Введение
Сегодня новые цифровые технологии, инновационные бизнес-модели проникают во все сферы экономической жизни общества, воздействуя на саму сущность экономики, формируя в ней качественные структурные изменения. Можно согласиться с мнением, высказанным многими исследователями что благодаря цифровизации и другим технологическим изменениям человечество вступило в новую эру глобальных изменений. Цифровая Экономика сегодня воспринимается многими как панацея, а ее ускоренное развитие-как способ решения практически всех существующих проблем. Это нашло отражение и в взрывном росте интереса к "цифровым" проблемам в социально-экономических и гуманитарных исследованиях, и в публичном дискурсе, в том числе в высказываниях влиятельных политиков, и в правительственных документах. Но следует понимать, что не существует “лекарства от всех болезней”. И цифровая экономика не может быть панацеей в современной России, да и в мире в целом. Его развитие, на наш взгляд, следует рассматривать в контексте других трансформаций, которые переживают современное общество и экономика, в тесной связи с ними. А для этого - более детально изучить его системные свойства, а также возможности практического использования его инструментов в хозяйственной практике.
Риски и угрозы цифровой экономики, пути их преодоления.
Следует отметить, что, как и любое другое масштабное явление, развитие цифровой экономики связано не только с положительными последствиями, но и с различного рода рисками и угрозами.
Существует два основных источника этих эффектов.
Во-первых, это появление новых видов рисков и угроз, присущих цифровой экономике и основанных на ее технологических особенностях.
Во-вторых, при переходе к цифровой экономике происходит институциональная трансформация, которая сама по себе, независимо от ее причин и характера, является мощным дестабилизирующим фактором устойчивого и успешного социально-экономического развития.
Рассмотрим некоторые негативные последствия развития цифровой экономики (детальный и полный анализ актуальных и перспективных рисков и угроз является самостоятельной исследовательской проблемой и может стать предметом отдельного научного исследования):
• рост киберпреступности. Например, по данным Microsoft, в первом квартале 2017 года 14,8% компьютеров в России подверглись воздействию вредоносного программного обеспечения (в мире в целом этот показатель составил 9%);
• технологическая уязвимость создаваемой цифровой инфраструктуры. В качестве примера можно привести вышеупомянутый мартовский блэкаут в Венесуэле или типичные (к сожалению) ситуации массовой эвакуации автомобилей для крупных российских городов из-за неработающего сервиса оплаты парковки, возврата в “живую” очередь в случае сбоев в системах электронной очереди в госорганах и др.;
• быстрое устаревание оборудования и, как следствие, наличие проблемы его утилизации. Если проблема утилизации ядерных отходов находится в центре общественного внимания и достаточно серьезного законодательного регулирования, то проблема обращения с "электронными отходами" поднимается редко [18]. Между тем, по данным ООН, ежегодно в мире производится до 100 млн. “Электронные отходы”, не более 20% от этого объема перерабатываются в соответствии с экологическими требованиями. С развитием цифровой экономики ее вредное воздействие на окружающую среду будет возрастать;
• рост технологической зависимости от зарубежных поставщиков и, как следствие, ослабление технологической и экономической безопасности как на уровне страны в целом, так и на уровне отдельных отраслей и предприятий.
Серьезным сдерживающим фактором для развития цифровой экономики являются кадровые ограничения в Российской Федерации. Так, по данным Фонда развития интернет-инициатив, к 2027 году российская экономика будет испытывать дефицит примерно в 2 миллиона долларов.
IT-специалист. При этом на конец 2016 года в России насчитывалось около 1,9 млн ИТ-специалистов (2,4% трудоспособного населения; аналогичный показатель для США, Германии и Великобритании - 4,3%). Сейчас в нашей стране ежегодно выпускается около 60 тысяч ИТ-специалистов, и чтобы ликвидировать дефицит кадров, необходимо ежегодно набирать на обучение около 40 тысяч человек. Но это нельзя делать “механически”, нужно развивать инфраструктуру образования, готовить новых учителей и т.д. Перечисленные и многие другие риски, угрозы и проблемы развития цифровой экономики требуют принятия мер по их нейтрализации. К сожалению, это невозможно сделать быстро и исключительно за счет ресурсов государства (поскольку задача развития цифровой экономики позиционируется как национально значимая). Необходимы комплексные усилия с использованием как государственных, так и частных ресурсов.
Среди приоритетных задач, определяющих направления деятельности, на наш взгляд, можно выделить:
1) стимулирование создания и развития бизнеса, ориентированного на цифровую экономику. В России уже работает ряд компаний, которые могут быть признаны мировыми лидерами в своих сегментах цифровой экономики ("Лаборатория Касперского", ABBYY, Parallels, Luxoft, Яндекс и др.). Государство может оказывать им адресную поддержку: предоставлять гарантии по банковским кредитам, в том числе экспортным, компенсировать часть затрат на патентование, формировать целевые инвестиционные фонды, оказывать поддержку через механизм госзакупок и т.д.;
2) дополнительная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в создании цифровых технологий, платформ и предоставлении цифровых услуг. Это может быть достигнуто, например, путем предоставления определенных стимулов соответствующим компаниям (например, в отношении страховых выплат или налоговых платежей), которые развивают цифровые технологии, создавая здоровую конкуренцию между такими компаниями, обеспечивая их заказами и стандартами, которым должен соответствовать конечный продукт;
3) формирование и масштабирование цифровых платформ по основным направлениям экономики. Сейчас в России и многих других странах появляются порталы предоставления государственных и муниципальных услуг, площадки для осуществления платежей, налоговые органы переходят на получение электронной отчетности, внедряется использование пластиковых карт для социальных выплат и т.д. Следует отметить, что существуют значительные проблемы, связанные с внедрением ИТ в местное самоуправление. Сами муниципалитеты, учитывая субсидирование их большинства, не в состоянии решить эти проблемы, им нужна особая поддержка для их цифровизации со стороны региональных и федеральных властей;
4) увеличение объемов подготовки ИТ-специалистов (мы уже указывали приоритетность этого направления деятельности);
5) формирование отраслевых, региональных и общегосударственных систем обеспечения кибербезопасности. В частности, необходимо доработать законодательство о борьбе с киберпреступностью, создать подразделения защиты в правоохранительных органах, разработать безопасные технологические решения, обеспечить взаимодействие всех участников глобальной цифровой экономики. Однако следует помнить, что безопасность не должна препятствовать росту и развитию технологий. Необходимо укреплять межстрановой обмен информацией в области кибербезопасности.
Заключение
Цифровая экономика - это новый тип экономических отношений, который уже присутствует во всех секторах мирового рынка и активно развивается. Цифровая экономика в скором времени может стать ведущим сегментом, драйвером роста и развития экономической системы в целом. Это связано с тем, что цифровая экономика имеет некоторые преимущества перед материальными товарно-денежными биржами, такие как скорость доставки товаров или почти мгновенное предоставление услуг. Еще одним преимуществом цифровой экономики является более низкая стоимость производства и выполнения транзакций. Одним из ключевых преимуществ цифровой экономики перед традиционной является то, что электронные товары практически неисчерпаемы и существуют в виртуальном виде, в то время как материальные блага почти всегда ограничены в количестве и получить к ним доступ гораздо сложнее. Сегодня электронная экономика уже выходит за рамки чисто экономических процессов. Цифровизация внедряется в социальные процессы, от нее все больше зависит успешная жизнь людей, кроме того, происходит масштабное внедрение цифровых технологий в работу государственных организаций и структур. Усилия по цифровизации России базируются на стратегии развития информационного общества и положениях государственной программы "Цифровая экономика". В этих документах осуществлялось целеполагание и устанавливались основные механизмы цифровой трансформации российской экономики, а также определялись источники и объемы финансирования планируемых к реализации мероприятий. Если рассматривать ситуацию в целом, то по уровню развития цифровой экономики Россия не занимает лидирующих позиций, но уверенно удерживает себя в группе стран-лидеров, улучшая свои позиции из года в год. В то же время конкуренция в рассматриваемой сфере остается очень жесткой, поэтому нельзя останавливаться на достигнутом, необходима совместная работа государства и бизнеса для дальнейшего развития цифровой экономики. В этой деятельности необходимо учитывать ряд проблем, рисков и угроз, выделенных в статье, чтобы сосредоточить ресурсы и усилия на их нейтрализации.
Литература
1. Асаул В. В., Михайлова А. О. обеспечение информационной безопасности в условиях формирования цифровой экономики // теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 4 (38). С. 5-9. 2. Беляков К. С. Цифровая экономика России: проблемы и перспективы // Информационное общество: состояние, проблемы, перспективы: материалы V ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2017, С. 249-250. 8. Кулик А. М., Коряков Д. П. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей по итогам Международной научно - практической конференции. Тюмень, 2018. С. 189-192. 9. Курбанов А. Х., Курбанов Т. Х. Применение современных цифровых технологий в логистике // развитие региональной экономики в условиях цифровизации: сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Чеченский государственный университет". Грозный, 2018, с. 683-688. 10. Минаков В. Ф., Шуваев А. В., Лобанов О. С. влияние цифровой конвергенции в экономике // Вестник Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. Дело № 2 (110). С. 12-18. 11. Петриченко О. В., Рукинов М. В. Анализ экономической безопасности страны с учетом функционирования "электронного правительства" // теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 4 (38). С. 10-13. 2019 12. Плотников В. А. цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Вестник Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. Выпуск № 4 (112). С. 16-24. 13. Полянин А. В., Докукина И. А. трансформация социально-экономических отношений на основе цифровизации бизнес-пространства // трудовые и социальные отношения. 2018. Выпуск № 6. С. 16-27. 14. Прокопьева Т. В., Прокопьев А. В., Попова А. Ю. Цифровая экономика - взгляд в будущее // Открытые инновации: СБ. Искусство. V Международная научно-практическая конференция. Пенза, 2018, с. 97-101. 15. Пшеничников В. В. перспективы и риски использования электронных денег в условиях цифровизации экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 1 (109). С. 39-45. 16. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография / Андреева Г. Н., Бадальянц.