Влияние архитектурных стилей на психическое состояние студента – будущего специалиста-проектировщика - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Влияние архитектурных стилей на психическое состояние студента – будущего специалиста-проектировщика

Пшеничная Н.Д. 1, Саданова В.Н. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье мы рассмотрим вопросы, связанные с изучением вопроса влияния архитектурной среды на психологическое состояние как студента, так и на человека в целом, и способы искусственного создания определенных эмоций с помощью методов дизайна и архитектуры. Проведем исследование, сравнив восприятия архитектурных стилей двух поколений разницей в 12-13 лет.

Abstract. In this article, we will consider issues related to the study of the impact of the architectural environment on the psychological state of both the student and the person in general, and the ways to artificially create certain emotions using design and architecture methods. Let's conduct a study comparing the perception of architectural styles of two generations with a difference of 12-13 years.

Ключевые слова: Архитектура, психика, стили, эмоциональный дизайн, психологическое состояние

Keywords: Architecture, psyche, styles, emotional design, psychological state

Давно известно, что архитектурный стиль построек влияет на психику человека. Человеческий мозг реагирует на форму и цветовую гамму зданий. Однотипные постройки, окрашенные в монолитные и серые тона, вводят людей в состояние депрессии, повышают уровень стресса, утомляемости и настроения. Большинство научных работ посвящено влиянию окружающей среды на психику человека. Поэтому на нем мы остановимся подробнее. Речь пойдет о чувствах, переживаниях, эмоциях, которые индивид испытывает, когда смотрит на тот или иной архитектурный стиль

После 60–х годов в нашей стране началась массовая застройка однотипных домов. Дело в том, что к распаду Советского Союза предпочтение в строительстве отдавали не красивой архитектуре, а функциональности зданий, которые можно быстро построить в большом количестве. Так появился функционализм в архитектуре. Все дома были многоэтажными, были компактные квартиры, выкрашенные в серый цвет. Основной задачей на тот момент было построить большое количество домов в короткие сроки, при этом социальный фактор не учитывался. Тогда считалось, что такие постройки объединяют своих жителей, вместе они должны решать проблемы повседневной жизни, но это не так…Особенность этого архитектурного стиля (однотипные серые дома, построенные близко к друг другу) породила особую культуру сожительства. Оказывается, бесконечные ссоры, необходимость защищать свои интересы и отсутствие личного пространства не остаются незамеченными для психики жильцов коммунальных квартир даже после того, как они переедут в отдельные дома. Как сказал психолог Ольга Гурова "С одной стороны, у людей, живущих в коммунальной квартире, происходит размывание личных границ, так как персональное пространство крайне ограничено, и вся жизнь проходит на виду у соседей. Дети коммуналок "безграничны": они часто не понимают, когда нарушают границы их личного пространства и позволяют собой манипулировать, или не могут защититься от насилия, в то же время они сами с легкостью нарушают границы других. Возможна и противоположная реакция, когда человек, в попытках сохранить свое пространство, полностью закрывается, становится подозрительным, недоверчивым. Это своеобразная защита: не влезай, убьет!" Из этих слов можно сделать вывод, что «серые коробки» негативно влияют на людей, на их психическое состояние, вызывая чувства депрессии и гнева, человек, привыкающий видеть тусклые тона, теряет прежнюю работоспособность. Как говорил Луис Генри Салливан «Архитектура — это искусство, которое воздействует на человека наиболее медленно, зато наиболее прочно.»

Для того чтобы лучше понимать влияние архитектуры на психику человека, стоит провести параллель между «серыми коробками» и другими архитектурными стилями. Проведение параллели поможет более точно понять, как архитектура влияет на психическое состояние людей.

Чтобы выявить закономерности эмоционального воздействия человека от того или иного архитектурного стиля, необходимо изучить его индивидуальные характеристики: размер, форму, освещение, цвет, текстуру.

Архитектура - это объект и процесс, который создает множество функциональных состояний. Формирование информационного поля, которое фактически составляет человека, живущего в нас, зависит от преобладания размеров, линий, цветов в нашем окружении - все это влияет на незаметные и длительные процессы, происходящие в нас. Психическое, физическое, психическое и социальное здоровье, социальная жизнь. Как пишет Кристофер Дэй «Архитектура способна передавать свою болезненность людям, заставляя скверно их ощущать и даже болеть. Среду можно использовать для манипулирования людьми: мы готовы принимать окружение как факт, что оно вполне может использоваться для воздействия на наше поведение. У людей, которые со всех сторон окруженные жестокостью, резкостью форм, эстетическая чувствительность и эстетическое равновесие оказываются притуплены». Рассмотрим несколько конкретных архитектурных стилей, чтобы доказать слова Кристофера Дея.

Барокко

Барокко зародился в конце 16 века в Италии. Так португальские моряки, называли бракованные жемчужины неправильной формы, от сюда и название. Итальянцы охотно переняли термин, объединив им вычурные и странные проявления нового культурного течения.

Главная особенность барокко - создание искривленного пространства, где плоскости и объемы криволинейны и переходят друг в друга, в планах преобладают эллипсы и прямоугольники.

В оформлении фасадов широко применяется распрепка, когда часть стены выступает немного вперед или, наоборот, углубляется вместе со всеми элементами. В результате получается чередование выпуклых и вогнутых участков с эффектом пространственной иллюзии. Всевозможные эркеры, башни и балконы делают композицию фасада еще более выразительной.

Смотря на архитектурный стиль как Барокко, появляется полное ощущение порядка и гармонии, нарастает динамика мысли и чувства, мы начинаем ощущать недостаток рационального мышления, погружаясь глубже в собственные мысли, пытаемся выйти за пределы видимого мира, за грань возможного. Этот стиль порождает воображение, заставляя думать, что мы, как будто, в фантастическом мире, приближая нас к переживанию чудесного, необычного, неуловимого, эфемерного, волшебного, исключительного. Полная же противоположность Барокко – это Готика.

Готика

Готический стиль получил широкое развитие в Средневековье в XII-XVI веках. Постепенно готика распространилась по Западной, Восточной, Центральной и частично Северной Европе, сменив популярный в то время романский стиль. Новое направление было применено при строительстве церквей, монастырей и храмов.

В центральной части Восточной и Северной Европы готический стиль формировался в несколько этапов: с XI - XII веков и с XV - XVI веков. Построенные в этот период здания и сегодня считаются «устрашающими и величественными».

Готика демонстрирует стремление человечества к небесному, возвышенному, запредельному, но чувства, возникающие при знакомстве с этим стилем, довольно, противоречивы. Готика воспринимается как нечто романтическое и таинственное, но в тоже время гнетущее, она пробуждает мысли, которые хранятся в самых потаенных местах человеческого разума, заставляет задуматься о собственной ничтожности, о смысле бытия. Погружаясь в собственные мысли, мы рискуем потерять себя, поэтому важно контролировать поток собственных мыслей.

Хай-тек

Стиль хай-тек сформировался в 1970-е годы. Широкое распространение он получил уже в 80-х годах прошлого века, хотя основы его, по мнению некоторых искусствоведов, были заложены еще в 19 веке.

Для этого стиля характерно использование простых линий и форм, частое использование элементов конструктивизма и кубизма, прагматизм в планировке пространства, широкое использование стекла, трубчатых металлических конструкций, вынесенных наружу лестниц, децентрализованное освещение. Цветовая гамма представлена преимущественно в белом, серебристом и металлическом цветах.

Данный стиль пробуждает в человеке склонность к прагматизму, строгости, рассудительности, заставляет нас забыть о чувственности, быть более сдержанными. Хай-тек не дает широту мышления, он манипулирует личностью, используя высшие технологии для воздействия над людьми, не давая возможности для раскрытия собственного «Я». Такие же ощущения возникают при знакомстве с архитектурным стилем, как Конструктивизм, потому что данные стили схожи.

Конструктивизм

Это единственный стиль в архитектуре ХХ века, изобретенный в России. Он зародился в 1920-х годах, когда советская страна начала оправляться от революций и гражданской войны. С быстрым ростом городов и развитием промышленности возникли противоречия со старым образом жизни. Архитекторы-конструктивисты были убеждены в необходимости рационального замысла, использования новейших строительных материалов и конструкций, «полезности» вещей.

Архитекторы-конструктивисты считали, что в создание образа сооружения должны быть включены все элементы, даже вывески, часы, рекламные щиты, громкоговорители. И, конечно же, проектировать всё это должен архитектор.

Итак, можно быть точно уверенным, что архитектура неоднократно влияет на психическое состояние как студента, так и человека в целом, но как же будет действовать наше восприятие в разные возрасты? С целью выявить эту закономерность, мною было проведено психологическое исследование среди студентов-первокурсников и учащимися 1 класса.

Для исследования я использовала 4 вышесказанных архитектурных стилей. Задачей этого исследования было выявить закономерность выбора того или иного стиля людьми разных возрастов, разобраться с чем это связано.

Статистика учащихся 1 курса:

В группе насчитывалось 29 человек, каждый из учащихся сделал выбор в сторону одного из стилей. Статистика такова:

Барокко – 23% учащихся;

Готический стиль – 13%;

Хай-тек – 35%;

Конструктивизм – 29%

Большинство первокурсников предпочли выбрать Хай-тек, это связано с тем, что нынешняя молодежь боится быть неактуальными, мы гоняемся за модой, стремимся быть в тренде. Так же этот выбор обусловлен тем, что нас влекут высокие технологии, мы живем в эпохе потребления, главной задачей которой являются доступность и экономичность.

Статистика учащихся 1 класса:

В классе насчитывается 16 человек.

Барокко – 43%;

Готический стиль – 4%;

Хай-тек – 35%;

Конструктивизм – 18%

Такой выбор связан с тем, что в младшем возрасте мы обращаем внимание на все яркое и вычурное, это зависит от того, что наш мозг не до конца воспринимает современную моду, в этом возрасте мы склонны часто мечтать: кто-то мечтает быть супергероем, кто-то принцессой или феей. В этом мне ничего плохого, мы еще не подвержены суровости реального мира, поэтому пытаемся самоутвердиться в мире, как в нечто сказочном.

Результаты исследования показали нам то, что в разные возрасты восприятие окружающего мира различно. Это зависит от того, что мы развиваемся, и вместе с нами развивается наше чувственное восприятие, мы начинаем овладевать разными формами и видами деятельности, формируя собственное «Я»

Таким образом, архитектурные стили оказывают большое влияние на психику человека. Унылость цветов, отсутствие уникальности негативно сказывается на людях, погружая их в состояние депрессии, плотность расположения построек, вызывает чувство замкнутости. Чтобы создать благоприятные условия для жизни человека, важно учитывать размер и расположения зданий, цветовую гамму, ландшафтный дизайн, освещение, и многое другое. Выполнение этих простых условий повысит настроение и работоспособность населения, что благоприятно скажется на нашей стране.

Список литературы

Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. – М.: Искусство,

1985. – 105 с

Саймондс Д.О. Ландшафт и архитектура. – М.: Литература по строительству, 1965. – С. 74-75

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: пер. с англ. – М.: Прогресс, 1974. – 61 с.

Сомов, Г. Ю. Эмоциональное воздействие архитектурной среды и ее организация / Г. Ю. Сомов // Архитектура и эмоциональный мир человека / Г. Б. Забельшанский [и др.]. – М.: Строй – издат. – С. 82-149.

Степанов, А. В. Архитектура и психология / А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. – М.: Строй – издат – 1993. – 295 с.

Гайдинг Акитектс. Коллекционный сборник архитектурных путеводителей, ДОМ паблишерс, 2013 - 320 с.

Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей: учебное пособие, Изобраз. искусство, 1983 – 384 с.

Мудрик А. В. Социализация - возможная социально-педагогическая трактовка // Вопросы воспитания. - 2010. - № 2. - С. 79-85.

Просмотров работы: 117