Общие понятия, и проблемы развития Цифровой Экономики - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Общие понятия, и проблемы развития Цифровой Экономики

Бараев Д.В. 1
1КалмГУ имени Б.Б. Городовикова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация.

Цель работы. Дать методологическое обоснование и определение новому направлению экономической теории цифровой экономики. Вывести все преимущества и недостатки, а также наглядно описать примеры цифровой экономики.

Ключевые слова: Цифровая экономика / информационно-коммуникационные технологии / примеры цифровой экономики / преимущества и недостатки.

Введение. Цифровая экономика – одна из наиболее стремительно развивающихся отраслей во всем мире. Это важный двигатель инноваций и развития предприятий. С переходом в век цифровых технологий ее влияние стало ощутимо и в масштабах конкурентоспособности стран.

Цифровая экономика – это экономическая деятельность, которая, в основном, сфокусирована на цифровых и электронных технологиях. В основном, это электронный бизнес и коммерция, а также производимые ими товары и услуги. По сути, все транзакции, совершаемые с помощью Интернета – есть цифровая экономика. Покупка авиабилетов, перечисления денег через Сбербанк Онлайн, оплата в магазине с помощью кредитных карточек, оплата штрафов, налогов, различных госпошлин через приложение Госуслуги.

Впервые термин "Цифровая экономика был использован автором книги «Цифровая экономика: обещание и опасность в эпоху сетевой разведки» Доном Тапскоттом в 1995 году. За последние 15 лет замечается активный рост интернет-экономики в целом. Наблюдается огромный рост цифровых платформ. На потребителей все большее влияние оказывают рекламы, размещаемые в Facebook, Twitter, Instagram или YouTube. Интернет замешан во всех аспектах человеческой жизни, в том числе и в такие незаменимые структуры, как здравоохранение, образование и банковское дело.

Цифровая экономика оказывает огромное влияние на всю экономику в целом. С глобализацией и активным развитием инновационных технологий, таких как блокчейн, искусственный интеллект и облачные вычисления, Интернет-экономика стала неотъемлемой частью мировой и государственной экономики.

Цифровая экономика способна изменить жизнь человечества в лучшую сторону. С развитием электронных технологий, потребители все чаще стали получать больше качественных товаров и услуг. Переход на электронную коммерцию для предприятий поспособствовал активному росту продаж, а также расширению клиентской базы.

По данным социологических исследований, количество людей, имеющих доступ в Интернет, превысило около трёх миллиардов человек. Это практически 50% населения планеты. Предприятия, которые не смогут наладить цифровую сеть с потребителями, не смогут выдержать конкуренции. Предприятия, активно осуществляющие взаимодействие с клиентами с помощью Интернета, имеют, в среднем, на 20 % продаж больше, нежели те, которые не уделяют в достаточной степени внимания цифровым технологиям.

Примеры цифровой экономики. Примером цифровой экономики может являться любая экономическая деятельность, которая реализуется при помощи Интернета. Цифровой можно назвать ту компанию, которая стремится перенести свою деятельность в онлайн. Если с электронными технологиями у предприятия связаны такие важные аспекты функционирования, как управление, контроль и анализ бизнеса, предоставление услуги или доставка товаров, логистика и маркетинг, то смело можно отнести такую компанию к числу тех, что формируют электронную экономику.

Например, Uber или Яндекс такси – это безусловно технологические компании, в основе деятельности которых лежат передовые технологии взаимодействия с клиентами. В результате потребитель получил кардинально новый тип предоставление услуг с более низкими затратами на организацию, что привело к удешевлению стоимости проезда в такси. Также есть такие случаи, что вполне традиционная компания переходит на цифровую экономику. Примером может послужить сеть супермаркетов «Пятёрочка». В данном случае администрация сделала вывод, что почти 70% ресурсов уходит на обслуживание, и соответственно приняла некие меры: запустила цифровую трансформацию с партнером IBS и осуществила переход на новые технологии, позволившие усовершенствовать модель ведения бизнеса.

Преимущества. Все сферы нашей жизни стремительно охватываются влиянием цифровых технологий, а наиболее развитые, передовые страны постепенно занимаются составлением законодательств для цифрового поля. В наше время, всего несколькими кликами можно решить практически любой вопрос: от простых онлайн-покупок, до вопросов здравоохранения. Основные преимущества такого типа:

А) Гарантия выполнения большинства частей повседневных дел с упрощением финансовых транзакций, с весьма значительной экономией времени, а также избавлением от лишних издержек.

Б) Для предприятий, это в первую очередь развитие клиентской базы, повышение качества товаров или услуг, значительный рост прибыли, уменьшение издержек производств.

В) Разгрузка рынка и освобождение рабочих мест.

Недостатки. Ну, как и у всего остального, у цифровой экономики есть свои минусы:

А) Цифровое мошенничество. Доступ к огромному количеству данных и использование их злоумышленниками в корыстных целях.

Б) Цифровой разрыв между странами, недоступность многих благ развивающимся странам.

В) Малое наличие профессионалов и экспертов в данной сфере.

Г) Сокращение рабочих мест. Благодаря современным технологиям, предприятия получают новые бизнес-решения, требующие меньше кадров.

Цифровая экономика в России. Цифровая экономика в России сильно отстает от большинства стран: США, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Китая. Показательным примером является то, что на долю Российской Федерации приходится 1,8% от мирового ВВП, при этом производительность суперкомпьютеров составляет всего 0,32%.

У России есть все необходимые предпосылки для реализации цифрового потенциала и ускорения темпов цифровизации экономики. Новые технологии окажут существенное воздействие на развитие бизнеса, государственного управления, роста качества жизни. Россия для этого располагает всеми необходимыми ресурсами, а также весьма развитой научной и интеллектуальной базой.

Развитие национального IT-сектора, стимулирование и внедрение инновационных технологий, увеличение объёма финансирования научно-исследовательских разработок, улучшение подготовки кадров в сфере высоких технологий, будут способствовать развитию цифровой экономики в России.

Заключение. Развитие цифровой экономики обеспечивает возможность коммуникаций, обмена идеями и опытом. Площадки в интернете позволяют объединять усилия для создания бизнеса, поиска сотрудников, партнеров, инвестирования, ресурсов и рынка сбыта. Цифровые технологии играют огромную роль в обучении сотрудников, обмене знаниями, реализации инновационных идей.

Важное значение имеет развитие цифровых технологий в государственном секторе экономики. Цифровое правительство и сервисы по оказанию государственных услуг все чаще рассматриваются как средство уменьшения расходов. Цифровое правительство и инновационные технологии могут обеспечить эффективное участие государственного управления в формировании устойчивого развития. Такое правительство позволит государственным органам оказывать более качественные услуги и быть более открытым для населения. Оно может помочь сократить вред, наносимый окружающей среде, способствовать эффективному управлению природными ресурсами, а также стимулировать экономический рост и способствовать развитию общественного сектора экономики.

Список использованной литературы

1. Алексеев И. В. Информационное обеспечение системы управления франчайзинговыми предприятиями /И. В. Алексеев, Е. В. Рибокене // Экономические и гуманитарные науки. — 2015. — № 1 (276). — С. 105-110.

2. Алексеев И. В. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития электронного взаимодействия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:intelaktive-peus.ru, своб. — Загл. с экрана.

3. Апокин А., Белоусов Д., Сальников В., Фролов И. Долгосрочные социально-экономические вызовы для России и восстребованность новых технологий // Форсайт. — 2015. — Т. 9. — № 4. — С. 6-17.

4. Брайан А. Вторая экономика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.obs.ru/article/1887/, своб. — Загл. с экрана.

5. Калужский М. Л. Маркетинговые сети в электронной коммерции: институциональный подход /М.Л. Калужский. — М.: Берлин: Директ-Медиа. — 2014. — 402 с.

6. Ковальчук Ю. А. Высокотехнологичное производство как «новое окно возможностей» в посткризисной экономике / Ю. А. Ковальчук, М. М. Ищенко // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. — 2016. — № 3. — С. 25-33.

Просмотров работы: 6