантность как фактор эффективности языковой политики. Материалы Международной научно-практической конференции. - Пермь: Издательство: Прикамский социальный институт, 2015. - С. 399-405.

5. Морозова, А.Л. Гуманистические проблемы воспитания: от теории к практике / А. Л. Морозова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. -№ 4 (76), октябрь - декабрь. - С. 181-184.

6. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 28 декабря 2010 г. № 555

Просмотров работы: 7