НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕНТАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТЕ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕНТАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТЕ

Вичужанин Р.А. 1
1УрФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В данной статье проведен анализ современных подходов к использованию ментальной тренировки в спорте. Выявлены основные трудности и возможные способы их решения в применении ментального тренинга.

Ключевые слова: ментальная тренировка, позитивное мышление, баскетбол, спортсмены.

Одной из проблем современной спортивной психологии является возможность включать дополнительные психические резервы в процесс подготовки спортсменов. В связи с этим актуальным представляется поиск новых подходов и средств, для решения этой проблемы.

Один из наиболее эффективных способов повысить психологическую подготовку в спорте является ментальный тренинг. Ментальный тренинг стал использоваться в спорте, начиная с 60 годов прошлого столетия, и остается актуальным и для современного спорта [1,2].

Целью нашего исследования было проанализировать новые подходы к использованию ментального тренинга в баскетболе.

Первое исследование Йорк-Питера Клёппеля «Ментальная тренировка в баскетболе: концептуализация и новые методологические подходы с использованием очков виртуальной реальности» заключалось в рассмотрении биопсихосоциальной модели здоровья (Engel, 1977), которая строится на многомерной модели занятий спортом, состоящей из измерений физической, психологической и социальной подготовки [3].

Используя недорогую и современную технологию, было создано 3600 сферических видеороликов о свободном броске в баскетболе, которые послужили основой для 4-недельной тренировочной программы. В этом предварительном исследовании одна группа участников (в количестве 30 человек) тренировалась трижды в неделю, просматривая видео 20 раз в очках виртуальной реальности (VR). Другая группа участников (в количестве 30 человек) прошла традиционную программу тренировок в соответствии с моделью PETTLEP (Holmes & Collins, 2001). Парные выборочные тесты, который состоял из 30 баскетбольных штрафных бросков, не выявили существенных различий в обеих группах между участниками.

Предполагается, что данная технология может быть неэффективной в программе тренировок для начинающих, однако профессиональные спортсмены, использующие видео на 3600 своих собственных движений, повысят свои показатели, как это было показано в исследованиях с использованием традиционных тренировочных программ (Brown & Fletcher, 2017).

Целью второго исследования Вахида Карима и соавторов «Влияние различных внутренних умственных образов и физических упражнений на обучение баскетбольной передаче» было выявить влияние различных комбинаций внутренних умственных образов и физических упражнений на обучение навыкам прохождения баскетбола среди учеников мужского пола от 12 до 15 лет [4].

Этот метод был квазиэкспериментальным, в котором в качестве зависимой переменной рассматривалось влияние различных состояний умственных образов, физических упражнений и сочетания умственных образов и физических упражнений на уровень обучения навыкам баскетбольного пасса.

Для этого 60 учеников младших классов средней школы, после обучения данному навыку и предварительного тестирования критерия, были случайным образом разделены на четыре группы, включая физические упражнения, умственные образы, физические упражнения, умственные образы и контроль.

На основании представленных тренингов, экспериментальные группы выполнял запланированные упражнения в течение 5 недель, три сеанса в неделю и по 30 минут каждый сеанс. Участники группы физических упражнений выполняли критерий навыка в физической форме. Участники группы умственных образов отрабатывали данное умение только мысленно. Участники группы умственных образов - физическое упражнение, сначала мысленно ознакомились с пассивным навыком, а затем выполнили его физически. Основными инструментами, использованными в этом исследовании, было способность описать внутренние умственные образы и проверить навыки баскетбольного пасса. Результаты показали, что все методы упражнений этого исследования для обучения навыкам баскетбольного пасса оказали значительное влияние.

Кроме того, не было существенной разницы между различными методами внутреннего умственного воображения, физическими упражнениями и сочетанием физических упражнений с умственными образами в обучении навыкам прохождения.

Третье исследование Юран Ди и Ли Ванг на тему «Влияние тренировки позитивного мышления на соревновательную тревогу у спортсменов с низкой психической выносливостью» было направлено на разработку программы психологического консультирования, основанной на позитивной психологии для спортсменов [5].

Как выявило исследование спортсмены с низкой умственной выносливостью имеют меньший контроль над своей тревогой в предматчевой подготовке и соревнованиях (Liu, 2012), а также они имеют более высокий уровень беспокойства и с большей вероятностью не будут играть на равных на корте. Ментальные тренировки могут эффективно снизить спортивную тревогу спортсмена (Rees, Hardy, & Güllich, 2016). В этом исследовании была разработана 8-недельная специальная программа психологического группового консультирования, основанная на позитивной психологии - тренинг позитивного мышления - с целью снижения спортивной тревоги спортсмена.

В программе приняли участие 8 спортсменов с низкой психической выносливостью. Результаты показали, что (1) умственная выносливость развивалась в процессе группового консультирования, (2) тренировка позитивного мышления значительно снижала спортивную тревогу спортсменов с низкой умственной выносливостью, и (3) тренировка позитивного мышления значительно улучшала качество сна у спортсменов с низкой психической умственной выносливостью.

Исследования показали, что психическая прочность была положительно связана с положительными эмоциями и отрицательно связана с отрицательными эмоциями.

Таким образом, согласно проведенным исследования можно говорить о востребованности ментальной тренировки в подготовке баскетболистов.

Список литературы

1.Найдиффер Р. Мысленная тренировка спортсменов // Психология со-ревнующегося спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1979. С. 160–185.

2.Унесталь Л.–Э. Основы ментального тренинга в спорте. – СПб., 1992. – 25 с.

3.York-Peter Klöppel Mental training in basketball: conceptualization and new methodological approaches using VR// York-Peter Klöppel//Abstract book, 15th European Congress of Sport & Exercise Psychology 15-20 July 2019, FEPSAC, Munster, Germany. – P. 297.

4.Vahid Karim azad Marjani To investigate the effect of different combinations of internal mental imagery and physical exercise on learning basketball pass// Vahid Karim azad Marjani, Mousa Alizadeh, Solmaz Bagheri//Abstract book, 15th European Congress of Sport & Exercise Psychology 15-20 July 2019, FEPSAC, Munster, Germany. – P. 298.

5.Yuran Di Effect of positive thinking training on competition anxiety of athletes with low mental toughness// Yuran Di, Li Wang//Abstract book, 15th European Congress of Sport & Exercise Psychology 15-20 July 2019, FEPSAC, Munster, Germany. – P. 16.

NEW APPROACHES TO USE OF MENTAL TRAINING IN SPORT

R.A. Vichuzhanin

(UrFU named after the first President of Russia B.N.Yeltsin, Ekaterinburg, Russia)

Abstract: This article analyzes the modern approaches in mental training. The main difficulties and possible ways to solve them in the application of mental training are revealed.

Keywords: mental training, positive thinking, basketball, athletes

Просмотров работы: 11