Бизнес-модели в цифровой экономике - Студенческий научный форум

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021

Бизнес-модели в цифровой экономике

Шотлаева Г.Б. 1
1Калмыцкий государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Экономика, основанная на оцифровке информации и соответствующей информационно-коммуникационной инфраструктуры, называется цифровой экономикой. Этот новый тип экономики подразумевает не только технологические, но и особенно структурные и связанные с процессом проблемы и возможности. Способ создания экономических ценностей коренным образом изменится в цифровой экономике. Развитие бизнеса, поддерживаемого информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), можно оценивать с двух разных точек зрения. Электронная торговля, воспринимаемая как использование «Сети» и ее услуг для дополнительных каналов связи, маркетинга и продаж, основанная только на очень умеренно изменившихся бизнес-моделях, указывает на эволюционный путь развития. Однако помимо этого эволюционного развития электронной коммерции стоит более революционный путь развития. Новая информационно-коммуникационная инфраструктура, которая закладывает основу для развития электронной торговли, а также применение и опыт развития электронной торговли, будут иметь более широкое воздействие на бизнес, чем просто усовершенствование каналов. Это развитие коренным образом изменит процессы и структуры внутри отраслей и между ними, а также приведет к цифровой экономике в стране. Понимание возникающих событий в этом контексте лежит в основе определения новых и соответствующих бизнес-моделей.

Бизнес-модель определяется следующим образом:

- Архитектура продукта или услуги, удовлетворяющая определенные потребности клиентов,

- Определение соответствующего бизнес-сообщества, включая описание различных агентов и их ролей и протоколов взаимодействия,

- Описание потенциальных выгод для агентов,

- Описание источника доходов.

Для того чтобы ответить на эти вопросы и разработать эффективные бизнес-модели на будущее, необходимо проанализировать и понять текущие события. Их анализ приведет к четырем основным вопросам, которые характеризуют формирующуюся цифровую экономику. Эти четыре основные темы будут кратко обсуждаться в статье: структуры, процессы, продукты, а также инфраструктуры и услуги.

Структуры

Первый вопрос охватывает меняющиеся структуры, обусловленные использованием новых инфраструктур ИКТ, таких, как Интернет и WWW. Обсуждая этот вопрос, мы сосредоточимся на межорганизационных структурах в отраслях, а также между индустрией.

В рамках этого первого вопроса можно наблюдать три основных аспекта:

1) Во-первых, деконструкции традиционных цепочек ценности. В начале обсуждения последствий "электронной коммерции" утверждалось, что клиенты будут обходить посредников и взаимодействовать со своими поставщиками напрямую. Как следствие, традиционные посредники будут исключены из цепочки ценности. Например, розничные клиенты могут получить доступ к определенным производителям непосредственно для получения информации о продукте или, кроме того, размещать заказы напрямую.

Сегодня мы знаем, что это предположение на самом деле будет иметь эффект при определенных условиях, но в большинстве случаев посредники будут частью цепочки ценности в цифровой экономике. Прямое взаимодействие между клиентами и поставщиками вовсе не является нормой в современных бизнес-заказчиков "электронной коммерции" взаимодействия.

(2) Поэтому, во-вторых, мы наблюдаем появление нового вида посредников. Это может выглядеть как противоречие на первый взгляд, но это типичное развитие в эволюции "электронной коммерции" и характеризует фундаментальные изменения в структуре промышленности.

(3) В-третьих, мы наблюдаем фрагментацию или модуляризацию предприятий. Особенно новые интернет-стартапы часто являются «компанией одного продукта», которая фокусируется на одном или только нескольких услугах или продуктах. Типичными примерами являются поставщики услуг приложений (ASP). Эти организации, которые размещают (стандартные) программные приложения на своих серверах в пределах своих собственных возможностей. Клиенты получают доступ и взаимодействуют с необходимым приложением через частные линии или через Интернет. Таким образом, компании могут сосредоточить свои ресурсы на основных компетенциях, таких как маркетинг, разработка продуктов или управление отношениями с клиентами.

Типичные примеры:

1) wm.exchanger.ru является ASP сосредоточенном на предоставлении информации о текущих курсах валюты и созданию заявок об обмене различных валют.

2) Inktomi.com предоставляет поисковую систему, которая может быть интегрирована в любое веб-приложение. Yahoo и Hotbot имеют лицензию Inktomi.

3) поставщик ERP предлагает единые модули через сеть.

Аутсорсингы бизнес-процессов (BPO) поставляют не только приложения, но и целые бизнес-процессы. Кадровые или бухгалтерские отделы часто полностью передаются через Интернет на BPO, которые часто являются небольшими начинающими компаниями.

«Управление отношениями с клиентами» является еще одной стратегией, которая приводит к сосредоточению внимания на основных компетенциях и, в свою очередь, приводит к фрагментации традиционных цепочек ценности. Эти компании предлагают набор продуктов и услуг, но не производят их самостоятельно. В качестве логического результата должны быть компании, концентрирующиеся на производстве продуктов и услуг, тем самым способные фиксировать эффект масштаба и т.д. Их часто называют «фабриками по производству продуктов». В результате всех трех упомянутых вопросов очевидно, что отраслевые структуры меняются; одним из возможных результатов может быть - и должны быть - значение веб, как структуры, как анализируется в (Selz, 1999) [1].

Сетевые структуры являются следствием сосредоточения внимания на основных компетенциях и делают сотрудничество с другими партнерами абсолютно необходимым.

Конечно, различные формы координации могут применяться на различных частях сети, например, иерархические отношения, такие как контракты на поставку в одной части сети, рынок, как структуры, как аукционы в других частях. Эти «пути создания ценностей» в сети значений, как структура, часто устанавливаются только в течение ограниченного времени.

Процессы

Этот пример приводит к третьей серьезной проблеме, процессам.

1) Обратные процессы создания ценностей. Все больше и больше процессов создания стоимости инициируются и управляются клиентами и особенно их основными потребностями. Клиенты выражают свои индивидуальные потребности во время взаимодействия со специализированными посредниками или даже производителями напрямую.

2) Тогда становится очевидным, что способ взаимодействия компаний с рынком и, особенно с клиентами должен меняться. Клиенты все чаще рассматриваются как физические лица, а не просто часть сегмента рынка. Кроме того, важно понимать, что клиенты часть общин. Такие понятия, как индивидуализация, персонализация и массовая настройка характеризуют эти цели и развитие.

3) Третьим аспектом при обсуждении меняющихся процессов в цифровой экономике являются механизмы координации, подобные формирующимся рыночным. Интернет-аукционы являются наиболее заметными из них сегодня. Они появляются в различных формах с использованием различных механизмов аукциона, таких как английский или голландский аукцион.

Товары

Третий вопрос - товары.

Сегодня, особенно в информационно интенсивной продукции, содержание может быть разъединено от его соответствующего контекста и инфраструктуры, например, если Вы посмотрите на газету, то ее содержание, новости, объявления появляются в определенном контексте, который поставлен через определенную физическую инфраструктуру.

На основе новой инфраструктуры ИКТ можно перенастроить каждый модуль продукта в очень гибкие и различные контексты и в сочетании с практически любым другим контентом или услугой.

Например, последним новостям дня можно получить доступ, используя почти неограниченное число вебсайтов. Объявления доступны также через несметное число вебсайтов, предлагающих сложный поиск и другие функции. Объявления появляются как баннеры на почти каждом вебсайте. Кроме того, соответствуя потребностям клиента, содержание из различных источников может быть соединено в единое целое на определенных вебсайтах. Как, например, Lenta.ru (сайт с новостями), на котором можно индивидуализировать появляющиеся статьи в вашей ленте.

И, кроме того, другая продукция или компоненты продукта могут быть объединены в деловых приложениях. Типичные примеры - услуги логистики или оплаты. В сфере платежных услуг они уже не являются самостоятельным продуктом, а являются неотъемлемой частью бизнес-приложения.

Инфраструктура

Для захвата новых видов процессов создания стоимости и структур, позволяющих новый тип продуктов технических платформ в смысле инфраструктуры необходимы. Эти платформы обеспечивают технические средства, позволяющие реализовать бизнес-модель отдельного бизнес-сообщества. В настоящее время, особенно в области бизнес для бизнеса (B2B), специализированные рынки B2B появляются для различных отраслей, которые предназначены для удовлетворения потребностей различных агентов соответствующего бизнес-сообщества. Как и традиционный рынок, электронный рынок нуждается в рыночных услугах для поддержки желаемых функций рынка. Типичными рыночными услугами являются услуги по заключению контрактов, доверию, оплате, логистике или сертификации. Эти услуги должны быть доступны в качестве общего сервиса, который может использоваться каждым участником на рынке и, таким образом, должен рассматриваться в качестве важных элементов инфраструктуры рынка.

Выводы

Для создания бизнес-моделей для цифровой экономики необходимо проанализировать контекст с точки зрения компании или отрасли, применяя разработанную структуру.

Основные вопросы, которые должны быть заданы:

Структуры: Какова будущая структура определенной отрасли?

Процессы: Как будут выглядеть процессы создания ценностей?

Продукты: Каковы основные потребности клиента и соответствующие элементы продукта/услуги для того, чтобы служить им?

Инфраструктура: Какие услуги необходимы для конкретного рынка, выступающего для отдельного бизнес-сообщества?

Ответы на эти вопросы обеспечат элементарные строительные блоки для создания бизнес-моделей для развивающейся цифровой экономики

Списоклитературы

Dorian Selz ″Value Webs: Emerging Forms of Fluid and Flexible Organizations: Thinking, Organizing, Communicating, and Delivering Value on the Internet″. 1999.

Просмотров работы: 373