Социализация современного студенчества - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Социализация современного студенчества

Безирганян П.В. 1, Саданова В.Н. 2
1ГАОУ "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт"
2ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация.Анализ научных понятий «социализация», «социализация студента», «ювентизация». Рассматриваются проблемы социализации студентов в системе профессионального образования. Делается вывод, что методологией педагогического управления процессом социализации студентов должны быть аксиологический, системный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы.

Abstract. Analysis of the scientific concepts of "socialization", "student socialization", "juventization". The problems of socialization of students in the system of professional education are considered. It is concluded that the methodology of pedagogical management of the process of socialization of students should be axiological, systematic, personality-oriented and competence-based approaches.

Ключевые слова: социализация, социальные компетенции, высшая школа.

Keywords: socialization, social competence, higher school.

Принимая во внимание современные социологические и педагогические исследования, можно сказать о положении студентов в социальной среде: оно неоднозначно. Казалось бы, много говорят о социальной нагрузке на молодежь как субъект социализации, которая является результатом разрушения традиционных социальных сетей. Но есть и другая сторона, где отмечается, что студенты осваивают новые социально-экономические реалии как естественную социальную среду. Последние исследования отмечают наличие утилитарного отношения у студентов по отношению к нормативной системе ценностей общества; появление зон с высокой степенью независимости от нормативного воздействия социальной среды; преобладание прагматических ценностей; заниженную ориентацию на духовно-нравственные ценности; снижение ценности семьи и уважения к старшему поколению и др. Между тем нельзя отрицать, что большинство студентов, несмотря на аномию, наблюдаемую в российском обществе, имеют устойчивое ядро ценностей, включающее в себя ценности здоровья, а также семьи и любви. Молодое поколение под влиянием рыночных механизмов достаточно жестко ориентировано на прагматизм, умение добиваться поставленных целей и трудолюбие, что нельзя игнорировать в позитивном ключе. Таким образом, объективное усложнение социализации -это социальный процесс, создающий предпосылки для формирования творческой стороны личности, чувствующей ответственность как за себя лично, так и за общество в целом. Анализируя другие источники по проблеме социализации человека, можно получить самые разнообразные ее трактовки. Основываясь на известном определении А. В. Мудрика, а также на определении Л. Борисовой и А. И. Кириллова, я считаю, что социализация – это развитие и самореализация личности на протяжении всей жизни в процессе доминирования и воспроизводства культуры общества, нравственных норм и законов этого общества.

По мнению А. В. Петровского, социальное развитие личности понимается как естественная смена фаз: адаптации (детство), индивидуализации (юность) и интеграции (Юность). Исходя из этой точки зрения, период студенческой жизни можно охарактеризовать как социализацию, и он попадает в стадию "интеграции". По мнению Л. Г. Пака, социализация студента – это процесс, в ходе которого присваиваются и воссоздаются социальные нормы, обычаи и развитие системы социальных ролей многих микрообществ - семьи, работы, образования и других сообществ, неформальных групп и ближайшего окружения.

В социальной психологии деятельность индивида, обеспечивающая механизм его социализации, можно сравнить с потребностью человека принадлежать обществу, оценивая и понимая его, отождествляя себя со своим народом, определенной социальной группой. "Другой обобщенный", по Дж. г. МИДу, - это ценности и нормы поведения определенной группы, которые создают индивидуальный "Я-образ" ее членов.

В концепции "значимого другого" (А. Галлер) человек, от которого индивид хочет получить одобрение в первую очередь, способен оказать наибольшее влияние на его ценности, на формирование его собственного "я". Эти и другие теории могут быть прагматичными в контексте проблем Университетской социализации. Очевидно, что университетская среда имеет определенный положительный характер, если рассматривать ее как фактор влияния на социализацию молодежи. Результат социализации определяется различными авторами как социальная зрелость, норма социализации, индивидуальность. Многие считают, что результатом социализации человека является его социальная компетентность. Я с этим абсолютно согласен, потому что эта категория наиболее точно "фиксирует" идею результирующей социализации, если сравнивать ее с обобщенным термином "социализация". Социальная компетентность является основой, определяющей личностное и профессиональное развитие будущих специалистов, основой их успешной самореализации. Проблемы формирования социальной компетентности каждого студента индивидуально своеобразны и приобретают особую значимость, поскольку, накапливая за годы обучения опыт, практику, студент зачастую не получает необходимого опыта из-за отношения к социальному развитию студентов в вузе как надстроечному явлению в процессе становления специалиста. Более того, высшее образование, его социокультурная среда является значимой сферой для молодых людей, обладающих мощным потенциалом.

Сегодня наследственно-репродуктивная модель социализации все больше уступает место инновационной и преобразующей модели. Адаптация молодежи к условиям жизни как критерий ее развития заменяется критерием социальных инноваций. Таким образом, я полагаю, что понятие "социализация-ювенализация", сформулированное 30 лет назад болгарскими учеными К. Господинов и П. Митев (взятые в СССР В. Т. Лисовским), не были полностью проигнорированы. Митев трактует процесс преемственности и смены поколений как двусторонний процесс: 1) социализации молодежи и 2) социализации несовершеннолетних. Социализация трактуется как социальное воздействие, направленное на интеграцию молодых людей в существующую систему социальных отношений, а "несовершеннолетние" описывают изменения, которые молодые люди вносят в социальные отношения.

По своему содержанию ювентизация -это "особый вид творчества, порождаемый новым доступом молодежи к социально-политической и ценностной системе общества". Включая молодежь в систему общественных отношений, общество изменяет само себя, и в результате социализация превращается в молодежь. Но, меняясь в обществе, молодые люди меняются, включаются в социальный механизм, и молодежь превращается в социализацию. По словам П. Митева, среднее и высшее образование призвано формировать молодежный потенциал молодежи. Важно развивать в молодом человеке чувство новизны, инициативы и творчества.

Ковалева А. И. и В. А. Луков приводят ряд контраргументов относительно целесообразности использования понятия ювентизации для теории молодежи и теории социализации. Давайте сосредоточимся только на двух, потому что они заставляют нас усомниться в их критическом потенциале. Цитируемые авторы считают, что идея ювенального общества выводит молодых людей из рамок общества, превращает их во внешний фактор общественного развития. На мой взгляд, концепция ювентизации не содержит необходимости отстранения (даже теоретически) молодежи от социального процесса; Ювентизация предполагает обновление и омоложение общества изнутри, поскольку разновозрастная и разнородная молодежная среда в той или иной степени представлена во всех системах социального организма.

В рамках этого понятия общество выражает консервативную сторону социального противоречия, а молодежь-прогрессивную, что "означает возврат к идее революционного духа молодежи как ее атрибута". Я считаю, что концепция ювентизации ориентирована не на идею революционного духа молодежи, а на идею их новаторства, потенциал которого лежит именно в среде молодежи. В то же время я согласен с В. А. Луковым, который утверждает, что идея ювентизации как дополнения к социализации теоретически конструктивна при применении диалектического подхода к построению теории молодежи. Он также может быть аналитическим инструментом в связи с задачами эмпирического исследования молодежи, поскольку обладает большим потенциалом для оперативного выражения и интерпретации данного термина. Актуализация потенциала несовершеннолетнего может стать идеологической составляющей концепции государственной молодежной политики и соответствующих нормативных актов.

С целью выявления уровня социализации современных студентов я провел социально-психологическое тестирование среди студентов академических групп второго курса ГАОУ НГГТИ. Использовался тест "уровни социализации личности", разработанный кандидатом философских наук, доцентом Р. И. Мокшанцевым, доработанный кандидатом психологических наук, доцентом Т. А. Бондаренко. Тест показывает степень выраженности пяти уровней социализации личности, отражая, была ли психотравма получена в определенный период времени во взрослом возрасте. По результатам теста было выявлено, что 82% опрошенных студентов имеют уровень социальной зрелости: молодой человек. Она характеризуется доминированием мотивов благополучия и престижа, что выражается в выборе сферы деятельности, круга общения и мировоззренческих ориентаций. У 8% выявлен уровень социальной зрелости "подросток", у 7% - уровень "малыш", и только у 3% ситуация социальной зрелости определяется стремлением избежать неприятностей и дискомфорта.

Таким образом, вряд ли можно найти основания для выводов о катастрофическом положении дел в сфере ценностных ориентаций молодежи, а неудача, известная маргинальность ценностной сферы современных молодых россиян, детерминированная социальными процессами, является целью педагогического воздействия для достижения гармонизации.

Несомненно, вуз как институт социализации должен готовить высокопрофессионального специалиста, а также формировать гуманность, нравственность и интеллект в личности, однако эффективность целенаправленного социализирующего воздействия на студентов остается относительно низкой по сравнению с воздействием природных факторов внешней среды.

Одной из главных задач в этом направлении является аксиологизация образовательного пространства вуза, в котором личность воспринимается как общечеловеческая и профессиональная ценность, а передача ценностей является основным механизмом социализации. При этом педагогическое управление процессом социализации обучающихся должно базироваться, помимо аксиологии, на методологии системного, личностного и компетентностного подходов.

Список литературы:

Борисова Л. Г., Кириллова А. И. Региональная социологическая служба в образовании. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. - 207 с.

Волочаева О. Ф. Влияние вузовской социализации на нравственное здоровье студенческой

молодежи: дис. ...канд. социол. наук. - Ставрополь, 2005. - 167 с.

Киселев Н. Н. Гуманитарные технологии в учебно-воспитательном процессе ИИГСО как средство снижения дезадаптации студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 1. - С. 190-195.

Ковалева А. И., Луков Вал. А. Социология молодежи. - M.: Социум, 1999. - 351 с.

Луков Вал. А. К комплексному изучению человеческих сообществ: новационные свойства, инновационный потенциал, инновационные возможности молодежи // Комплексное изучение человека: проблемы методологии. Вып. 2. -M.: Изд-во MосГУ, 2008. - С. 61-77.

Митев П. Э. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. - София: HHHM нри ЦК ДЮЖ 1983. - 123 с.

Мудрик А. В. Социализация - возможная социально-педагогическая трактовка // Вопросы воспитания. - 2010. - № 2. - С. 79-85.

Пак Л. Г. Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента: автореф. дис. ... д-ра нед. наук: 13.00.01. - Оренбург, 2011. - 43 с.

Просмотров работы: 120