Роль труда в цифровой экономике - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Роль труда в цифровой экономике

Гаряев Б.Б. 1
1ФГБОУ ВО Калмгу им Б.Б.Городовикова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном уровне развития Российской Федерации наблюдается новейшая модель развития экономики, которая подразумевает высокоэффективное применение интеллектуально-творческих возможностей индивида. Этот шаг ориентирован на экономическую и социальную эффективность оргструктур, кооперационных альянсов, образующие люди и организации в ходе трудовой и исследовательской работы, что обосновывает дополнительную выработку теоретико-институциональных аспектов экономической сферы на основе информационных и интеллектуальных сетей, т.е. выработки базы цифровой экономики.

Переход общества от материально-вещественной, индустриальной экономики к цифровой изменяет способы привлечения работников в экономическую деятельность, изживают профессии и рождаются новые.

Трактовку «цифровая экономика» предложил в 1995 г. американский эксперт в сфере IT Николас Негропонте, получившее развитие в 21 в.

Развитие цифровой экономики широко изучается в нашей стране. В Сколково сформирован «Центр компетенций по нормативному регулированию цифровой экономики», направленный на выработку Концепции по усовершенствованию нормативно-правового урегулирования в условиях формирования цифровой экономики. Агентство стратегических инициатив осуществляет проект «Национальная технологическая инициатива: продукты рынков будущего», где создаются инновационные идеи развития цифровой экономики. Институт развития информационного общества в РФ изучает развитие цифрового общества в нашей стране, интеграции РФ в глобальном цифровом обществе. НИУ «Высшей школой экономики» сформированы критерии применения ИКТ членов рыночного пространства, изучаются критерии вступления страны в информационное пространство. В МГУ им. М.В. Ломоносова формируются ориентиры развития цифрового общества и информационной экономики, включая обеспечения ее безопасности. В НИИ «Новая экономика и бизнес» РЭУ им. Г.В. Плеханова осуществляется научно-исследовательский проект «Разработка методологии, алгоритма и методики прогнозирования нужд информационной экономики страны в высококвалифицированных кадрах в профессионально-квалификационном разрезе» реализуемый РФФИ в 2018–2020 годы.

Для поддержания достойного уровня нашей страны в мировой цифровой экономике, нужно определиться с базовым социально-экономическим профилем отечественного рабочего, который будет соответствовать современных требованиям ИКТ к классам трудовых факторов, сложности оказываемых услуг и компетенций. В цифровой экономике рабочий имеет возможность трудоустроиться дистанционно вне территориально-географических границ работодателя, что позволяют быть конкурентоспособным и удовлетворять трудовым условиям, повышая его доход.

Социальный профиль рабочего включает обоснование типов его занятости и принципов и форм ее организации на гибкой основе, но с соблюдением основных социально-трудовых прав, а также обоснование приоритетных сфер его деятельности, профессионально-социального статусов.

Экономический профиль рабочего включает обоснование масштабов зарплаты и соцвыплат для поддержания и развития его конкурентоспособности, в т. ч при сопоставлении с иностранными аналогами. Экономический профиль рабочего в информационной экономике позволяет ему обеспечить расширенное воспроизводство и достойную жизнь.

Социально-экономический профиль рабочего поможет в первую очередь сформулировать факторы, необходимые на рабочем месте для вовлечения государством и предпринимательством производительных рабочих. Во-вторых, определить условия конкурентоспособного рабочего для внутренне-внешнего мирового информационного рынка труда.

Цифровая экономика подразумевает совершенствование управленческой эффективности. В этом случае формируют линейку типовых цифровых рабочих мест и оценивают их параметры. Классификацию основных групп типовых рабочих мест представляют в форме иерархической структуры учитывая те данные, необходимые для любой группы. По составу эти данные определяют ИС (программные продукты), необходимые для цифровой деятельности типовых рабочих мест для этих групп.

Данными группами типовых рабочих мест могут быть с учетом иерархии управленческой деятельности:

Менеджеры предприятий высшего уровня;

финансово-экономический блок и бухгалтерия;

менеджеры среднего звена;

специалисты предприятия, которые создают технологии работ и соответствующую руководящую документацию для исполнителей;

исполнители;

IT-специалисты, которые обеспечивают результативную эксплуатацию информационных систем.

Формирование социально-экономического профиля рабочего в информационной экономике и определение требований к его рабочему месту помогают определить расходы на формирование конкурентоспособных рабочих мест, что необходимо для оценки трудовых, материально-финансовых ресурсов, которые нужны для исполнения задач, поставленных в Программе: «Цифровая экономика РФ» по созданию рынка труда, который соответствует требованиям информационной экономики и формированию стимулов к освоению нужных компетенций и принятию участия кадров в её развитии в РФ.

Трудовые взаимоотношения испытывают на себе стремительные изменения с трех точек зрения.

Во-первых, стираются границы традиционного распределения труда, профессий, «отмирают» традиционные профессии, появляются новые. Так. К примеру за пять лет смогут исчезнуть до десяти процентов существующих в настоящий момент профессий, вследствие чего изменяются принципы разделения и кооперации труда. Жесткое закрепление профессионального функционала, включая профессиональные стандарты, вступает в противоречие с тенденциями социально-трудовой сферы. Роботизация и автоматизация радикально изменяют трудовую содержательность в отраслях и видах занятости, что меняет требования к компетенциям рабочих. Узкие профессии вступают в противоречие с потребностью создавать сквозные, надпрофессиональные компетенции (коммуникабельность, нестандартность и критичность мышления, умение работать с применением новейших информационных технологий и т.д.), значимость которых ежегодно растет. И на начальном трудовом пути, и в период трудовой деятельности индивиду нужно адаптироваться в профессиональном мире, в динамике и перспективах их изменений с тем, чтобы вовремя сформировать и развить собственные компетенции, повысить собственную конкурентоспособность на рынке труда учитывая перспективы его изменения.

Во-вторых, меняются формы занятости, к примеру, фриланс, краутсорсинг, инсорсинг, гибкие формы вовлечения профессионалов в работу, дистанционная работа, проектная занятость и т.д.

В-третьих, увеличивается уровень мобильности работника, активизируется трудовая миграция. «Образование в течение всей жизни» -принцип профессиональной принадлежности, когда более четырех раз требуется менять профили рабочие. Рабочие места создаются под задачи, компетенции рабочего, под потребителя, технологию. Поэтому работнику нужно профессионально адаптироваться не только при профессиональном выборе, но и всю продолжительность труда. В итоге есть потребность в таком механизме, который бы помогал в условиях экспоненциальных тенденций своевременно связывать технологические трансформации, трансформации разделения труда и «океане» профессий, рынок труда, профессионально-личностное развитие. Данным механизмом является модернизированная концепция профориентации и профессионального самоопределения.

Развитие ИТ, роботизации и автоматизации является основой для прогнозирования развития разделения труда и трансформации профессий, содержания труда, что в свою очередь выступает базой для прогнозирования развития рынка труда и занятости населения, следовательно появляются требования к образованию и формированию компетенций.

Отставание развития цифровых навыков у рабочих приведет к отставанию России от стран-лидеров информационной экономики, к снижению конкурентоспособности национальных кадров, повышению неравенства уровня жизни домохозяйств на мировом и региональном уровнях и снижению привлекательности жизни и работы в нашей стране.

Итак, актуальность данной проблематики определяется потребностью формирования в РФ социально-экономических возможностей для высокопроизводительного труда рабочих в цифровой экономике, их постоянного развития и профессиональной реализации, высоких доходов носителей цифровых знаний и навыков, достойной жизни их домохозяйств. Это поможет сформировать в России конкурентоспособную экономику с привлекательными условиями для жизни, труда и занятости населения, обеспечить привлекательность образа России в мировой цифровой экономике, а также ее безопасность в человеческом измерении.

Литература:

Беликова, К. М. Цифровая интеллектуальная экономика: понятие и особенности правового регулирования (теоретический аспект)// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2019. - № 8 (99). С. - 82-85.

Дубов, В. С. Показатели оценки развития цифровой экономики// Наука через призму времени. - 2019. - № 7 (16).

Иноземцева, С. А. Технологии цифровой трансформации в России// Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2020. - № 1. – С. 44-47

Просмотров работы: 3