РИСКИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РФ - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

РИСКИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РФ

Эректеева А.В. 1
1ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные компании сегодня строят свои стратегии развития на основе цифровых технологий и искусственного интеллекта (ИИ), подчеркивали участники круглого стола «Люди и цифра: в поисках синергии», который прошел на площадке Аналитического центра Правительства РФ. Вместе с тем цифровизация требует дополнительных затрат, которые не всегда окупаются, и несет риски, связанные с информационной безопасностью. Большая часть предприятий и простых граждан так или иначе являются, по словам ректора Института цифровой экономики Руслана Макарова, участниками цифрового пространства. «На этом строятся экономические модели, ИИ обсчитывает поведение клиентов. При помощи цифровых технологий уже сложилась реальность не экономики потребления, а экономики производства для потребителя ровно того количества и качества товаров, которое он запрашивает. Мы сторонники того, что это необходимо. Чтобы мир не перенасыщался товарами, а было произведено столько, сколько нужно, чтобы не наносился урон экологии», — пояснил эксперт. «Предприниматели связывают с цифровыми технологиями наличие электронной цифровой подписи (69%), промышленного интернета (34%), облачных сервисов (29%), систем автоматизированного проектирования (27%)», — озвучил данные опроса руководителей обрабатывающих компаний замдиректора Digital Adhoc ГфК-Русь Петр Залесский. Однако, по оценке доцента ВШЭ Ольги Логуновой, бизнес в цифровизации видит не только возможности, но и риски. Речь идет о несоответствии затрат и выгод (35%), кадровых трудностях (34%), информационной безопасности (33%) и возможных финансовых потерях (31%). За последние 10 лет, по данным ВЦИОМ, изменилось отношение предпринимателей и граждан к интернет-пространству. Пользователи Всемирной информационной сети стали задумываться о том, что они пишут, опасаться мнения начальства, государства, кражи персональной информации и мошенничества в цифровом пространстве. В современных условиях, по мнению директора по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилла Родина, сформировался тренд, связанный с запросом бизнеса и простых россиян на обеспечение информационной безопасности. Более половины (56%) участников опросов, проводимых Центром, считают, что нужно уделять больше внимания повышению информационной безопасности и совершенствовать с этой целью законодательную базу. «В период с 2000-го по 2018 г. у россиян также снизились позитивные ожидания от развития интернета, — добавил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. — Доля россиян, считающих, что угроз от интернета стало больше, с 2000 г. сначала падала — с 36% до 24%, а после 2013 г. стала расти. Сегодня она превысила первоначальную планку, достигнув 39%. Явный тренд — это рост рисков и опасений, связанных с развитием интернета, меньше стало позитивных ожиданий». «Представители государственной сферы заинтересованы в получении обратной связи от населения, — отметил первый заместитель руководителя Аналитического Центра Глеб Покатович. — Данные опросов населения и экспертов целесообразно учесть при реализации национальной программы „Цифровая экономика“. Важно получить обратную связь, понять, как бизнес и люди реагируют и адаптируются к новым возможностям и рискам». «При внедрении цифровых технологий мы не должны забывать, что также существует социальная ответственность, — уверен руководитель Проектного офиса по реализации национальной программы „Цифровая экономика Российской Федерации“ Аналитического Центра Сергей Лещенко. — Технологии должны быть безопасными, удобными, понятными. За счет появления технологий мы не должны отсекать от жизни отдельные слои населения, полностью исключать их из жизни. Наоборот, мы должны внедрять технологии таким образом, чтобы участие в экономических вопросах было более доступным для всех категорий граждан».

Понятие «цифровой экономики» появилось не так давно и до сих пор является малоизученным. Однако от дальнейшего его изучения зависит улучшение благосостояния государства. Впервые данный термин был упомянут в 1996 году. Но с тех пор точная формулировка сущности «цифровой экономики» не была определена. Некоторые ученые считают, что невозможность точно сформулировать данное явление напрямую зависит от динамичного характера развития и обширного спектра влияния цифровой экономики.

Одним из положительных влияний цифровой экономики на благосостояние государства является рост экономики и возможность экономических агентов выполнять свои функции и удовлетворять потребности. Но в то же время цифровая экономика, как и любые другие затрудненные явления, имеет свои риски и шансы для ее субъектов.

Согласно Указу Президента РФ, цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, где цифровые данный являются основной производства. Нельзя представить современный мир без цифровизации. Ведь обработка больших объемов информации и данных позволяет ускорить процесс производства, обработки, хранения и более продуктивного использования, чем традиционный метод. Цифровая экономика представляет собой не отдельную отрасль или систему, а совершенно новый способ ведения жизни, новый этап развития не только государственного управления, но и бизнеса, экономики, социального общества. Государство, которое осознает, что информация стала новым источником экономических ресурсов, перейдет на новую ступень развития. И в сложившейся ситуации, когда идет жесткая конкуренция за лидирующее место среди стран, успехи Российской Федерации в изучении и применении экономики знания становятся наиболее важными и решающими.

Цифровизация привела к психологическому эффекту «сжатия» мира. То есть стерлись границы расстояния, мешающие прежде. Это открытие можно сравнить с появлением железных дорог в 19 веке, и врздушного транспорта в 20 веке. Но если тогда расстояние становилось меньше, что позволяло более быстро и дешево транспортировать грузы, то сейчас с появлением информационно-телекомуникационных технологий «транспортировка» информации – нового важнейшего ресурса - стала намного быстрее.

Цифровизация требует строгого выполнения некоторых важных условий: высокий уровень инфраструктуры субъекта и наличие человеческого капитала. Для успешного ведения цифровой экономики необходимы профессионалы, разбирающиеся сразу в нескольких сферах.

Процесс цифровизации приносит немало трудностей, так как все связанные с этим процессом изменения носят довольно революционный характер. Тем самым подвергают преобразованиям все сферы деятельности государства: экономическую, политическую, социальную и др. Все эти трудности – невозможность государственных органов прогнозировать изменения и качественно исполнять свои функции после них – являются предпосылками для улучшения системы государственного управления. Поэтому особую позицию занимает научный подход изучения цифровой экономики, который позволяет спрогнозировать все возможные риски.

Давайте проясним риски цифровой экономики.

Сильнейшая зависимость экономических агентов от интернета. Любые неполадки, способные нарушить эффективное функционирование информационно-телекоммуникационных систем, могут полностью парализовать работу на всех уровнях экономики. Цифровизация смогла глубоко проникнуть во все сферы, одной из которых является финансы. В итоге, финансовый сектор является одним из самых незащищенным от данного риска. Также следует отметить, что население тоже имеет огромную зависимость от сети – Интернет. Из-за данной проблемы пользователи не способны воспринимать действительность в колоссальном объеме информации, где каждая третья является ложной.

Цифровизация ради цифровизации. В настоящее время существует мнение, что цифровизация способна решить все существующие проблемы экономики. Конечно, правильное использование цифровой экономики поможет найти решение. Однако, одной из главных проблем нашей экономики является необдуманный экспорт природных ресурсов в ущерб улучшению отечественной промышленности и производства. Необходимо понимать, что слабость российского производства является огромной преградой для инновационной деятельности, особенно при нынешних обстоятельствах. Чем дольше будет сохраняться такая тенденция, тем больше вероятность полной зависимости национальной экономики от зарубежных оборудований и технлогий.

Неотъемлемой частью цифровизации является развитие таких компонентов, как робототехника и искусственный интеллект. Это создает появление проблемы безработицы. Так как автоматизированный подход предполагает замену всем работникам, особенно с невысокой профессиональной квалификацией.

В России данный риск пока не существует, так как внедрение роботов на производство все еще является чем-то сложным и непонятным. Однако цифровизация в банковской системе уже принесла за собой ряд сокращений.

Но если предположить, что в скором времени роботы станут более популярными и востребованными во всех сферах жизнедеятельности, то государство столкнется с двумя проблемами.

Первая проблема – из-за пенсионной реформы, которая повысила пенсионный возраст, на рабочих местах остаются пожилые люди, неспособные к изучению цифровых технологий и переподготовке, что никак не позволит им стать востребованными на рынке труда.

Вторая – как известно, в Россию каждый год приезжаю тысячи мигрантов, которые занимаются, как правило, не квалификационным трудом. При условии роботизации производства многие семьи таких рабочих останутся в весьма удручающем положении.

Еще более заметное цифровое неравенство. В результате цифровизации деление стран станет наиболее ощутимым. Даже внутри страны на региональном уровне будет заметен различный уровень каждого субъекта. Это характеризуется разным уровнем человеческого капитала, финансовой стороны и сущесвующей инфраструктуры.

Уменьшение государственного влияния на цифровую экономику, которое вызвано с нарастающей тенденцией формирования горизонтальных связей между субъектами. Такие черты информационного общества, как анонимность и децентрализованность, создают неверный путь для экономических агентов, который позволяет избегать выполнения своих обязанностей. Система государственного контроля должна устранять подобное, но это усложнит деятельность законопослушными предпринимателям и людям, и в то же время не решит существующую проблему.

Использование современного анализа больших данных и самый обширный сбор различной информации о потребителях различными предприятиями ведут к их огромному влиянию над покупателями. Это способствует индивидуальной рекламе и психологическому принуждению к приобретению товаров и услуг, вовсе ненужных человеку. Также имеет место быть риску социального деления общества, произведенному на основе анализа их цифровых личностей, которое приведет к разному уровню предоставлению услуг и даже прав.

Формирование сетевого глобального рынка и наднациональной цифровой экономики. В современном обществе онлайн-шоппинг является распространенным явлением, зачастую данный вид покупок является более дешевым, чем традиционный. Покупатели могут заказать иностранный товар и получить его почтой. Данная тенденция негативно сказывается на национальной экономики: отечественный производитель теряет клиентов, не получает прибыль, а это недоплата налогов.

Повышение уровня киберпреступности в условиях цифровизации. Деятельность таких преступников является опасной по многочисленным причинам. Во-первых, она носит транснациональный характер, который еще усложняется многоуровневой защитой и анонимностью при современных возможностях инновационных технологий. Во-вторых, целью таких нападений является важнейший ресурс постиндустриального общества – информация. Уничтожение, замена и компрометация информации может привести к самым худшим результат не только для граждан, но и для всего государства в целом. В-третьих, затраты на совершение киберпреступления и восстановления ущерба после него не могут даже быть сопоставимы.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод - конечно, все предоставленные риски, которые сопровождают цифровую экономику, не могут быть исчерпывающими. Но игнорирование всех данных рисков при планировании процесса цифровизации могут привести к ряду ошибок на каждом уровне власти.

Благодаря внедрению цифровых технологий, у Российской Федерации появилась возможность стать конкурентноспособной на международном рынке. Что позволит улучшить национальное благосостояние. Отталкиваясь от прошлого опыта страны, можно заметить, что после модернизации в самые короткие сроки шли серьезные последствия и риски. Исходя из этого, можно утверждать, что для избежания такого рода проблем необходимо подходить к изучению рисков с научной стороны, анализировать и составлять план возможных действий по минимизации их последствий.

Список использованной литературы:

Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018;13(2):143-172.

Масленников В.В., Федотова М.А., Сорокин А.Н. Новые финансовые технологии меняют наш мир. Финансы: теория и практик. 2017;21(2):6-11.

Новые траектории развития финансового сектора России. Эскиндаров М.А., Масленников В.В.

Садовая Е.А. Цифровая экономика и новая парадигма рынка труда. Мировая экономика и международные отношения. 2018;62(12):35-45.

Линников А.С. Некоторые особенности информации как экономического ресурса в современном обществе. Образование и право. 2018;(4):52-60.

Просмотров работы: 13