Особенности внутриличностных конфликтов в юношеском возрасте. Пути и способы их решения - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Особенности внутриличностных конфликтов в юношеском возрасте. Пути и способы их решения

Пархоменко В.А. 1, Саданова В.Н. 1
1ГАОУ ВО «Невинномысский Государственный гуманитарно-технический институт»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Переживание личностью студента своей неоднозначности, сложности внутреннего мира, осознание изменчивости собственных желаний, невозможности их реализации, борьба мотивов, колебания самооценки; раскрываются особенности взаимодействия конфликтности личности и социальной среды.

Abstract. Experience the student's personality with his ambiguity, the complexity of the inner world, awareness of the variability of his own desires, the impossibility of their realization, the struggle of motives, fluctuations in self-esteem; features of interaction between personality and social environment are disclosed.

Ключевые слова: внутриличностный конфликт, личность, противоречие, общество.

Keywords: intrapersonal conflict, personality, contradiction, society.

Юношеский возраст является переходным периодом от детства к взрослости. В течение этого периода перестраиваются все прежние отношения к миру и самому себе. К периоду юности и молодости относится возраст студента. Студент живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях. Общение человек ведет не только с другими людьми, но и с самим собой. Это происходит посредством обдумывания какой-то идеи, представления беседы, обсуждение темы, которая сильно затронула, и т. д. Возникновение внутриличностного конфликта является вполне нормальным последствием, которое может быть различным по типу. Этот конфликт на личностном уровне является актуальным. Такой конфликт воспринимается индивидом как серьезная проблема, которая требует незамедлительного решения. Если студент не способен принять окончательное решение или разрешить ситуацию, тогда проблема провоцирует у него различные расстройства и нарушения.

Внутриличностный конфликт представляет собой противоречие во взглядах, ценностях человека относительно себя самого и своей жизни. Эта проблема стремительно развивается в настоящее время из-за того, что люди предъявляют к себе слишком много требований. Внутриличностный конфликт всегда характеризуется сильными переживаниями, так как затрагивает индивидуальные мотивы и мысли. Конфликт такого плана может зреть и развиваться годами, на определенном этапе никак не мешая личности полноценно существовать. Однако в какой-то момент недовольство своими достижениями и собой становится слишком очевидным. В таком случае внутриличностный конфликт проявляется во всей своей полноте.

В конце XIX в. австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа З. Фрейд предпринял первую попытку научного исследования внутриличностного конфликта. Фрейд рассматривал это явление как противостояние биологических инстинктов, импульсов и социальной основы, на которой человек вынужден жить. Когда внутренние желания отличаются от внешних возможностей или моральных общественных устоев, тогда человек оказывается в ловушке конфликта. По его мнению, сущность внутриличностного конфликта заключается в противоречии между бессознательным и сознанием.

Такое видение внутриличностного конфликта было разработано последователями Фрейда - неофрейдистами. Американский психиатр-психопатолог и психолог К.Хорни считала, что культура ответственна за возникновение внутриличностных конфликтов. Она отметила, что тип, интенсивность и масштабы конфликта в значительной степени зависят от цивилизации, в которой находится человек. Если цивилизация стабильна и имеет прочные установленные традиции, то выбор между социальными желаниями и нормами ограничен, а сфера потенциальных конфликтов узка, хотя в этих случаях она не лишена. Если цивилизация находится в состоянии быстрых изменений, то сосуществуют противоречивые нормы и ценности. В этом случае выбор, который должен сделать человек, очень сложен.

Немецко-американский психолог К.Левин, разработавший концепцию личности, определил внутриличностный конфликт как условия, в которых человек должен жить, направляя полярные силы. Он трактовал внутриличностный конфликт как ситуацию, в которой индивиды одновременно подвергаются воздействию сил противоположного направления одинаковой величины.

По мнению американского психолога и педагога К. Роджерса, основным компонентом структуры личности является «Я-концепция». В процессе взаимодействия индивида с окружающей средой формируется образ его собственного «Я», то есть его представления о самом себе. «Я-концепция» является основой для саморегуляции поведения человека. Однако она часто не совпадает с представлением об идеальном «Я». Между ними может происходить рассогласование. В этом случае, как диссонанс между «Я-концепцией» и идеальным «Я», возникает внутренний конфликт.

Американский психолог А.Маслоу считал, что человеческая природа включает в себя определенную иерархию потребностей. Потребности имеют генетическое происхождение. Многие люди не знают, что они существуют. Однако их неудовлетворение приводит внутриличностным конфликтам. Наиболее глубинные потребности - физиологические потребности. Это потребности в воздухе, воде, пище, крове, сне и размножении. Второе-это потребность в защите и безопасности. Почувствовав себя в безопасности, человек стремится удовлетворить стремление к любви, самоуважению и уважению со стороны других, принадлежащих к определенной социальной группе. Помимо основных потребностей, существуют более высокие уровни потребностей - истина, справедливость, порядок, единство, красота, легкость достижения и самодостаточность. Здоровый человек постоянно движется в направлении реализации своих способностей, возможностей и талантов. Человек стремится быть тем, кем он может стать. Но это не всегда удается. Самоактуализация присутствует у большинства людей, но она реализуется у немногих. Так, по словам А.Маслоу, внутриличностный конфликт-это разрыв между желанием самоактуализации и реальным результатом.

Советский психолог А. Леонтьев исследовал внутриличностные конфликты личности в рамках своей теоретической концепции о роли субъектной деятельности в формировании личности. В его концепции сущность и содержание внутриличностного конфликта зависит от структурной природы самой личности. Человек не может жить одной лишь целью или мотивацией. Помимо основной мотивации, у человека есть много других мотиваций. По мнению Леонтьева, внутриличностные конфликты являются результатом различных мотиваций индивидов. Леонтьев считал, что внутриличностный конфликт-это нормальное состояние психики, потому что она противоречива. А.Адлер определил комплекс неполноценности, развившийся в детстве под влиянием неблагоприятных обстоятельств, как основу возникновения внутриличностных конфликтов. Э. Эриксон считал, что люди в каждом возрасте обязательно сталкиваются с различными противоречиями, удачное или неудачное решение которых программирует дальнейшую судьбу. Успешные решения позволяют перейти к следующему этапу развития, в то время как неудачные решения приводят к возникновению комплексов и основ для развития внутриличностных конфликтов.

Адлер упорно работал над разрешением внутренних конфликтов, изначально определяя комплекс неполноценности, провоцирующий это явление. До 5 лет характер человека формируется, постоянно подвергаясь воздействию различных неблагоприятных социальных сред. Далее он лишь различными способами старается компенсировать свои недостатки.

В социальной психологии существует понятие рефлексии - способность человека видеть свою ситуацию со стороны, в то же время осознавать себя в этой ситуации и то, как его воспринимают другие люди. Рефлексия может помочь человеку определить истинную причину своего внутреннего напряжения, переживаний и тревоги, правильно оценить ситуацию и найти разумный выход из конфликта.

Известный психотерапевт Максуэлл Мольц в своей книге «Я — это Я, или Как стать счастливым» дает множество полезных советов, которые могут помочь человеку разрешить личностные конфликты. Большинство этих техник основано на феномене саморефлексии. Некоторые из них: создавать правильный образ своего собственного «Я». Уметь смотреть правде в глаза; реагировать на факты, а не на свои мысли; не реагировать слишком эмоционально на внешние раздражители; не обращать повышенного внимания на то, что люди думают о вас и как они вас оценивают; не культивировать чувство обиды, жалости к себе; уметь прощать себя и других, прощение исцеляет; уметь направлять свою агрессию в нужное русло.

Для чрезмерного эмоционального "пара" нужно иметь предохранительный клапан (творчество, физическую активность, ходьбу и т. д.): эмоционально реагировать только на то, что реально существует здесь и сейчас; не раздувать «из мухи слона», реально оценивать ситуацию и все вытекающие из нее последствия; иметь четкую цель и неуклонно стремиться к ее достижению. По возможности ставить перед собой реальные цели; действовать целеустремленно и решительно.

Во время конфликта эмоции переполняют человека и мешают ему действовать рационально. Чтобы не нести ненужных и обременительных нош, нужно научиться управлять своими эмоциями и регулярно убирать излишние чувства страха, гнева, обиды, ненависти и т.д. Для этого можно использовать самые разные методы и приемы, например: общение с друзьями, расслабление в спортивных играх и так далее. Освобожденный от эмоциональной нагрузки, человек получает дополнительные ресурсы для решения своих проблем.

В зависимости от индивидуальных характеристик студенты по-разному относятся к внутренним противоречиям. Одни погружаются в мысли, другие сразу начинают действовать, третьи погружаются в эмоции, которые их переполняют. Единого подхода к правильному отношению к внутриличностным конфликтам нет. Важно, чтобы студент осознавал свою индивидуальность, развивал свои собственные методы разрешения внутренних конфликтов и применял к ним конструктивный подход.

М.Ширманова считала, что преодоление внутренних конфликтов зависит от глубокого мировоззрения человека, его содержания (веры) и его собственного опыта.

Развитие волевых качеств помогает студенту успешно преодолевать внутренние конфликты. Воля - основа всей системы саморегулирования человека. В сложных ситуациях, как правило, имеется желание привести внешние требования в соответствие с внутренними устремлениями.

Способы разрешения конфликтов, время, которое тратится на это, у людей с различными типами темперамента отличны. Холерик решает все быстро, предпочитая потерпеть неудачу, а не неуверенность Меланхолик долго размышляет, взвешивает, не решаясь на какие-либо действия. Однако этот болезненный процесс размышления не исключает возможности радикального изменения ситуации. Свойства темперамента влияют на динамичные аспекты разрешения внутриличностных противоречий: скорость переживаний, их стабильность, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направление извне или внутрь (Донченко, Титаренко, 1989 год).

Процесс урегулирования внутренних конфликтов зависит от пола и возраста человека. С возрастом внутренние противоречия людей принимают типичные для данной личности формы разрешения.

Между мужчинами и женщинами существуют различные подходы к урегулированию конфликтов. Мужчины более рациональны, и они обогащают свой набор средств разрешения ситуации с каждым новым внутренним переживанием. Женщины всегда по-новому радуются и печалятся, ликуют и страдают. Женщины более разнообразны в своих личных характеристиках, а мужчины - в ролевых.

С целью выявления уровня внутриличностной конфликтности я провела тестирование среди студентов академических групп второго курса ГАОУ НГГТИ. Использовался тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности, созданный А.И.Шипиловым. По результатам теста было выявлено, что у 60% опрошенных внутриличностная конфликтность крайне низкая, у 25% уровень внутриличностой конфликтности низкий, у 12% средний уровень внутриличностой конфликтности и у 3% высокий уровень внутриличностой конфликтности. Сверхвысокий уровень внутриличностой конфликтности не был выявлен.

Как показывает проведенное тестирование, у большинства студентов внутренние конфликты и переживания возникают изредка в серьезных и очень значимых ситуациях, которые в целом преодолеваются без осложнений. Студенты обладают высокоразвитыми волевыми качествами. Они решительны и целеустремлены в достижении значимых мотивов и поставленных задач, легко адаптируются, не склонны к продолжительным сомнениям и раздумьям, обеспечивает контроль над эмоциями.

Таким образом, можно сделать вывод, что внутриличностные конфликты могут иметь негативные и позитивные последствия для личности и окружающих. Чтобы предотвратить внутриличностный конфликт, человек должен уметь находить способы выхода из конфликта, активизировать работу над собой. Нужно уметь быть гибкими, в том числе и в конфликте с собой, уметь принимать грамотные решения, приспосабливаться к любой возникающей ситуации, уметь извлекать определенные выгоды из конфликтных ситуаций. Всегда нужно надеяться, что проблема будет решена положительно, так как именно оптимизм является залогом здорового, с точки зрения психологии, человека.

Список литературы:

  1. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 1999. С. 23-24.
  2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. - Разд. V.
  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.
  4. Курбатов В. И. Конфликтология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. С. 445.
  5. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: АО «АСПЕКТ ПРЕСС». 1994.- 317 с.
  6. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. — СПб.: Лань, 1997.
  7. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. — М.: Проспект, 1998. - Гл. 18; 19; 22.
  8. Браун Д., Педдер Д. Введение в психотерапию. М.: Класс, 1998.
  9. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М., 2000.
  10. Емельянов С.М. практикум по конфликтологии. СПб: Питер, 2001.
Просмотров работы: 310