Аннотация: в статье рассматривается проблема тревожности у студентов. Тревожность в современной клинической практике рассматривается как один из основных пусковых механизмов, лежащих в основе расстройства эмоциональной сферы личности. Содержание статьи посвящено теоретико-эмпирическому исследованию феномена тревожности в юношеском возрасте. Помимо краткого анализа факторов и особенностей проявления социальной тревожности в юношеском возрасте, в статье представлены результаты экспериментального исследования влияния тревожности на взаимодействие в юношеском возрасте.
Abstract: the article deals with the problem of anxiety in students. Anxiety in modern clinical practice is considered as one of the main triggers underlying the disorder of the emotional sphere of the individual. The content of the article is devoted to theoretical and empirical research of the phenomenon of anxiety in youth. In addition to a brief analysis of the factors and features of social anxiety in youth, the article presents the results of an experimental study of the influence of anxiety on interaction in youth.
Ключевые слова: тревожность, фобии, юношеский возраст, психология, причины возникновения тревожности, стадии развития тревожности, тревожная ситуация, характеристика тревожной личности.
Keywords: anxiety, phobias, adolescence, psychology, causes of anxiety, stages of development of anxiety, anxiety situation, characteristics of an anxious person.
Актуальность изучения проблемы тревоги как психического состояния обусловлена важностью эффективного психологически безопасного воспитания в современных школах, а также психологически безопасного воспитания в семье. Страх имеет связь с историческим периодом общественной жизни, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных всплесков» страха, частоте распространенности и интенсивности переживания страха. Повышенная тревожность мешает общению и учебной деятельности человека и способствует развитию неврозов. Проблема заключается в напряжении в окружающей среде, повышении тревожности, но нет механизмов регуляции эмоционального состояния и сопротивления уровню тревоги.
Тревожность - это субъективное переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неприятностей, с предчувствием надвигающейся опасности. Существует различие между тревожностью как эмоциональным состоянием и как стабильным свойством, личностью или чертой характера.
Подростки, которые испытывают высокую тревогу, имеют недостаточную самооценку, не доверяют себе и своим способностям и не всегда способны установить контакт со сверстниками и взрослыми в своем окружении.
Существует ряд ситуаций, которые являются источником тревоги в этом возрасте:
1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
2. ситуации, которые картинка осуществить это самостоятельно;
3. ситуация общения со взрослыми и сверстниками;
4. удовлетворение своей внешностью;
5. потребность в профессиональном и личном самоопределении.
Используя термин «тревога», большинство людей даже не задумываются о том, что он на самом деле означает. Очень многие молодые люди, если их спросят, что они чувствовали, когда находились в состоянии страха, скажут, что это было беспокойство, волнение, страх и, возможно, даже дрожь. Все эти описания свидетельствуют о том, что феноменология страха основана на опыте страха. Он, как и любая основная эмоция, может варьироваться по своей интенсивности, а в страхе он может быть выражен слабо, умеренно или сильно.
Переживание страха приводит к чувствам изоляции и одиночества, а некоторые люди включают эмоциональный шаблон страха и чувство печали. Не исключено, что в некоторых случаях печаль сама может определять образ страха, но чаще ее роль в эмоциональном паттерне страха обусловлена ее взаимодействием с эмоциями в страхе.
Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, неуверенности и неспособности контролировать ситуацию.
Ключевым эмоцией в субъективном опыте тревоги является страх, но другие эмоции, такие как печаль, стыд и вина, также могут быть вовлечены в опыт страха. Как правило, страх-это субъективное проявление благополучия человека.
Очень тревожные молодые люди характеризуются низкой самооценкой, эмоциональной нестабильностью, высоким психоэмоциональным стрессом и низким субъективным контролем.
Студенты два месяца в году пик тревожности связывали с экзаменами - зимними и весенними экзаменами. Экзамены-это своего рода критический момент в образовательной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом для увеличения объема, продолжительности, интенсивности образовательной деятельности и мобилизации всех сил организма. За это время, при средней продолжительности самостоятельной тренировки 8-9 часов в сутки, интенсивность воспитательной работы увеличивается на 86-100%. Все это происходит в связи с изменениями в жизни учащихся. Многие из них испытывают негативные эмоции, неуверенность в себе, чрезмерное волнение и страх в этот период. Во время экзаменов, под влиянием интенсивной умственной деятельности, в условиях значительных изменений жизненных процессов, отсутствия физических отношений как средства эмоционального расслабления, отдыха, психические и физические показатели в течение всего периода обследования неуклонно снижаются.
На психологическом уровне страх студентов воспринимается как напряжение, беспокойство, беспокойство, нервозность и переживается как чувства неуверенности, беспомощности, бессилия, неуверенности, одиночества, надвигающейся неудачи и неспособности принимать решения.
Различные методы могут быть использованы для снижения психоэмоционального стресса и эмоциональной нестабильности молодых людей В. Соколова, В. и. Мельников рассматривают следующие методы как наиболее эффективные [1].
Техника релаксации. Состояние релаксации характеризуется общим снижением психофизиологической активности. Это состояние-противоположная реакция страха. Однако часто бывает, что метод релаксации вызывает у испытуемых неожиданную реакцию. Может возникнуть чувство эмоционального дискомфорта, повышенного беспокойства и раздражения. Поэтому в начале релаксации можно применить метод прогрессирующего расслабления мышц Якобсона. Во время его выполнения формируется сначала способность распознавать напряжение в мышцах, затем чувство расслабления мышц и, наконец, способность овладеть произвольным расслаблением напряженных групп мышц. Затем добавляются традиционные методы релаксации, направленные на то, чтобы вызвать ощущение тяжести и тепла, а также методы аутогенной тренировки и визуализации медитации. Для улучшения состояния расслабления можно использовать спокойную, неизвестная музыка и различные звуки, такие как шум морского прибоя, шелест листьев и т. д [3].
Сочетание релаксации с поведенческой терапией. Этот метод основан на том, что страх можно подавить, если вовремя совместить раздражители, вызывающие страх, и раздражители, противостоящие ему. В состоянии расслабления участников группы можно попросить представить себе события, вызывающие беспокойство, начиная с менее значительных. В то же время вы должны следить за своим внутренним состоянием, сравнивать свои физические ощущения в состоянии тревоги и в состоянии покоя. Затем участникам предлагается нарисовать свою тревогу и, при необходимости, применить метод НЛП для уменьшения тревоги, установить границы тревоги, а затем перейти на более низкий уровень.
Методы Эллиса рационально-эмоциональной психотерапии и перестройки смысла. Этот метод позволяет найти положительное значение событий. Эмоции тесно связаны с когнитивными факторами, которые часто создают эмоции и могут привести к неблагоприятным последствиям. Таким образом, изменение дисфункциональных познаний и построение дисфункциональных когнитивных реакций является обязательным компонентом коррекции тревоги. Этот метод используется для воздействия на когнитивную сферу [2].
Упражнения для повышения чувства уверенности в себе, для повышения уровня субъективного контроля. Для повышения самооценки можно использовать тренировки в виде ролевых игр. Кроме того, у участников развивается чувство собственной ответственности за свою жизнь, за свои действия.
Итак, юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это время, когда человек может перейти от неуверенного, непоследовательного подростка, который утверждает, что является взрослым, к реальной взрослой жизни.
Уровень тревожности наиболее активен в учебной деятельности учащихся и состоит из нескольких компонентов:
оценки, которые студент получаете на экзаменах во время сессии;
исследовательская работа (написание эссе, курсовых работ и проектов, тезисов);
участие в студенческих лабораториях;
участие в научных и практических конференциях;
участие в университетских, университетских и городских мероприятиях и соревнованиях, олимпиадах и т.
В целях выявления уровня тревожности нами было проведено экспериментальное исследование для выявления взаимосвязи между степенью тревоги успеваемостью студентов вузов.
Целью экспериментального исследования является выявление зависимости между показателем уровня тревожности студентов вузов. В экспериментальном исследовании приняло участие 32 человека в возрасте от 17 до 23 лет.
Для достижения поставленных задач мы использовали следующий метод - тестирование (тест на наличие тревожность Ч.Д. Спилбергера и на определение уровня тревожности Ю.Л. Ханина). Суть тестов: определенный уровень тревоги – это естественное состояние, обусловленное жизнедеятельностью человека. Проблемы, переживания, волнения, ситуации, воспринимаемые личностью как угроза для самооценки и др. – провоцируют изменение уровня тревоги в течение дня.
Проанализировав данные тестирования, которые проходили студенты, мы получили следующие результаты, которых можно увидеть на рисунке №1.
Рисунок № 1. Определение тревожности.
Итак, проведенные тесты показали, что несмотря на то, что страх, особенно в его крайних проявлениях, переживается довольно редко, большинство молодых людей боятся этой эмоции. В тоже время переживание страха воспринимается и воспринимается ими как угроза личной безопасности. Страх побуждает молодых людей прилагать усилия, чтобы избежать угрозы и устранить опасность. Это может быть вызвано как физическими, так и психологическими угрозами.
Используемая литература:
Астапов В.М. Тревога и тревожность. - СПб., 2001.
Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. Учеб. пособие для вузов. 4-е издание – М.: Смысл, 2016. – 672 с.
Воротникова Е.Ю., Соколова Е.В., Мельников В.И. Психологические методы коррекции состояния тревожности у педагогов // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: Сб. докл. межрегион. науч. - практ. конф.: В2-х ч. Новосибирск, 2003. Ч. 1.
Долгова В.И., Кормушина Н.Г.ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 132-136. https://elibrary.ru/item.asp?id=26696656
Изард К. Психология эмоций. - М., 2010.
https://proftest.me/anxiety-level
http://myvsd.ru/testy/test-spilbergera-hanina/