САМОКОНТРОЛЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И КРЕАТИВНОТЬ СПОРТСМЕНОВ БАСКЕТБОЛИСТОВ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

САМОКОНТРОЛЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И КРЕАТИВНОТЬ СПОРТСМЕНОВ БАСКЕТБОЛИСТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В статье представлены зарубежные исследование по изучению влияния личностных качеств на успешность в спорте.

Ключевые слова: самоконтроль, эмоциональный интеллект, креативность, баскетбол, спортсмены.

В июле 2019 года в Мюнстере, Германия прошел Европейский конгресс по спортивной психологии. На международном форуме было представлено много новых направлений исследований, которые касались самых разных аспектов психологической работы со спортсменами разных видов спорта.

В рамках нашей работы мы поставили цель рассмотреть исследования, связанные с изучение роли личностных ресурсов спортсменов баскетболистов.

Так в исследовании Энн-Кристин Энглер с соавторами «Истоки самоконтроля у спортсменов: пилотное исследование» направлено на изучение уровня самоконтроля у спортсменов баскетболистов. В статье обосновывается теоретический аспект изучения самоконтроля и основанная на нем модель пилотажного исследования [1].

В исследовании проверяются две теории, конкурирующие за объяснение неудач самоконтроля: теория истощения эго (Muraven и др., 1998 г.) и теория процессов (Inzlicht и Schmeichel, 2012 г.). Теория истощения эго предполагает, что действия, требующие самоконтроля, истощают ограниченный ресурс, тогда как теория процесса утверждает, что мотивация снижает уровень самоконтроля.

Эффекты были измерены на примере баскетбольного задания - свободный бросок, которое соответствовало требованиям реального спортивного соревнования. В качестве показателя физиологических ресурсов, лежащих в основе истощения самоконтроля, использовалась изменчивость сердечного ритма, а в анкетах оценивалась степень мотивации. Предварительные данные не позволяют выделить преимущество какой-либо теории, поэтому авторы не делают выводов, а планируют продолжить исследование.

Следующее исследование Хансон Ян, Джин Хван из Национального университета ЧонБук, Южная Корея «Личностные детерминанты, влияющие на креативность баскетболистов средней школы» [2].

Цель этого исследования состоит в том, чтобы проверить, какова взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и творческим потенциалом баскетболистов средней школы. Выборку составили 142 баскетболиста средней школы из пяти регионов всей страны, для математической обработки результатов использовалась программное обеспечение версии SPSS 24.0, опосредующие эффекты были проверены с помощью корреляционного анализа, ступенчатого регрессионного анализа и иерархического регрессионного анализа, основанные на трехэтапном посредническом эффекте Барона и Кенни (1986).

Результаты проверки посреднических эффектов выявил взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и креативностью. Прежде всего это связано с тем, что спортсмены с более высоким эмоциональным интеллектом лучше контролируют себя и успешнее взаимодействуют с другими на площадке, также было установлено, что сопереживание и самоконтроль как показатели эмоционального интеллекта характеризуют экстравертную личности, которая успешнее взаимодействует с партнерами по команде. Авторы делают вывод что именно тип личности через эмоциональный интеллект положительно влияет на творческий потенциал баскетболистов.

Также было проведено следующее исследование Джолан Кегелаерс, Пол Уиллеман, Рауль Оуджанс из университета Vrije Universiteit Брюссель, Бельгия, Vrije Universiteit Амстердам, Нидерланды «Разработка и оценка предварительного тренировочного воздействия, направленного на повышение устойчивости у баскетболисток» [3].

Гипотеза исследования заключалась в том, что сложные или неблагоприятные события могут - как это ни парадоксально могут способствовать развитию устойчивости (Seery, 2011). Таким образом, ученые утверждают, что меры по повышению устойчивости должны проводиться в достаточно сложной обстановке и включать преднамеренные и тщательно реализованные запланированные сбои (например, Fletcher & Sarkar, 2016). Однако до настоящего времени ни одно эмпирическое исследование не изучало эффективность таких запланированных нарушений в развитии устойчивости в спорте. Таким образом, это исследование было нацелено на разработку тренинга, оказывающее давление на спортсменов и оценку его эффективности на развитие индивидуальной и командной устойчивости.

Вмешательство было разработано как квази-экспериментальный дизайн смешанных методов, осуществляемый в элитной женской баскетбольной академии (N = 18, Маг = 18.2, SD = 2.1). Качественные данные были получены в ходе полуструктурированных интервью с 7 спортсменами (M возраст = 18,3, SD = 2,0) и 3 тренерами (M возраст = 38,0, SD = 8,8). Количественные результаты показали, что вмешательство было эффективным в снижении уязвимостей на уровне команды, но не обязательно приводило к повышению характеристик устойчивости на уровне отдельных лиц.

Качественные оценки показали, что участники восприняли вмешательство как эффективное. Участники сообщили о повышении осведомленности, появлении лидерства, укреплении каналов связи и разработке общих ментальных моделей. Тем не менее, это исследование ограничено из-за небольшой численности участников, квази-экспериментального дизайна и отсутствия шкалы устойчивости для спорта. Таким образом, необходимы дальнейшие исследования.

Анализ проведенных исследований позволяет говорить о важности изучения личностных ресурсов спортсменов баскетболистов и разработке новых методов и тренингов для повышения таких качеств как устойчивость и креативность.

Списоклитературы

1. Ann-Christin Engler Origins of self-control failure in athletes: a pilot study// Ann-Christin Engler, Fabian Hofmann, Justin Klandermann, Yannik Klein, Sven Krüger, Martin Leo Reinhard, Sylvain Laborde//Abstract book, 15th European Congress of Sport & Exercise Psychology 15-20 July 2019, FEPSAC, Munster, Germany. – P. 60.

2. HanSeung Yang The Effects of Personality on the Creativity of Middle School Basketball Players // HanSeung Yang, Jin Hwang//Abstract book, 15th European Congress of Sport & Exercise Psychology 15-20 July 2019, FEPSAC, Munster, Germany. – P. 151.

3. Jolan Kegelaers Exploring coaches’ use of planned disruptions in talent development and elite sports // Jolan Kegelaers, Paul Wylleman, Raôul Oudejans//Abstract book, 15th European Congress of Sport & Exercise Psychology 15-20 July 2019, FEPSAC, Munster, Germany. – P. 187.

SELF-CONTROL, EMOTIONAL INTELLIGENCE AND CREATIVITY OF BASKETBALL PLAYERS.

R.A. Vichuzhanin

(UrFU named after the first President of Russia B.N.Yeltsin, Ekaterinburg, Russia)

Abstract: The article presents foreign research on the influence of personal qualities on success in sports.

Keywords: self-control, emotional intelligence, creativity, basketball, athletes.

Просмотров работы: 25