Аннотация: Изучение спортивной отрасли, роль спорта в жизни студентов исследование инноваций в спорте являются актуальными вопросами современности. Студенческий спорт является одним из важных элементов не только в развитии спортивной отрасли отдельно взятой страны, но и мирового спортивного движения молодежи. В статье проводится анализ состояния развития студенческого спорта в учебных заведениях РФ, рассматриваются направления и основные проблемы, связанные с развитием, исследуется вопрос совершенствования спортивной сферы в жизни студентов.
Abstract:The study of the sports industry, the role of sports in the life of students and the study of innovations in sports are topical issues of our time. Student sport is one of the important elements not only in the development of the sports industry of a particular country, but also in the world sports movement of youth. The article analyzes the state of development of student sports in educational institutions of the Russian Federation, examines the directions and main problems associated with development, and examines the issue of improving the sports sphere in the life of students.
Ключевые слова: спорт, спортивная отрасль, студенческий спорт, физическая культура, физическое воспитание.
Keywords:sports, sports industry, student sports, physical culture, physical education.
Одним из важных вопросов в спорте на сегодняшний день является развитие студенческого спорта, который является средством прогресса спортивной культуры. Студенческий спорт способствует формированию резерва спорта высших достижений и посредством него молодежь придерживается здорового образа жизни. Сегодня уделяют достаточно внимания развитию студенческого спорта и со стороны государственных органов, и со стороны студентов, поскольку будущее страны зависит от здорового поколения. В своей работе я проведу анализ тенденций развития студенческого спорта и исследую такие задачи, как основные проблемы, связанные с его организацией и эффективность его влияния на физическую культуру и воспитание.
Состояние развития физической культуры и студенческого спорта в общем в России определяется реализацией государственной политики, обозначенной в Указах и Поручениях Президента РФ, «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года». При анализе статистических данных выявлено, что поставленные цели Стратегии 2020 в большей степени достигнуты. Повышена численность граждан, которые занимаются спортом и физической культурой с 22 млн. до 58,6 млн. человек, обеспеченность населения спортивными объектами всех видов повысил плановое значение 48% и достиг 55,5%. Разработан и введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Доля граждан, принявших участие в испытаниях и выполнивших соответствующие нормативы по этим испытаниям, составила 59,4%. Кроме всего вышеперечисленного достигнуты и другие цели, с которыми можно ознакомиться в документе Минспорта РФ «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» 1
Также одной из тенденций совершенствования и студенческого спорта, и мирового спорта является увеличение числа самостоятельных дисциплин по спорту и видов спорта, в результате чего происходит расширение олимпийской программы за их счет 2. В следующей таблице представлены виды спорта, внесенные в олимпийскую программу за последние тридцать лет.
Таблица 1. Новые виды спорта в олимпийской программе 3
Вид спорта |
Впервые |
Кол-во раз |
Кол-во участников |
Кол-во стран |
Дисциплины |
Бадминтон |
1992 |
8 |
885 |
69 |
5 |
Бейсбол |
1992 |
6 |
803 |
16 |
1 |
Фристайл |
1992 |
8 |
824 |
44 |
10 |
Шорт-трек |
1992 |
8 |
532 |
36 |
8 |
Софтбол |
1996 |
5 |
397 |
13 |
1 |
Сноуборд |
1998 |
6 |
735 |
35 |
14 |
Триатлон |
2000 |
6 |
390 |
54 |
3 |
Тхэквондо |
2000 |
6 |
519 |
106 |
8 |
Прыжки на батуте |
2000 |
6 |
101 |
25 |
2 |
В российских учебных заведениях на сегодняшний день наблюдается систематизация спорта (к примеру, классификация видов спорта и нормативов по физической культуре для студентов, основанная на их физическом состоянии и здоровье), усиление физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, например, формирование студенческих спортивных клубов, внедрение новых видов спорта в учебную программу, проведение универсиад. В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в 2019 году осуществлялась реализация различных подпрограммам и федеральных целевых программ, одной из которых является проведение XXIX Всемирной зимней универсиада в г. Красноярске. Минспорт России и организационный комитет осуществляли общую координацию по подготовке и проведению данной универсиады. Данные о спортивном мероприятии показаны в следующих таблицах.
Таблица 2. XXIX Всемирная зимняя универсиада 4
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общие сведения |
Делегаты |
Страны |
Учебные заведения |
Виды спорта |
Привлеченные волонтеры |
Количество |
2643 |
58 |
643 |
11 |
Свыше 5 тыс. |
Участие в Универсиаде приняли 2 643 делегата, включая 1 692 спортсмена из 58 стран и 643 высших учебных заведения. Для обеспечения Универсиады привлечено свыше 5 тыс. волонтеров. Проведение данной универсиады является средством привлечения студентов к спортивной жизни, которое служит для такой цели как поднятие здорового образа жизни молодого поколения, тем самым обеспечив государству в будущем здоровых специалистов.
Для осуществления данной цели требуется хорошая организация, разработка методов развития студенческого спорта и привлечение большого количества молодежи к спорту. Таким образом, разработана «Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года», в которой определены следующие направления развития спорта для молодежи и их физического воспитания 5 :
Формирование в учебных учреждениях условий, которые направлены на профилактику социально-негативных явлений среди молодежи, на укрепление и сохранение психического и физического состояния обучающихся;
Обеспечение материально-техническим оборудованием, инвентарем и квалифицированными педагогами образовательных организаций.
Основываясь на нормативных актах, регламентирующих развитие студенческого спорта, можно сказать, что для разработки и формирования эффективной структуры физической культуры и спорта в учебных заведениях требуется реализация следующих положений 6 :
Финансовая, экономическая и хозяйственная самостоятельность в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовой базой учебных заведений;
Сочетание учебной и внеучебной деятельности.
Исходя из всего вышесказанного следует, что повышенный интерес к студенческому спорту вызван статистикой, в которой отображен невысокий уровень здоровья у молодого поколения и падение ценности здорового образа жизни у них. Для решения этих проблем, с нашей точки зрения, необходимо повышение активизации, интереса и позитивного отношения молодежи к спорту, например, посредством создания спортивных секций по видам спорта, совершенствованием материальной базы и разнообразия спортивного инвентаря. Таким образом, на сегодняшний день вопрос о развитии студенческого спорта является одним из главных, который требует немедленного разрешения.
Список источников:
«Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» - Электронный ресурс - minsport.gov.ru. Дата обращения – 15.10.2020;
Дедловская, М.В. Значение хорошей физической формы для человека и роль физической культуры в ее формировании / М.В. Дедловская, Е.В. Беликова // В сборнике: Современное общество, образование и наука. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. – 2013. – С . 56-58.;
Олимпийские виды спорта: сводная статистика Электронный ресурс - https://olympteka.ru/. Дата обращения – 13.10.2020;
Бида Д. А. - Отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2019 год – Электронный ресурс - minsport.gov.ru. Дата обращения -17.10.2020;
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2030 года. Электронный ресурс - minsport.gov.ru. Дата обращения – 15.10.2020;
Туровский А.Н. Статья «Развитие студенческого спорта в российских ВУЗах: проблемы и перспективы». ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (79) 2019.