Патриотизм как составляющая гражданской позиции личности - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Патриотизм как составляющая гражданской позиции личности

Коростелёва Н.В. 1
1Старооскольский филиал НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире проблема формирования личности занимает центральное место в образовательной парадигме. В связи с этим в обществе появляется нравственная потребность, которая удовлетворяется через религию и этикет, традиции и обычаи, образование и воспитание. Также важным компонентом в процессе формирования личности являются правовые нормы, следование которым или отказ от соблюдения таковых позволяет демонстрировать наличие либо отсутствие у индивида активной гражданской позиции.

Гражданская позиция личности рассматривается как многокомпонентное социально-педагогическое явление. С точки зрения А.А. Соколовой «гражданская позиция представляет собой совокупность чувств, мыслей, взглядов, ценностных установок личности, которые проявляются в сознательной деятельности по реализации своих прав и обязанностей перед законом, обществом и другими гражданами» [1]. Многие ученые, занимающиеся этим вопросом, утверждают, что гражданская позиция − это интегративное качество личности, включающее в себя целый комплекс составных элементов, которые связаны как с наличием определенных внутриличностных образований (ценности, установки и т.п.), так и с их определенным внешним выражением.

Е.А. Казаева, например, определяет гражданскую позицию как интегративное качество личности, которое, с одной стороны, включает в себя знания, ценности, нравственные качества, сформированные в процессе воспитания и развития личности и определяющие отношения человека к обществу и государству. С другой же стороны, гражданская позиция находит свое реальное воплощение в поступках индивида [2].

По мнению И.Л. Гуляевой составляющими гражданской позиции молодежи являются такие качества личности, как патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье), гражданственность (принадлежность к коллективу, городу, стране), активная жизненная позиция, нравственность, творчество (раскрытие способностей, креативность, самоопределение) [3, с. 62]. Соответственно одним из основных необходимых качеств, требуемых для воспитания активной гражданской позиции личности, является патриотизм, основанный на совокупности определенного рода знаний и характеризующийся преданностью личности своей родине.

В соответствии с действующей государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» патриотическое воспитание определяется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [4]. В данной программе также обозначена необходимость дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания «с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества» [4].

Патриотизм представляет собой определенное нравственно-политическое убеждение, субъективный личностный взгляд, направленный на любовь к своей стране, гордость за ее прошлое, настоящее и будущее, согласие на отказ от собственных интересов во благо Отечества, а также желание защищать интересы своего народа. Патриотизм играет важнейшую роль в формировании гражданской позиции личности, основывается на выражении гражданственности и проявляется в активности, нацеленной на благо страны [5, с. 35].

По мнению А.Н. Вырщикова, занимающегося проблемами патриотического воспитания современной молодежи, выделяются четыре основных вида патриотизма:

1) государственный (державный) патриотизм, который характеризуется служением своей Родине, преимуществом ее интересов над собственными. Данный вид патриотизма может быть развит только при наличии у гражданина исторических знаний о своем государстве, правосознания, основанного на взаимоуважении прав каждого человека и страны в целом;

2) российский патриотизм, который проявляется, прежде всего, на эмоционально-чувственном и духовном уровнях. Ключевыми понятиями для данного вида патриотизма являются Родина, Родина-мать, Отечество. В свою очередь, прослеживается основная идея – отношение к своей стране как к родителю, то есть с любовью и уважением;

3) национальный патриотизм, который связан с историей и культурой определенного народа. Для формирования сознательной национальной тождественности необходимо испытывать чувства любви к своей земле, своему народу, гордость за свой народ, а также стремление сохранять и приумножать его ценности;

4) местный патриотизм, основанный на чувстве любви к родному краю, к своей «малой Родиной», развивается благодаря пониманию социальных, природных и духовных связей. Именно с местного патриотизма в основном начинается формирование вышеописанных видов патриотизма. Как правило, местный патриотизм начинается в семье, продолжается в школе и остается с гражданином на всю жизнь [6].

Согласно перечисленным видам патриотизм определяется как многостороннее общественное понятие, включающее в себя большое количество взаимосвязанных между собой качеств. В соответствии с этим воспитание достойного гражданина своей страны возможно лишь благодаря формированию таких качеств личности, как служение своей стране, национальная тождественность с ней, любовь к своему Отечеству и народу.

Значение патриотизма выражается в реализуемых функциях:

1) мировоззренческая, основанная на совокупности определенных личностных взглядов на окружающую действительность и на занимаемую позицию в ней;

2) методологическая, которая включаетя в себя базисные знания о патриотизме, направленные на преобразование реальности;

3) коммуникативная, проявляющаяся в объединении людей для осуществления определенных общественных действий по отношению к своей стране;

4) регулятивная, которая связана с добровольным пониманием и соблюдением гражданами патриотических норм и принципов, приводящих к совершенствованию будущего развития страны;

5) ценностная, включающая в себя показатели, влияющие на появление патриотических качеств личности, направленность ее действий. Именно данная функция позволяет выявлять так называемых «антипатриотов» [5, с. 88].

Анализируя вышеуказанные функции, можно сделать вывод, что патриотическая личность формируется на основе влияния со стороны общества, окружающего мира. Также патриотизм может представлять собой субъективное решение личности добровольно соблюдать имеющиеся в стране нормы и принципы.

Патриотическая позиция личности предполагает гражданскую принадлежность к российскому народу, обществу и к мировому сообществу, а также желание осуществлять необходимую деятельность, направленную на защиту свободы и национальных интересов своей страны, несмотря на возможную угрозу. Патриотизм является ключевым звеном, объединяющим российское общество, сохраняя при этом национальную неповторимость данного общества, а также служит прогрессивным началом для каждого человека, коллектива, страны и цивилизации в целом.

При формировании патриотического сознания личности важными условиями являются осознание собственного отношения к Отечеству, понимание сущности интересов своей страны сравнительно с собственными интересами. Истинный патриотизм личности основан не просто на склонности к общепринятым нормам и формальному осознанию имеющегося быта, а связан с пониманием и соблюдением национальных традиций и норм.

По мнению В.И. Лутовинова выделяются следующие критерии сформированности патриотической позиции личности:

когнитивный (ориентирован на познание). Характерные признаки: интерес к народной культуре, сохранению традиций и обычаев, желание изучать родной язык и разговаривать на нем, иметь основные представления о своем народе, родном крае, патриотизме, защитниках Отечества, индивидуальность и постоянство личностных взглядов относительно правил, регулирующих взаимоотношения людей между собой, своей Родиной, культурным наследием, способность применять имеющиеся знания в различных ситуациях;

мировоззренческо-ценностный. Характерные признаки: система знаний и взглядов о малой Родине, о социокультурных ценностях народов, формирование уважительного отношения к национальному достоинству другого человека, его чувствам, культуре и религиозным убеждениям, осознание своего места в развитии страны;

мотивационно-потребностный. Характерные признаки: самостоятельность в выборе деятельности, ее цели и путей реализации, ответственность за сделанный выбор, развитие чувств сопереживания, эмоциональной отзывчивости по отношению к своему Отечеству;

деятельностно-поведенческий. Характерные признаки: потребность в познании интересов страны, развитие умений, направленных на благо Отечества, вклад личности в формирование системы патриотического воспитания [7, с. 53].

Опираясь на мнение Е.Ю. Плотниковой, можно выделить три критерия уровня развития гражданской позиции:

1) когнитивный, главными показателями которого выступают знания об основных законах общественно-правовой стороны жизни, а также умения анализировать социальные ситуации и проблемы, грамотно выражать свою точку зрения;

2) мотивационно-ценностный, показателем которого является гуманистическая направленность отношений личности;

3) деятельностный, который проявляется в умении использовать свои социально-гражданские права и нести обязанности.

Е.Ю. Плотникова отмечает тесную взаимосвязь всех трех критериев между собой, утверждая, что «снижение влияния на какой-либо из данных компонентов обязательно скажется на других, следовательно, и на уровне сформированности гражданской позиции личности в целом» [8, с. 220].

Анализируя критерии сформированности патриотической позиции и критерии сформированности гражданской позиции, можно провести следующие параллели:

1) когнитивные критерии, основанные на познании, совпадают по характерным признакам;

2) для мировоззренческо-ценностного, мотивационно-потребностного и мотивационно-ценностного критериев главными составляющими являются ценностные установки личности, имеющие нравственно-гуманистическую направленность;

3) деятельностно -поведенческий и деятельностный критерии проявляются в знании и умении пользоваться своими гражданскими правами.

Чувство любви к Отечеству возникает не только благодаря привлекательным призывам и лозунгам, но в большей степени за счет усердной работы с молодым поколением по осуществлению необходимых патриотических поступков и действий. Подтолкнуть людей на совершение каких-либо подвигов немыслимо без развитого у них чувства национального достоинства и национальной гордости.

Патриотизм представляет собой интегративное качество в структуре личности, которое формирует такое нравственное чувство, как ответственность перед Родиной. Также патриотизм – это механизм патриотического воспитания молодежи, потенциал для совершенствования развития будущего страны, направленный на возрождение ее культурных, экономических и правоохранительных сторон. В процессе воспитания подрастающего поколения данный механизм реализуется посредством использования в процессе обучения различных семинаров и дискуссий патриотической направленности, создания и реализации проектов на патриотические темы, организации экскурсий и поездок по значимым историческим местам родного края и др.

Важной частью любой страны является ее народ. Патриотизм и национальное самосознание выступают основными критериями для единения страны и народа. Именно поэтому патриотизм связан с субъективным решением каждого гражданина, его желанием принимать участие в судьбе своей страны. Так академик Г.Н. Волкова, утверждает, что «без исторической памяти – нет традиции, без традиции – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет нации, народа (как исторической личности)» [9, с. 34].

В сентябре 2020 г. нами было проведено анкетирование с целью выявления отношения молодежи к своей Родине. В эмпирическом исследовании принимали участие обучающиеся 1, 2 и 3 курсов (70 человек) СОФ НИУ «БелГУ» в возрасте от 18 до 21 года. Опираясь на методику аналитико-оценочной деятельности в сфере патриотического воспитания Е.Н. Поповой, нами была подготовлена анкета для студентов, которая включала 7 патриотических высказываний, основанных на любви к своей Родине, гордости за историю своей страны и народ, проживающий в ней [10]. Студентам необходимо было выразить свое отношение к приведенным высказываниям (табл. 1).

Таблица 1

Результаты анкетирования, направленного на выявление отношения молодежи к своей Родине

Патриотические высказывания

Количество обучающихся, полностью согласившихся с высказыванием, %

Количество обучающихся, частично разделяющих высказывание, %

Количество обучающихся, не согласившихся с высказыванием, %

«Россия – любимая Родина, в которой хочется жить»

51,5

42,8

5,7

«Я горжусь своей страной, когда выигрывает российская спортивная команда»

72,8

17,2

10

«В нашем городе много мест, где испытываешь чувство причастности к истории своей страны»

37,1

48,6

14,3

«Когда я надолго уезжаю из своего населенного пункта, то очень скучаю»

68,6

30

1,4

«У меня есть любимое место в нашем населенном пункте, где мне очень комфортно»

40

21,4

38,6

«Я считаю, что в России созданы все условия для получения качественного образования и развития моих способностей»

42,9

22,8

34,3

«В нашей стране всегда были и есть серьезные достижения в культуре, науке, спорте»

78,6

21,4

0

Из таблицы 1 видно, что большинство студентов считают нашу страну любимой Родиной, в которой хочется жить (36 человек – 51,5%), при этом 30 человек (42,8%) лишь частично разделяют высказывание, а свое несогласие выразили 4 человека (5,7%).

Второе высказывание поддержал 51 человек (72,8%). Это свидетельствует о том, что большинство обучающихся гордится своей страной, кода в спорте выигрывают представители России. Однако были и частично несогласные с высказыванием – 12 человек (17,2%), а также несогласные полностью - 7 человек (10%).

С третьим высказыванием «В нашем городе много мест, где испытываешь чувство причастности к истории своей страны» многие проанкетированные согласны лишь частично - 34 человека (48,6%), выразили несогласие – 10 человек (14,3%), а остальные 26 человек (37,1%) полностью разделили данное высказывание.

Анкетирование показало, что 48 человек (68,6%), когда надолго уезжают из своего населенного пункта, то очень скучают; не скучает всего 1 человек (1,4%), а остальные − 21 человек (30%) высказывание разделили частично.

Мнения студентов разделились при ответе на высказывание «У меня есть любимое место в нашем населенном пункте, где мне очень комфортно»: согласились 28 человек (40%), выразили несогласие – 27 человек (38,6%), остальные 15 человек (21,4%) не полностью разделили данное высказывание.

Многие обучающиеся (30 человек – 42,9 %) считают, что в России созданы все условия для получения качественного образования и развития их способностей; немалый процент частично разделяющих данное высказывание (16 человека – 22,8%), но еще больше респондентов не согласились с ним вовсе – 24 человек (34,3%),

Полностью согласились с утверждением «В нашей стране всегда были и есть серьезные достижения в культуре, науке, спорте» 55 человек (78,6%), не смогли полностью поддержать позицию 15 человек (21,4%). При этом никто не выразил абсолютное несогласие с высказыванием.

На основе анализа результатов анкетирования можно сделать вывод о том, что проблема патриотического воспитания современной молодежи существует, так как многие студенты отметили, что у них практически нет любимых мест в родном населенном пункте (38,6%), они не гордятся или не всегда гордятся победами своих спортсменов (10% и 17,2% соответственно), многие не уверены в условиях, созданных в стране для получения качественного образования и развития способностей. Именно поэтому необходимо уделять значительное внимание формированию патриотизма как составляющей гражданской позиции личности в семье, школе, высших и средних профессиональных заведениях. При соблюдении данного условия появится возможность вырастить грамотную, патриотически воспитанную молодежь с активной жизненной позицией.

Таким образом, важную роль в процессе формирования гражданской позиции личности играет патриотизм. По нашему мнению, имеются некоторые проблемы в области патриотического воспитания молодежи в современном мире, поэтому требуется выявлять причины и находить возможные пути решения данной проблемы. Необходимо развивать активную гражданскую позицию, формировать в самом раннем возрасте правильные патриотические основы личности, а также предоставлять возможность молодежи принимать непосредственное участие в коллективной патриотической деятельности, осуществляемой государственными органами, общественными движениями и организациями страны.

Список литературы

1. Соколова А.А. Сущность и структурные компоненты гражданской позиции личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-strukturnye-komponenty-grazhdanskoy-pozitsii-lichnosti. (26.09.2020).

2. Казаева Е.А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010. – С. 118.

3. Гуляева И.Л. «Гражданином быть обязан...»: формирование гражданской позиции личности. – М.: Просвещение, 2011. – 85 с.

4. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/ (26.09.2020).

5. Ильичев Н.М. О сущности, содержании и значении патриотизма // Вестник Российского философского общества. – 2003. – №3. – С. 84-89.

6. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.vounb.volgograd.ru/for_download/El_library/Vlg_avtor/Patrioticheskoe_vospitanie_covremennoi_molodegi.pdf (26.09.2020).

7. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.

8. Плотникова Е.Ю. Понятие и сущность гражданской позиции в педагогике и психологии // Научно-педагогическое образование. – 2019. – № 6. – С. 218-226.

9. Августевич И.И. История школы и педагогики России 1917 – 1992 гг.: учеб. пособие.– Москва – Белгород, 1994. – 105 с.

10. Попова Е.Н. Способы оценки качества патриотического воспитания подростков. / Е.Н. Попова, Е.М. Сафронова // Воспитание школьников. – 2011. – № 2. – С. 23-28.

Просмотров работы: 11