Многие тренера не понимают, как сделать так, чтобы у юных волейболистов выявить особенности технико – тактической подготовленности молодых, неопытных волейболистов. Сейчас я попробую рассказать вам об этом.
Повышенный интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на детский организм обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям, с другой – именно на этом этапе закладывается основа почти всех характеристик взрослого человека. Новый уровень развития волейболиста требует нового уровня развития физического качества спортсмена, например: изменения правил, комплектование команд высокими игроками; повышение атакующего удара за счет быстрых перемещений и повышенной скорости выполнения технических приемов с использованием всей длины сетки.
Важно знать основы технической подготовки каждого волейболиста. Отдельные технические приемы в волейболе, кажутся, довольно простыми, но ее эффективное применение в игре связано с определенными трудностями:
– кратковременность касания мяча, вследствие чего невозможно исправить ошибку;
– малая площадь соприкосновения с мячом усложняет достижение точности выполнения приема;
– три касания мяча требуют высокой точности исполнения и целенаправленности.
Поэтому овладение рациональной техникой игры – главная задача технической подготовки волейболистов. Выполнение этой задачи будет успешным, если в тренировочном процессе используются:
1) Принцип постепенности при обучении технике игры (не закрепив один двигательный навык, не переходить к другому);
2) Целенаправленная физическая подготовка как основа для образования двигательных навыков;
3) Знание биомеханических закономерностей движения и действий при выполнении технических приемов волейбола;
4) Знание причин возникновения ошибок при обучении и совершенствовании техники игры и исправление этих ошибок;
5) Подводящие упражнения, тренажеры, обучающие устройства, которые делают технику движений доступной без искажения ее сущности.
Так же важно знать особенности тактической подготовки. Главное учитывать психологию каждого волейболиста. Сначала разберем, что же означает тактическая подготовка. Тактическая система игры характеризуется расстановкой игроков на волейбольной площадке, распределением функций между ними и применением средств техники.
Каждая система нападения имеет большое количество тактических комбинаций, осуществляемых посредством приема и передач мяча и завершаемых нападающими ударами.
Первое и важное действие, которым команда защищается от нападающего удара, является блок. Блок бывает одиночным и групповым (двойным и тройным).
Самая лучшая техника для защитных действий на задней линии – это приём мяча с нападающего удара и с подачи. С этой целью необходимо правильно определить направление полета мяча и место его приземления. Здесь, прежде всего, надо оценить обстановку: в каком положении находится мяч, ударяющий игрок по отношению к мячу и к сетке, каким в соответствии с этим будет наиболее вероятное направление мяча от нападающего удара, какова будет крутизна траектории его полета. От расстояния между мячом и сеткой зависит угол полета мяча после удара (без блока).
Теперь давайте подведем итоги выше написанного.
Игра в волейбол характеризуется богатым и разнообразным двигательным содержанием. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно изменять движению по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой ,ловкостью и выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжение играющих.
Психологическая подготовка. Для специально-базового этапа подготовки характерно дальнейшее совершенствование психических функций волейболистов (объем поля зрения; скорость реагирования; зрительно-моторная координация, интенсивность, устойчивость, распределение и переключение внимания; вестибулярные функции; волевые усилия) и решение специальных задач психологической подготовки с целью адаптации к более напряженной тренировочной и соревновательной деятельности.
Психомоторные (двигательные) возможности ребенка зависят от возрастных особенностей развития ряда психических функций: мышечно - двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания. У младших школьников возрастает скорость движений, но точность их еще невысока; много «лишних», неосознаваемых движений. Дети плохо различают и запоминают внешне сходные физические упражнения, движения – плохо их дифференцируют по основным параметрам управления.
В заключении хочу сказать, чтобы дети слушалась тренера, нужно расположить к себе детей так, чтобы ребята тянулись к нему. В младшем возрасте важно не травмировать психику. Поэтому тренер обязан знать, что детей всегда нужно подбадривать и не говорить ему, что ничего не получается.