Территориальный спор между Россией и Японией: прошлое, настоящее, будущее - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Территориальный спор между Россией и Японией: прошлое, настоящее, будущее

Суслова Е.А. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Территориальные споры возникали в обществе с момента появления первых государств не оставляют они его и сегодня в XXI веке. Несмотря на то, что мировое сообщество давно осознало: методы мирного урегулирования любых конфликтов, в том числе и территориальных споров, являются самыми эффективными. Тем не менее, многие из них по сей день остаются не разрешенными, создавая напряженность во взаимоотношениях между странами, мешая многостороннему сотрудничеству столь важному в эпоху глобализации. Одним из самых актуальных как для мирового сообщества в целом, так и для нашего государства в частности был и остается территориальный спор между Россией и Японией о принадлежности Курильских островов. Поскольку от окончательного решения по данному спору зависит дальнейшее благополучие не только граждан России и Японии, но и граждан стран всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Поэтому анализ данного спора представляет огромный научный интерес и практическую значимость. Для более точного определения причин возникновения обозначенного территориального спора обратимся к его предыстории, насчитывающей более двух сотен лет и неразрывно связанной с историей освоения Курильских островов, берущей начало в 1697г., когда Атласов с отрядом, обследуя полуостров Камчатку, поднялся на мыс Лопатка и увидел самый северный Курильский остров Алаид. Но непосредственно до Курильских островов наши мореплаватели добрались только в 1711 г.: первопроходцами стали казаки Анциферов и Козыревский, обследовавшие остров Шумшу. Через десять лет по приказу Петра I геодезисты Лужин и Евреинов продолжили обследовать Курилы и нанесли на карту еще 16 островов. А в 1739 г. благодаря экспедиции Шпанберга обследованы и нанесены на карту все Курильские острова, многие из них получили тогда русские названия. С 1730 г. помимо исследовательских экспедиций на Курилы регулярно направлялись казачьи отряды с целью сбора с айнов ясака и организации собственных промыслов пушного и морского зверя. В 1760-х гг. Екатерина II разрешила торговлю с айнами. В 1775 – 1779 гг. по инициативе и на деньги купцов Шелихова и Ласточкина организована экспедиция до острова Урупа, на котором они открыли собственную компанию. В 1779 г. императрица издала указ о закреплении территории за Российской Империей, но только 13 сентября 1792 г. опубликовала указ «Об установлении торговых сношений с Японией». С этой целью отправив миссию во главе с Адамом Лаксманом, кроме того ему было поручено доставить потерпевшего кораблекрушение японского подданного и двух его спутников, не смотря на столь добродушное отношение к их соотечественникам, Япония ответила отказом. Вторая попытка наладить торговые связи предпринятая Резановым в 1804 – 1805 гг., тоже потерпела неудачу1.

Третья миссия в Японию была отправлена Николаем I в 1852 г., после того как стало известно о «военном нажиме» Америки на Японию и последовавшем за ним заключением Канагавского договора. Руководителю миссии Е.В. Путятину был предоставлен пакет документов, состоящий из послания российского канцлера Нессельроде Верховному Совету Японии, его же письмо губернатору города Нагасаки и подробнейшая инструкция ведения переговоров, сводившаяся к следующему:

установить с Японией дипломатические и торговые отношения;

добиться получения приобретенных американцами торговых прав и привилегий в обмен на предоставление Японии свободной торговли в российских водах;

постараться сохранить за Россией закрепленные за ней острова, то есть остров Сахалин и освоенную часть Курильских островов.

В итоге 7 февраля 1855 г. состоялось подписание договора. В соответствии с ним для торговли с Россией открывалось три порта: Симода, Нагасаки и Хакодатэ. Ей предоставили аналогичные американским права и привилегии, но кроме этого на Россию распространялся принцип наибольшего благоприятствования.

Также во второй статье трактата была четко прописана устанавливаемая межгосударственная граница: «Отныне границы между Россией и Японией будут проходить между островами Итурупом и Урупом. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, а весь остров Уруп и прочие острова к северу составляют владение России. Что касается Крафто (Сахалина), то он остается неразделенным между Россией и Японией, как было до сего времени». А на основе достигнутых договоренностей провозглашалось: «Отныне да будет постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией»2.

На протяжении второй половины XIX века между империями было заключено еще два договора: Санкт-Петербуржский трактат от 25 апреля (7 мая) 1875 г. и тракт о торговле и мореплавании 1895 г. По первому Россия уступала Японии все Курильские острова в обмен на право обладания всем островом Сахалин. Второй же полностью аннулировал Симодский трактат и одновременно подтверждал действенность первого. Данные на первый взгляд невыгодные соглашения на самом деле преследовали стратегически важную цель.

Однако после окончания русско-японской войны по условиям Портсмутского мирного договора Российская Империя уступила Японии южную часть острова Сахалин (южнее 50-й параллели северной широты). Особо хотелось бы обратить внимание на его 12 статью, в которой указывалось, что действие всех ранее заключенных договоров между Россией и Японией «упразднено... войной». Действие этой статьи было усилено Приложением № 10 к Договору, где уточнялось, что «все торговые договоры между Японией и Россией... аннулированы в результате войны»3. Таким образом, с точки зрения юриспруденции были аннулированы договоры, закрепляющие принадлежность Курильских островов Японии. А значит, по праву первооткрытия все Курильские острова должны были войти в состав Российской Империи.

После распада Российской Империи и образования Советского Союза дипломатические отношения между странами были возобновлены конвенцией от 25 января 1925 г., в ней СССР подтверждал, что Портсмутский договор 1905 г. остается в силе. Итак, в отсутствие какого-либо нового соглашения о принадлежности Курил Япония владела островами с 1905 до 1945 гг. лишь де-факто4.

Приступая, к анализу конфликта для начала следует определить его объект и предмет. Объект конфликта: доступ к распределению ресурсов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Предмет конфликта: возможность распространения суверенитета государства на Южно – Курильские острова.

Далее обратимся к причинам конфликта. Как видно из предыстории причинами возникновения конфликта являются: спор о владении островами по праву первооткрытия; равная необходимость природных ресурсов региона для обоих государств; стратегическая важность территорий в укреплении обороноспособности обоих государств.

Но большую значимость имеют причины систематического откладывания принятия окончательного решения, поскольку одни окажут влияние, как на Россию, так и на Японию, а другие только на нашу страну, но станут фатальными для обоих государств, кроются они в следующем:

в неизбежном падении престижа одной из стран на международной арене: превращение из субъекта мировой политики в ее объект;

падение авторитета правительства одной из стран в внутри государства: рядовыми гражданами территориальные уступки будут восприниматься как предательство национальных интересов в пользу сиюминутных внешнеполитических и экономических выгод;

возникновение новых межнациональных конфликтов;

укрепление положения радикальной оппозиции, которая получит весомый аргумент для критики власти и преимущество в противодействии правительству;

усиление тенденций децентрализации: территориальные уступку могут стать поводом для отделения Дальнего Востока;

появление сложностей с защитой интересов соотечественников, которые не пожелают покинуть острова;

возникновение проблем с социально-эконмическим обеспечением переселенцев, как следствие снижение уровня благосостояния всех граждан РФ;

обострение проблемы обеспечения страны морепродуктами;

возникновение ряда проблем связанных с выводом войск с территории островов.

Как уже отмечено ранее, спор о принадлежности гряды Курильских островов ведется довольно долго, в связи с этим достаточно сложно однозначно определить временные границы конфликта, поскольку в исторической науке принято считать, что история неразрывна и неделима, то они должны быть обозначены с 1875 г. по сей день. Но с точки зрения политических наук временные рамки значительно уже: с 1945 г. по настоящее время, так как СССР не объявлял себя приемником Российской Империи, в отличие от Российской Федерации назвавшей себя преемницей Советского Союза.

Пространственные границы конфликта напротив четко определены участниками с самого начала, и неоднократно фиксировались как в официальных документах, так и различного рода научной литературе. Тем не менее, для дальнейшего анализа динамики конфликта крайне необходимо еще раз их зафиксировать: цепь Курильских островов и остров Сахалин протянулись с севера на юг на 1200 км. В состав Курильской гряды входит 30 относительно крупных и 20 небольших по территории островов общей площадью 15,6 тыс. кв. км. То, что сейчас обозначают Южными Курилами, представляет собой произвольное, на политической основе, деление архипелага на несколько островов, не имеющих ничего общего с физической картой. Сюда условно включают острова: Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хамобаи (8 островков)5.

При поверхностном взгляде на анализируемый конфликт видны только две стороны непосредственно участвующие в нем, уже неоднократно упомянутые выше. Однако, исходя из предыстории, можно сделать вывод: в течение всего времени существования конфликтной ситуации между странами на Японию скрыто оказывает влияние третья сторона, заинтересованная в контроле над распределением ресурсов в АТР и возможно преследующая собственные цели, а именно США. Их вмешательство усиливает напряженность политической среды, усложняя процесс поиска взаимовыгодного решения и отдаляя момент полной нормализации отношений. На основании этого можно считать вполне обоснованным сравнение Соединенных Штатов с косвенным участником конфликта.

Не маловажную роль в накаливании ситуации играет и ряд других факторов: во-первых, в скорейшем разрешении конфликта заинтересован Китай (тем ни менее, вмешиваться, не намерен), но если кто-нибудь из прямых участников конфликта пойдет на уступки оппоненту, то это будет воспринято как слабость и позволит КНР увеличить свое влияние в регионе; во-вторых, все остальное мировое сообщество является сторонним наблюдателем, для которого проявление подобной слабости одной из сторон станет сигналом, к активным действиям, ставящим под угрозу государственную целостность Чехии, Польши и других стран; в-третьих, если на уступки пойдет Россия, то это будет являться прецедентом для территориальных притязаний Германии на Калининград.

Далее рассмотрим динамику конфликта. Этап накопления противоречий начинается с 4 – 11 февраля 1945 г., когда в Ялте прошла конференция, по итогам которой был заключен договор, содержащий условия вступления СССР в войну с Японией, главным из них было возвращение ему прав на Курильские острова и остров Сахалин. Руководствуясь Крымским соглашением от 5 апреля 1945 г. Советское правительство объявило о денонсации Пакта о нейтралитете с Японией подписанного в 1941г., однако объявило войну Японии только 9 августа, поскольку до этого момента концентрировало внимание на основном противнике.

В июле – августе 1945 г. в Берлине состоялась Потсдамская конференция руководителей трех союзных держав. 26 июля 1945 г. была опубликована Потсдамская декларация, в которой были прописаны условия капитуляции Японии. Советский Союз в принятии Декларации не участвовал, так как в то время еще не находился в состоянии войны с Японией (получил приглашение присоединиться после объявления войны Японии). Присоединение Советского Союза к Потсдамской декларации означало его присоединение и к Каирской декларации 1943 г., целью которой провозглашалось изгнать Японию со всех захваченных территорий. 14 августа 1945 г. Япония объявила о безоговорочной капитуляции. Подписание Акта о ней состоялось 2 сентября 1945 г. Япония признала «безоговорочную капитуляцию союзным державам» и приняла условия Потсдамской и упомянутой в ней Каирской декларации.

В первые послевоенные годы ни у кого не вызывало сомнений, что весь Курильский архипелаг принадлежит Советскому Союзу. Территория Японии, как указывалось в Потсдамской декларации и в Меморандуме главнокомандующего союзных держав генерала Д. Макартура от 29 января 1946 г., из-под суверенитета Японии были изъяты все Курильские острова, а также южная часть Сахалина. С учетом упомянутого Меморандума и в соответствии с Потсдамской декларацией Указом Президиума ВС СССР от 2 февраля 1946 г. эти территории были включены в его состав.

Для международно-правового признания территорий, захваченных в разное время Японией, в пользу пострадавших от ее агрессии государств в Сан-Франциско 4 – 8 сентября 1951 г. была проведена конференция, на которую были приглашены 52 государства, находившиеся в состоянии войны с Японией. Мирный договор, подписанный на конференции, Советский Союз подписывать отказался. По мнению советской стороны, он являлся сепаратным, поскольку СССР был отстранен США и Великобританией от участия в его подготовке, а в тексте документа отсутствовало подтверждение передачи Курильских островов и острова Сахалин СССР, что явилось нарушением прав Советского Союза.

Отказавшись от подписания Сан-Францисского договора, Советский Союз, тем не менее, стал искать пути к добрососедским мирным отношениям с Японией. По его инициативе 19 октября 1956 г. в Москве была подписана Совместная советско-японская декларация, которая была ратифицирована сторонами 8 декабря 1956 г. Декларация явилась базовым юридическим документом советско-японских отношений в послевоенный период. С ее подписанием было прекращено состояние войны и восстановлены дипломатические и консульские отношения между двумя странами (статьи 1 и 2). Согласно 9 пункту 2 части Декларации Советский Союз соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан, но фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между странами.

Таким образом, в статье зафиксировано согласие СССР на продолжение переговоров по мирному урегулированию и обозначены территориальные пределы этого урегулирования: передача двух островов после заключения мирного договора. Однако, не желая считаться с ситуацией, сложившейся в итоге Второй мировой войны, Япония стала выдвигать условием заключения мирного договора территориальные требования сверх того, что было зафиксировано в Совместной декларации. В частности, требование «возвращения» помимо указанных еще двух островов Итурупа и Кунашира, то есть, выдвигая требование односторонних уступок от СССР. Что было отражено в Памятной записке Правительства Японии Правительству СССР от 5 февраля 1960 г.

Поэтому Советское правительство в ответной Памятной записке Правительству Японии от 22 апреля 1960 г. сделало жесткое заявление, в котором было указано, что территориальный вопрос между СССР и Японией решен и закреплен соответствующими международными соглашениями, которые должны соблюдаться6. Итак, заключение мирного договора фактически сорвалось.

По мнению автора именно 22 апреля 1960 г. нужно брать за отравную точку конфликта. До конца 1980‑х гг. СССР отрицал существование территориальной проблемы, заявляя, что этот вопрос решен по итогам Второй мировой войны, то есть использовал тактику уклонения от конфликта.

Особенно остро территориальный вопрос в российско-японских отношениях проявился вначале 1990‑х гг., когда Россия, уступая давлению Японии, не только заявила о признании наличия проблемы, но и согласилась вести переговоры о принадлежности Южно-Курильских островов. Михаил Горбачев 18 апреля 1991 г. подписал «Совместное советско-японское заявление», пункт 4 которого предполагал разработку и заключение договора между Японией и СССР, «включая проблему территориального размежевания с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, острова Шикотан, острова Кунашир и острова Итуруп»7.

Таким образом, впервые в официальном документе СССР признал существование «территориальной проблемы», что, безусловно, является стратегической ошибкой. Однако в этом заявлении отсутствует упоминание о передаче Японии после заключения мирного договора каких-либо территорий.

Пришедший к власти в России после распада СССР Б.Н. Ельцин и его окружение, начиная с 1992 г., намеревались заключить мирный договор с Японией на основе «реализации совместной советско-японской декларации от 1956 года». В соответствии, с которой предусматривалось вернуть Японии два из четырех островов Южных Курил, ставших предметом спора, а затем продолжить переговоры о судьбе Кунашира и Итурупа. Позиция МИДа встретила жесткое противодействие со стороны политических противников Б. Н. Ельцина, как в российском парламенте, так и в обществе.

В результате сентябрьский визит 1992 г. Б.Н. Ельцина в Токио был отложен, что лишний раз подтвердило всю сложность решения данной проблемы. Как следствие этих событий, в 1993 – 1994 гг. под влиянием жесткой критики, отринув «прояпонскую политику», российский МИД в итоге постепенно вернулся к позиции МИД СССР, которая предусматривала провести сначала полномасштабное улучшение двусторонних отношений, а уж затем приступить к решению спорных проблем.

Поэтому в «Токийской декларации о российско-японских отношениях», подписанной 13 октября 1993 г. российским президентом и премьер-министром Японии, предусмотрено создание совместной российско-японской комиссии для выработки текста мирного договора путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.

Но именно, конец 1990-х гг. принес самое крупное позитивное достижение в российско-японских отношениях, начиная с 1956 г. было обеспечено развитие связей по военной линии, на которые в советско-японскую эпоху было наложено строжайшее табу. Регулярными стали взаимные визиты руководителей военных ведомств.

В 1998 г. в ходе пребывания в Москве начальника Управления обороны Японии X. Нороты был впервые в истории двусторонних отношений подписан меморандум об основах развития контактов между военными ведомствами двух стран. С 1997 г. введены в практику регулярные дружественные заходы в российские и японские порты кораблей.

Еще один важный канал российско-японских отношений – контакты по линии пограничных ведомств – Федеральной пограничной службы России и Управления безопасности на море Японии. В 2000 г. эти контакты были оформлены специальным меморандумом. Взаимодействие пограничных служб двух стран помогает эффективнее решать такие актуальные для субрегиона СВА задачи, как борьба с контрабандой оружия и наркотиков, незаконной миграцией, браконьерским промыслом морской фауны. Наконец, сотрудничество в пограничной сфере – крупный дополнительный фактор укрепления доверия между Россией и Японией, поддержания стабильности и порядка в их сопредельных акваториях.

Заметно активизировались контакты правоохранительных ведомств двух стран, направленные на противодействие международной преступности. Подобное сотрудничество также осуществляется на основе межправительственного меморандума, подписанного в 2000 г. Встречи представителей российских и японских правоохранительных органов проводятся ежегодно.

В ноябре 2004 г. глава МИД России Сергей Лавров накануне визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство – продолжатель СССР признает Декларацию 1956 г. как существующую и готова вести переговоры с Японией по поводу территорий на ее основе. Президент России В.В. Путин поддержал позицию МИДа, уточнив, что Россия «будет выполнять все взятые на себя обязательства» только «в таких объемах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнеры». В 2005 г. Владимир Путин заявил о готовности разрешить территориальный спор на основании положений советско-японской декларации 1956 г., то есть передать Японии Хабомаи и Шикотан, однако японская сторона не пошла на компромисс.

В 2008 г. японские политики начали вводить в отношении островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи термин «незаконно оккупированные северные территории». На заседании верхней палаты парламента в мае 2009 г. Премьер-министр Японии Таро Асо назвал южные Курилы «незаконно оккупированными территориями» и заявил, что ждет от России предложения по решению данной проблемы. Официальный представитель МИДа России Андрей Нестеренко прокомментировал это высказывание как «незаконное» и «политически некорректное». В июне 2009 г. парламент Японии принял поправки к Закону о специальных мерах по содействию решению «проблемы северных территорий», в соответствии с которыми японским государственным органам предписано прилагать максимальные усилия для скорейшего возвращения «исконных земель Японии».

Посещение островов высшими должностными лицами России вызывает негативную реакцию в Токио (Дмитрий Медведев посещал острова в 2010 г. в качестве президента, в 2012 и 2015 гг. как председатель правительства; в первые два раза он был на Кунашире, последний на Итурупе). Японские лидеры периодически совершают «осмотр северных территорий» с борта самолета или катера (первый такой осмотр произвел премьер-министр Дзэнко Судзуки 1981 г.).

Территориальный вопрос регулярно обсуждается на российско-японских переговорах. Особенно часто он поднимался администрацией Синдзо Абэ, который вновь занял пост премьер-министра в 2012 г. В марте 2012 г. премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что по территориальному вопросу необходимо «добиться приемлемого компромисса» или чего-то вроде «хикивакэ» («ничья», термин из дзюдо). Однако, 7 февраля 2015 г. МИД РФ заявило: «принадлежность южных Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи) Российской Федерации базируется на общепризнанных итогах Второй мировой войны и незыблемой послевоенной международно-правовой основе, включая Устав ООН. Таким образом, российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление и не подлежит сомнению» 8.

А в мае 2016 г. президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ договорились о необходимости развивать диалог в «конструктивном ключе, без эмоциональных всплесков, публичной полемики» и согласовали «новый подход» к решению двусторонних проблем, однако о деталях договоренностей не сообщалось9.

После встречи с Владимиром Путиным в Сингапуре 14 ноября 2018 г. японский премьер Синдзо Абэ заявил, что стороны договорились ускорить переговоры по мирному договору на основе Совместной декларации 1956 г.

Это серьезная уступка со стороны Японии, так как до сих пор она официально требовала передачи Кунашира, Итурупа, Шикотана и Хабомаи и только после этого могло последовать заключение мирного договора 10.

Однако ряд инцидентов может застопорить сдвинувшееся с мертвой точки решение спора. Среди них призыв главы оппозиционной Коммунистической партии Японии Кадзуо Сии объявить Курильский архипелаг территорией Японии; публикация карт к олимпийским 2020 г., на которых все Курильские острова обозначены как территория Японии и другие.

Кроме того нельзя не отметить того факта, что Япония ведет активную информационную войну против России. В начале 2013 г. Япония приступила к ведению пропаганды своей позиции в территориальных спорах с Россией. Для этого при канцелярии правительства было создано специальное подразделение, в которое вошли чиновники и независимые эксперты.

По словам генерального секретаря кабинета министров Ёсихидэ Суга, в состав Проектно-исследовательского отдела по делам территорий и суверенитета войдут 15 чиновников, а также ряд частных экспертов. Предполагается, что они будут изучать и анализировать позиции других стран по территориальным спорам.

Для этих целей, по мнению В. Кистанова, используются все доступные средства: информационные, дипломатические, политические и даже экономические. «Они будут действовать, прежде всего, через средства массовой информации, через дипломатов, через использование мягкой силы» – в доказательство он приводит пример – «На сайте японского посольства в Москве, например, размещена вся информация о том, как Япония представляет себе ситуацию со спором по Южным Курилам с Москвой»11.

Есть и другая точка зрения Валентина Фалена бывшего посола в ФРГ и бывшего секретаря ЦК КПСС. Он считает, что информационная война за Курилы началась с выступления президента США Трумэна 5 января 1946 г., нельзя упомянуть, что также он называет ее третей мировой войной.

Паноморев С.А. в своем докладе разработал перечень рекомендаций по противодействию японской стороне в информационной войне. Основные из них: увеличить финансирование благоустройства островов; внести изменение в структуру органов исполнительной власти области; оказывать действенную поддержку общественным организациям, ставящим своей целью разъяснение и пропаганду идей территориальной целостности Российского государства; внести ряд изменений в законодательство РФ, так или иначе касающихся Курильских остров; популяризовать флаг области 12.

Если признать факт ведения информационной войны Японией против России, то нельзя оставить без внимания образы Японии и России, существующие в общественном сознании. Имидж России в Японии сочетает в себе много противоречий: с одной стороны, присутствуют негативные представления, сформированные еще в период Холодной войны, с другой стороны, присутствует симпатия к российской культуре. Но 83% опрошенных японцев имеют негативные представления о России. Можно предположить, что негативные представления поддерживаются политическими дилеммами, например, нерешенным «территориальным вопросом», отсутствием условий для ведения экономической деятельности на российском рынке.

Имидж Японии в России также неоднозначен: в 2011 г. уровень симпатий в России составил 44%, что на 25% этом ниже, чем в 1995 г. Данное снижение также связано с политическими проблемами, а именно позицией японского правительства по отношению к Курильским островам. 89% россиян выступают против передачи Японии островов Южных Курил.

Однако опросы 2017 г. показали, что среди стран, которым мы доверяем, Япония заняла второе место – уровень доверия составил 9,9%. С 1990 по 2015 гг. доля считающих, что угроза военного нападения на Россию исходит от Токио, уменьшилась с 6% до нуля. Что же касается восприятия Японии в целом, то в 2017 г., «очень хорошо» и «в основном хорошо» к Стране восходящего солнца относились соответственно 9% и 55% наших соотечественников, а «в основном плохо» и «очень плохо» – только 12% и 3%. Согласно опросу 2017 г., Страна восходящего солнца представляется нам символом умных технологий (86%) и богатых традиций (84%). К числу наиболее частых ответов относится также красивая природа (69%), достижения поп-культуры (67%), высокий уровень жизни (66%). Реже упоминаются негативные ассоциации «закрытая страна» – 41%, «трудная для понимания» – 40%, а наши позитивные представления связаны с изысканной кухней (79%), архитектурой (78%) и образом жизни японцев (77%).

. Опрос, также проведенный в мае 2017 г., подтвердил нежелание большинства граждан России передавать какие-либо территории Японии. Если в 1992 г. 71% опрошенных был против уступки островов, то в 2016 г. противников стало 78%. Интересно мнение соотечественников о том, вырастет или упадет уровень их доверия президенту страны, если он решит отдать «спорные острова». Оказалось, что у 32% доверие «значительно снизится», у 23% – «несколько снизится» и еще у 23% «останется на прежнем уровне». Исходя из выше сказанного, можно заключить, что общественное мнение довольно сильно оказывает давление на лидера страны. Хотя, несомненно, у него есть право принять непопулярное решение, если бы оно было в национальных экономических интересах.

Стоит отметить парадоксальность российского сознания: соблазнителен, казалось бы, сценарий «подписать мирный договор и получить кредиты и технологии», которые смогли бы преобразить наш Дальний Восток. Но сторонников этой идеи не так много – 21%, а поборников любой ценой сохранить острова за Россией – 56%.

Последний опрос, проведенный ВЦИОМ в январе прошлого года показал негативное отношение 77% россиян к такому политическому решению данной проблемы13, таким образом, передача Курильских островов представляется невозможной и когда будет принято какое-либо компромиссное решение прогнозировать трудно, особенно если учитывать выше упомянутые прецеденты.

Но в целом, отношения России и Японии находятся в «усредненном состоянии», как отмечается в аналитической брошюре РСМД; динамичное развитие отсутствует как в экономической, так и в политической и культурной сфере. Причиной этому указывается то, что ни Россия, ни Япония не определили стратегическую значимость успешных двусторонних отношений, несмотря на то, что оба государства понимают их важность для реализации своих интересов.

Библиографический список

Агеева А.А. Установление межгосударственных отношений России с Японией в конце XVII – середине XIX веков // Вестник Псковского государственного университета. – 2015. – С. 38 – 46.

Алексеев Д. Ю. «Курильская проблема» национальные интересы России // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2005. – С 106 –124.

Ильинская О.И. Правовые основы территориального размежевания между Россией и Японией // Журнал российского права. – 2016. – С. 129 – 141.

Информационная война за Курилы [электронный ресурс]: URL: https://newsland.com/community/politic/content/informatsionnaia-voina-za-kurily/2484606 (Дата обращения 15.10.2020)

История российско-японского территориального спора [электронный ресурс]: URL: http://tass.ru/info/3873269 (Дата обращения 15.10.2020)

Паноморев С.А. Информационно-психологическая война Японии против СССР и России связанная, связанная с территориальными притязаниями [электронный ресурс]: URL: http://ponomarev-sa.narod.ru/works/infowar.html.htm (Дата обращения 15.10.2020)

РИА Новости [электронный ресурс]: URL: https://ria.ru/spravka/20161215/1483553316.html (Дата обращения 15.10.2020)

РИА Новости [электронный ресурс]: URL: https://ria.ru/20200128/1563985520.html (Дата обращения 15.10.2020)

РИА Новости [электронный ресурс]: URL: https://ria.ru/20190128/1549996832.html (Дата обращения 15.10.2020)

1 Агеева А.А. Установление межгосударственных отношений России с Японией в конце XVII – середине XIX веков // Вестник Псковского государственного университета. – 2015. – С. . 38 – 40.

2 Там же С. 42 – 44.

3 Ильинская О.И. Правовые основы территориального размежевания между Россией и Японией // Журнал российского права. – 2016. – С.132.

4 Там же. С.132.

5 Агеева А.А. Установление межгосударственных отношений России с Японией в конце XVII – середине XIX веков // Вестник Псковского государственного университета. – 2015. – С. 38.

6 Ильинская О.И. Правовые основы территориального размежевания между Россией и Японией // Журнал российского права. – 2016. – С. 139.

7 Алексеев Д.Ю. «Курильская проблема» национальные интересы России // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2005. – С 117.

8 РИА Новости [электронный ресурс]: URL: https://ria.ru/spravka/20161215/1483553316.html (Дата обращения 15.10.2020)

9 История российско-японского территориального спора [электронный ресурс]: URL: http://tass.ru/info/3873269 (Дата обращения 15.10.2020)

10 РИА Новости [электронный ресурс]: URL: https://ria.ru/20200128/1563985520.html (Дата обращения 15.10.2020)

11Информационная война за Курилы [электронный ресурс]: URL: https://newsland.com/community/politic/content/informatsionnaia-voina-za-kurily/2484606 (Дата обращения 15.10.2020)

12Паноморев С.А. Информационно-психологическая война Японии против СССР и России связанная, связанная с территориальными притязаниями [электронный ресурс]: URL: http://ponomarev-sa.narod.ru/works/infowar.html.htm (Дата обращения 15.10.2020)

13 РИА Новости [электронный ресурс]: URL: https://ria.ru/20190128/1549996832.html (Дата обращения 15.10.2020)

Просмотров работы: 210