Большинство детей, после обучения в общеобразовательной школе, не достигают даже среднего уровня владения иностранным языком. Это является большой проблемой, так как в условиях глобализации общества использование иностранного языка на работе, да и в быту – обычное явление. Часто работодатели указывают в вакансии такое требование, как владения иностранным языком. Существуют различные программы по обучению за рубежом. Получается, что из-за нехватки знаний школьник лишается многих возможностей для развития и построения своей карьеры в будущем.
Почему дети не усваивают должным образом иностранный язык? Здесь есть несколько причин.
Во-первых, многие учебные пособия существенно устарели. Часто в учебных материалах используют обороты, слова, конструкции, которые уже неактуальны.
Во-вторых, часто учитель ведёт занятия слишком консервативно, следуя учебной программе, которая не отвечает требованиям современной жизни. Более того, многие учителя не имеют языковой практики за рубежом, поэтому владеют только «книжным языком».
В-третьих, родители и дети часто стремятся получить хорошие отметки, а не знания. Дети учат язык, чтобы сдать ЕГЭ, а не для того, чтобы овладеть им. Все это является камнем преткновения в процессе изучения и последующего использования иностранного языка на практике.
Запоминание текстов и слов полезно, но мотивирует ли это детей к учебе? Однозначно – нет. Для вовлечения детей в учебный процесс желательно сочетать разные методики. Так, например, можно использовать проектный метод.
Он возник еще во второй половине XIX века в Америке. Основоположником его считается философ и педагог Джон Дьуи. Предложенный ученым метод предполагал обучение сообразно личному интересу ребёнка. Необходимо сформировать личную заинтересованность в приобретаемых знаниях. В качестве мотивации может оказаться проблема, знакомая детям из реальной жизни и достаточная для того, чтобы они были активны. Для решения проблемы дети должны использовать не только имеющиеся знания, а также и найти новые.
Данный метод обучения развивает гибкость мышления ребёнка. Ведь важно не только найти, вспомнить необходимые для решения проблемы знания, но и суметь их применить. Также этот метод помогает развивать коммуникативные и творческие навыки, самостоятельность, ответственность и лидерские качества.
Вовсе не следует давать какие-то глобальные проекты, чтобы это не оказалось чрезмерной нагрузкой. Важно организовать проектную деятельность так, чтобы это было в удовольствие детям и приносило пользу.
Проекты могут носить разнообразный характер. Например, это может быть подготовка праздника, характерного для культуры и страны изучаемого языка. Праздник ассоциируется с весельем, конкурсами и подарками. Дети с большим удовольствием будут выполнять подготовку к празднику, чем к обычному занятию. Они могут изучить историю праздника, обычаи, традиционные блюда и конкурсы. Более того, этот проект даст не только языковые знания, но расширит знания о мировой культуре и истории, что в дальнейшем может повлиять на межкультурную коммуникацию учеников.
Преподаватель в проектной деятельности играет роль наставника, координатора, советника. Он направляет силы и знания детей в нужное русло, даёт обратную связь, помогает выявить проблемные моменты проекта, поощряет активность и работу детей. Важная функция педагога заключается также и в том, чтобы сделать группу эффективной. Для этого следует помочь распределить детям их роли и функции, если они ещё не определились. Поддерживать мотивацию каждого ученика, тоже важный пункт, так как у всех людей априори заложена потребность в признании. Достижение даже минимального успеха у ребёнка, усиленное поощрением, будет мощным толчком для дальнейших действий.
Проектная деятельность – трудоемкий процесс, который требует значительных затрат: умственных, физических, психологических и организационных. Причём это должно исходить как от преподавателя, так и от ученика. Однако следует учитывать, что сознание и мышление людей меняется. Необходимо использовать новые методики, технологии и в обычной жизни, хоть это иногда и сложно. Несколько десятков лет назад учителя и представить не могли, что обязательным навыком для образовательной деятельности будет владение компьютером.
Применение имеющихся знаний на практике – лучший способ, который поможет закрепить навыки и умения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Н.В. Малышева. Проектный метод обучения и проектное мышление педагога: поиск новых подходов. // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyy-metod-obucheniya-i-proektnoe-myshlenie-pedagoga-poisk-novyh-podhodov/viewer (дата обращения 13.09.2020).
2. О.Н. Ручка. Сущность проектной деятельности школьника. // Мир науки, культуры, образования. – 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-proektnoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения 13.09.2020).
3. Н.В. Чернова, Н.Н. Макарова. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории. // Перспективы науки и образования. – 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naglyadnye-metody-obucheniya-i-proektnye-metodiki-na-uroke-istorii (дата обращения 13.09.2020).
4. Michael Knoll. Project Method. – 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://education.stateuniversity.com/pages/2337/Project-Method.html (дата обращения 14.09.2020).
5. Małgorzata Przybysz-Zaremba. Project method in educational practice. – 2005. [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/37572351/PROJECT_METHOD_IN_EDUCATIONAL_PRACTICE (дата обращения 14.09.2020).