Аннотация: в Статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в образовательных учреждениях, а также раскрываются особенности и основные проблемы адаптации студентов к условиям этих учреждений. Кроме того, в статье отражены основные пути решения проблем успешной социально-психологической адаптации студентов и их профессиональной подготовки.
Abstract: the Article analyzes the problems of social adaptation of students in educational institutions, as well as reveals the features and main problems of students ' adaptation to the conditions of these institutions. In addition, the article reflects the main ways to solve the problems of successful socio-psychological adaptation of students and their professional training.
Ключевые слова: студенты, социальная адаптация, социально-психологическая адаптация, профессиональная подготовка.
Keywords: students, social adaptation, social and psychological adaptation, professional training.
Актуальность данной статьи заключается в проблеме адаптации как одной из основных проблем психологии. Повышение интереса к проблемам социально-психологической адаптации и активное изучение данной темы в контексте социальной психологии связано с интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе.
Социальная адаптация в психологии понимается, во-первых, как устойчивый процесс активной адаптации человека к условиям социальной среды, во-вторых, как результат этого процесса.
Другими словами, адаптационный потенциал - это способность человека адаптироваться к различным требованиям окружающей среды (социальным и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и противоречия окружающей среде.
Одним из вариантов адаптации человека к обществу является его профессионализм, который является ценным ресурсом для жизни и эффективной жизни. Стремление к овладению профессии является одним из факторов, побуждающих выпускников к поступлению в учебные заведения. Поступление в учебные заведения сопровождается переходом на новую систему образования, новую социальную среду, что является сложным и тяжелым, вызывает необходимость адаптации учащихся к образовательному процессу.
Новая среда, новый режим, другие образовательные нагрузки и требования, новые отношения, новая социальная роль, новый уровень общения с родителями, другой подход к себе - это не полный перечень острых изменений в первом году обучения. Студенты первого курса меняют обычный образ жизни, охватывающий процесс адаптации автоматически.
Адаптация студентов к обучению - это многоуровневый процесс, включающий компоненты социально-психологической адаптации и способствующий развитию интеллектуальных и индивидуальных способностей студентов.
Адаптация, как адаптация человека к изменяющимся условиям жизни, является важным моментом его жизни. Адаптация выражается в снижении внутреннего дискомфорта, напряженности, беспокойства, самооценки и уверенности в себе, которые сдерживают способность человека успешно общаться с окружающей средой и могут вызвать психические расстройства. Есть три вида адаптации студентов первого курса:
1. официальная адаптация студентов к новой среде, структуре высшего образования, содержанию в нем обучения, его требованиям, познавательной и информационной адаптации к своим обязанностям;
2. социальная адаптация, т. е. внутренняя интеграция групп студентов первого курса и интеграция этих групп с общей студенческой средой;
3. дидактическая адаптация студентов к подготовке новых форм и методов учебной работы в Высшей школе.
Студенты объединяют примерно однолетнюю молодежь, которая относится к одному уровню основного (среднего) образования и отличается от других молодежных групп. К ним относятся формы организации жизни: «самостоятельный» образ жизни в стенах учреждения, студенческих коллективах, общежитии, сравнительная независимость в выборе способов деятельности в школе и вне школы. Главной особенностью и значением студентов как социальной группы является их основная задача - непосредственное участие в материальном и духовном производстве, а также подготовка к работе в этих областях, то есть обучение. Поэтому основной целью студентов является пополнение кадров и интеллигенции. Студенческий корпус служит источником и резервом различных групп специалистов, так как в него входят профессиональные группы.
Основная деятельность студентов - приобретение профессиональных знаний и навыков. Время обучения - это не только подготовительный этап, но и ответственный период жизни, получение профессионального образования. Социальная служба студентов определяется, прежде всего, необходимостью обеспечения притока специалистов.
Адаптация студента - это сложный, динамичный, многоуровневый и многогранный процесс преобразования мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков и навыков в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации. Значительная часть адаптивных условий возникает в результате изменения учебной среды при поступлении в университет. Этот аспект адаптации называется дидактической адаптацией, которая включает адаптацию к новым формам и методам работы; адаптацию к новым формам контроля. Адаптация студентов первого курса неразрывно связана с их академической успешностью. Целью дидактической адаптации является разработка оптимальных методов организации учебной деятельности студентов первого курса, с одной стороны, учитывающих специфику учебной среды, с другой - особенности познавательной деятельности в подростковом возрасте.
Успешность обучения студентов зависит от многих факторов, одним из наиболее важных из них является их интеллектуальное развитие, как показатель умственной активности и внимания - функция регулирования познавательной активности. В процессе адаптации восстанавливаются психофизиологические и психологические качества студента. Особенности адаптации студентов вузов определяются образовательной средой, их индивидуальными особенностями и, самое главное, особенностями молодежи. Молодежь - один из важных этапов социализации личности. Молодежь сталкивается с проблемами адаптации, связанными с необходимостью большого совершенствования. Если у человека нет времени на адаптацию к новым условиям, то существует риск адаптации. Главная задача этого возраста - выбор профессии и профессионального образования. Профессиональная подготовка становится ведущей деятельностью студента и одной из проблем образования в новых условиях является его социальная и профессиональная адаптация. Молодежь характеризуется углублением и дифференциацией познавательного процесса, развитием познавательной независимости, необходимостью общения со сверстниками, появлением иерархически структурированной системы ценностных ориентиров, профессиональным самоопределением, появлением планов жизни, формированием способности к самореализации.
На данном этапе вхождения в новую среду общение с другими людьми становится особенно важным фактором социальной адаптации студентов. В процессе общения человек адаптируется к определенным моделям поведения, действующим на этой микросфере, подчиняется социальным требованиям и контролируется взрослыми. Связь является неотъемлемой частью совместной учебной деятельности. Кроме того, особенностью подростка является необходимость неформального общения со сверстниками, понимания и признания.
Таким образом, общение является одним из ведущих факторов адаптации как определенного вида деятельности. В связи с этим развитие навыков общения играет важную роль в оптимизации общения, используя множество методов, которые были созданы в настоящее время. Одним из способов оптимизации является признание коммуникативных трудностей и, если это возможно, их устранение. Большое значение имеет дифференциация различных трудностей в социально-педагогической и профессиональной адаптации студентов.
Чем он успешно адаптирован к новым социальным условиям, новому коллективу, новым нормам и ценностям студентов как социальной группы, тем больше он накопит личный опыт для будущей профессиональной деятельности, связанный со следующим этапом социально-психологической адаптации.
Следующим важным аспектом адаптации является роль ценностных ориентиров. Эффективность процесса поступления в специальность определяется, с одной стороны, активным овладением человеком профессиональными знаниями и навыками, с другой стороны, мотивацией студента к профессиональной деятельности, взглядами, ценностными ориентирами, а также уровнем гармонизации с окружающей средой. Профессиональная адаптация студентов зависит от того, насколько важна для них профессия, работа и успех, какие требования предъявляют к себе, профессиональная подготовка и перспективное трудоустройство, как они относятся к неудачам и трудностям в учебной и профессиональной деятельности. В процессе адаптации происходит преобразование потребности мотивационной сферы, задачей учителя является формирование устойчивых профессиональных ценностей среди студентов.
Следовательно, приобщение студентов к общественной жизни, завершение образов, постоянная профессия, трудовая активность, способность осуществлять организационное лидерство, наличие политических прав, юридической ответственности и т. д. - все это является частью комплексного формирования социального самосовершенствования. Последний является одним из последних этапов индивидуального развития, в ходе которого молодой человек осваивает социальный опыт, приобретает социальные качества и как его активная сила готовится к вступлению в общественную жизнь. Социальная зрелость - это основной этап жизни человека, в том числе самый активный период труда и социальной деятельности, период максимального проявления творческой активности человека.
Однако, приобретая большие возможности для расширения своей жизненной траектории и участия в решении актуальных проблем общества, студенты испытывают вместе со многими трудностями и испытаниями период самореализации, что, в свою очередь, негативно влияет на уровень активности, самостоятельность молодежи и независимость их объединений в организации окружающей жизни. Одним из механизмов активизации студентов может стать создание института самоуправления.
Высшие учебные заведения - это микро - среда, в которой молодой человек может перейти от независимой жизни ребенка к независимой жизни взрослого без необратимых отрицательных процессов и личной деформации. Педагогические коллективы вузов всегда обеспокоены проблемами адаптации студентов первого курса, поэтому разрабатывают целые системы, способствующие вчерашнему студенту преодолению противоречий между существующим "капиталом" и качественными новыми требованиями в учебном заведении.
В основном социально-психологическая адаптация студентов первого курса к условиям учебного заведения характеризуется следующими предметными категориями:
назначение;
вступление;
формирование;
ассимиляция;
активное присоединение;
изменение социального статуса и др.
Она определяется как процесс приведения основных параметров социальных и индивидуальных характеристик студентов в состояние динамического соответствия условиям среды университета как внешнего фактора к студенту.
Социальная адаптация студентов распределяется следующим образом:
профессиональная адаптация, под которой понимается адаптация к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, развитие навыков независимости в учебной и научной работе;
социально-психологическая адаптация - адаптация человека к группе, к общению с ним, развитие собственного стиля поведения.
Успешность профессиональной адаптации зависит от индивидуальных особенностей учащегося, его индивидуальных психологических и психотипических особенностей.
Таким образом, адаптация студентов к учебному процессу завершается в конце 2 - го семестра и в начале 3-го семестра. Процесс психологической адаптации человека характеризуется действиями человека, который проявляется в фокусе его действий, чтобы изменить правду. Для разработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента, важно знать жизненные планы и интересы студента первого курса, систему его приоритетных мотивов, уровень требований, самооценку, способность сознательно регулировать поведение и др.
Можно сказать, что успешное решение данной проблемы связано с развитием психологической службы учебного заведения, студенческого самоуправления, кураторского института. Процесс адаптации каждого ученика проходит по своему пути. Юноши и девушки со стажем работы быстро и легко адаптируются к условиям жизни и жизни студентов, к учебной работе. Итак, задача студенческой группы - не найти средний вариант включения студентов в новые мероприятия, а создать условия для оптимальной деятельности в целом.
Во всех учебных заведениях, как правило, специально спланирована система мероприятий, помогающих студентам первого курса адаптироваться к условиям учебного заведения. Наиболее важные мероприятия:
работа по формированию и найму академических групп;
процедура «посвящение в студенты»;
проведение «канатных курсов» и изучение курса «введение в специальность»;
выступление ведущих преподавателей в группах, ознакомление с историей учреждения, кураторским институтом.
Студенческое самоуправление - это инициативная, персональная и ответственная деятельность студентов по решению проблем, связанных с организацией образования, быта и досуга.
Из выше изложенного, можем сделать вывод, что профсоюзная организация, орган студенческого самоуправления, а также деканаты, институт воспитательной работы со студентами, институт наставничества должны проводить специальную работу среди студентов. Совместно организованные мероприятия помогут студентам правильно организовать свою работу и свободное время и решить проблемы. Как показывает опыт этих органов в других городах России, цель может быть осуществлена только при достижении взаимодействия между начальными и последними целями деятельности, касающимися деятельности студента. Основной целью взаимодействия является выявление и развитие готовности студентов к обучению в университете через интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и поведенческие эффекты, а также определение их индивидуальных особенностей как основы формирования компетенций на первом этапе высшего образования. Конечной целью взаимодействия является формирование психологической, профессиональной и творческой готовности студента к предстоящей профессиональной деятельности и профессиональному саморазвитию.
Одним из важных шагов адаптации, на мой взгляд, является проведение культурных мероприятий - тематических вечеров, спортивных соревнований, творческих конкурсов. Активное сотрудничество позволяет начинающим понимать их важность и дружить. С правильно организованной адаптационной работой студенты первого курса быстро привлекаются к деятельности студенческого самоуправления, учатся к жизни в общежитии. Исследования показывают, что через несколько месяцев начинающие перечисляют положительные стороны проживания в общежитии - здесь вы можете проконсультироваться со старшеклассниками, одноклассниками, встретиться на совместных занятиях, дружить, общаться с людьми, работать с людьми и жить в обществе.
Адаптация к профессиональной деятельности является неотъемлемой частью социализации, так как процесс и результат освоения и дальнейшего активного размножения социального опыта, реализуемого в деятельности и общении. При рассмотрении вопросов адаптации студентов в образовательном учреждении необходимо учитывать двусторонний характер этого процесса. Студенты, во-первых, приобретают и приобретают социальный опыт, во-вторых, в будущем сдают его в окружающую среду в качестве менеджеров среднего звена. В свою очередь, адаптация к профессиональной деятельности проявляется на определенном уровне овладения профессиональными навыками и навыками, в формировании некоторых профессионально необходимых личностных качеств, в развитии у сотрудника устойчивого позитивного отношения к своей профессии.
Для успешного решения проблем современных студентов недостаточно деятельности одного органа. Здесь необходимо мобилизовать все имеющиеся силы в университете, в которые входят многие органы управления, а также студенческое самоуправление. В постоянно обновляющемся обществе необходимо постоянно искать новые решения, создавать новые службы в учреждениях. Расширение "поля" социальных услуг должно быть связано с пониманием, что многие проблемы студентов связаны не с их индивидуальными особенностями, а с их состоянием; эффективность студенческих решений должна быть больше определена путем предоставления ему альтернативы.
Таким образом, обеспечение успешной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности осуществляется в рамках личностно -ориентированного образовательного процесса, предусматривающего организацию взаимодействия студентов и преподавателей, что создает оптимальные условия для развития самовоспитания, независимости и самореализации среди субъектов обучения. Приоритетом данной системы образования является профессиональное развитие личности студента. Цель такого обучения - формирование и развитие личности студента, его познавательных способностей, формирование обобщенных знаний и способов учебно-профессиональной деятельности, опираясь на его субъективный опыт. Это свидетельствует о важности опираться на важные и процедурные компоненты образовательного процесса при создании процесса адаптации к профессиональной деятельности.
Список использованных источников:
Гальмук Н.А. Педагогические условия личностно-ориентированного становления специалиста социальной сферы в среднем профессиональном образовании.
Дмитриенко С.А. Формирование навыков адаптации к профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. -
Лилиенталь И.Е. Адаптация студентов к вузовскому обучению как этап личностного и профессионального развития: сб. науч. статей СевКавГТУ. Сер. «Гуманитарные науки».
Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента.
Латыш Л.Б. К проблеме управления адаптацией молодежи // Право и образование.
Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.
Разумовская Е. Социализация студенческой молодежи // Учитель.
Росляков А.Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза // Психология и эрганомика.
Терещенко А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности.
Ткачева Г.В. Научно-дидактические условия учебной адаптации студентов на начальном этапе обучения. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа