ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧАЩИМИСЯ 13-15 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИМИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧАЩИМИСЯ 13-15 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИМИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Ленин Д.В. 1
1С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В настоящее время наиболее актуальной проблемой выступает охрана здоровья подрастающего поколения. Начало школьного обучения характеризуется снижением общей двигательной активности. Недостаточность активности уже в начальный период обучения составляет 35–40%, а в старших классах школы – 75–85% [6]. Школьное обучение занимает период 9–11 лет – наиболее интенсивный период развития всех систем организма, и, поэтому, в школе должны создаваться условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья школьников.

Согласно Федеральному Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» ответственность за жизнь и сохранность детей, укрепление здоровья детей и забота о нем - одна из главных задач школы [18]. В Федеральных государственных образовательных стандартах отражены вопросы сохранения и развития здоровья учащихся, поэтому школа должна пройти путь в направлении создания инновационных здоровьесберегающих технологий [12;13]. При признании необходимости использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы, на современном этапе можно констатировать недостаточную методическую разработанность включения оздоровительных технологий в образовательный процесс на уроках физической культуры. При этом наиболее слабым звеном является реализация оздоровительных технологий в средних классах школы. Основное внимание в научных исследованиях уделяется развитию физических качеств спортсменов в возрасте 13–15 лет. В то же время, данный период онтогенеза характеризуется как завершающий период подросткового возраста. В этот период, с одной стороны, отмечается неравномерность развития роста и массы тела, всех физиологических систем организма [1;14], с другой – сенситивность развития всех физических качеств [2; 7;11; 16; 20; 21]. Кроме того, вопросы здоровья и физического развития учащихся 8–9 классов связаны с последующим изменением социальной ситуации развития: в 10–11 классах учебная деятельность взаимосвязана с ориентацией на выбор профессии, некоторые школьники после 9 класса поступают в учебные заведения профессионального образования. Во всех случаях увеличивается учебная нагрузка, которая требует высоких адаптивных сил организма.

Вместе с тем результаты многих исследований подчеркивают влияние природно–климатических и экологических условий как на состояние здоровья, так и на физическое развитие учащихся средней школы [3;17; 22]. Особые трудности адаптации к школьному обучению на всех его ступенях отмечаются у детей и подростков, проживающих в условиях Севера. В первую очередь это связано с климатическими условиями, которые предъявляют дополнительные требования к растущему организму, а именно к таким его системам, как сердечно-сосудистая, дыхательная [4; 8; 17].

Современные цели физкультурного образования имеют выраженную переориентацию с улучшенной физической подготовленности на формирование личностных и социальных качеств обучающихся, физкультурную образованность [9; 10; 23]. Викторов Д.В., Смирнова Л.В., Целищева Е.И. включают в систему физкультурного образования следующие компоненты: учебно-воспитательный процесс с использованием современных оздоровительных технологий на основе совокупности фундаментальных и специальных знаний, умений и навыков; теоретические и практические виды деятельности, определяющие направленность физического воспитания как педагогического процесса в целом; методы и формы работы, посредством формирования интереса и потребности в здоровье; результат эффективности педагогической системы физкультурного образования, характеризующий достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью; авторские и вариативные программы физической культуры [5]. Таким образом, в настоящее время выражена оздоровительная направленность физического образования.

Оздоровительная физкультура использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека. Задачами оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение стимула сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды (иммунитет), предупреждение заболеваний и т. д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней, и доступны всем здоровым людям.

Реализация оздоровительной физической культуры осуществляется посредством оздоровительных технологий. Физкультурно-оздоровительная технология – это способ реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия и на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления. Физкультурно–оздоровительные технологии направлены на физическое развитие обучающихся. К ним относятся закаливание, тренировка силы и выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого [15].

Основным средством реализации оздоровительной технологии являются средства двигательной направленности – это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Единицей средств оздоровительной технологии являются упражнения, оздоровительный эффект которых проявляется в нормализации процессов управления и регуляции прежде всего в триаде: центральная нервная система – гормональная система – иммунная система; в улучшении регуляции трофических и обменных процессов в клетках; в активизации синтезирующих процессов в тканях [19].

Последовательность и систематичность реализации оздоровительной технологии обеспечивается программой, в основу построения которой положены следующие положения:

– этапность реализации программы;

– учебно-воспитательный процесс должен иметь оздоровительно профилактическую направленность и способность к формированию интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

– средства и методы физического воспитания должны быть адекватны личностным особенностям занимающихся, отвечать их интересам и способствовать коррекции физического и психоэмоционального состояния.

В настоящее время разработаны и апробированы программы разнообразных оздоровительных технологий. Преимущество отдается программам оздоровительных технологий общей направленности, то есть, позволяющих решать комплекс частных задач оздоровления: восточные практики, авторские комплексные системы оздоровления (система естественного оздоровления П. Брегга, система здоровья Кацудзо Ниши, программа аэробного оздоровления организма К. Купера), оздоровительные технологии на основе дыхательных упражнений (парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, методика волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко, система трехфазного дыхания О. Г. Лобановой).

На данном этапе актуальной остается проблема определения эффективных оздоровительных технологий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, максимально способствующих эффективному развитию физических качеств, сохранению и укреплению здоровья учащихся, повышающих интерес подростков к занятиям физической культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических ин–тов [Текст] / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.

2. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека [Текст] / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.

3. Бальсевич, В.К. Педагогическая реализация результатов мониторинга физической подготовленности школьников 9-10 лет в условиях Западной Сибири [Текст] / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 6.– С.18-20.

4. Бойко, Е.Р. Закономерности метаболизма у человека в условиях Крайнего Севера. Физиологические закономерности гормональных, метаболических, иммунологических изменений в организме человека на Европейском Севере [Текст] / Е.Р. Бойко, Ф.А. Бичкаева. – Сыктывкар: Коми научный центр, 1997. – С. 34–44.

5. Викторов, Д.В. Структурно–функциональная модель физкультурного образования [Текст] / Д.В. Викторов, Л.В. Смирнова, Е.И. Целищева // Актуальные вопросы современной науки. – 2015. – № 40. С. 82–91.

6. Вотякова, Т.В. Русская лапта в контексте олимпийского образования и здорового образа жизни [Текст] / Т.В. Вотякова // Инновации и перспективы физической культуры и спорта в современном обществе: Материалы III студенческой заочной Международной научной конференции в 2– томах. – Иркутск: ФГБОУ НИ ИрГТУ, Том I.– 2014. – С. 33–37.

7. Гужаловский, А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза, ее значение для теории и практики физического воспитания [Текст] / А.А. Гужаловский. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – С. 211-223.

8. Евдокимов, В.Г. Модулирующее влияние факторов Севера на кардиореспираторную систему человека в онтогенезе [Текст] / В.Г. Евдокимов, О.В. Рогачевская, Н.Г. Варламова. - Екатеринбург: УрО РАН, 2007. - 257 с.

9. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2010. — 320 с.

10. Лукьяненко, В.П. Современное состояние и концепция развития общего среднего физкультурного образования в России / В.П. Лукьяненко ; М-во образования Рос. Федерации, Ставропольский гос. ун-т. – Ставрополь :, 2002. – 311 с.

11. Никитушкин, В.Г. Легкая атлетика в школе [Текст]: учеб. пособие / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов. – Воронеж: Истоки, 2007. – 603 с.

12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/

13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/ дата обращения 16.03.2020).

14. Прищепа, И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие [Текст] / И.М. Прищепа. – Минск : Новое знание, 2006. –416 с.

15. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе: Методическое пособие [Текст] / Н.К.Смирнов. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121с.

16. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учеб. / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528 с.

17. Солонин, Ю.Г. Влияние экологического фактора на функциональное состояние подростков [Текст] / Ю.Г. Солонин, Е.Р. Бойко, Н.Г. Варламова и др. // Физиология человека. – 2008. – Т. 34. – № 3. – С. 98–105.

18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273–ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 16.03.2020).

19. Физкультурно–оздоровительные технологии [Текст]: курс лекций / сост. И. А. Ивко. – Омск : Изд–во СибГУФК, 2009. – 152 с.

20. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст]: пособие / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

21. Чуйко, Ю.И. Физическая культура в общеобразовательной школе: теория, методика, практика [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ю.И.Чуйко. – Краснодар: КГАФК, 2003. – 230 с.

22. Щетинина, С.Ю. Физическая подготовленность школьников Северных сельских районов [Текст] / С.Ю. Щетинина // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. – Ставрополь, 2007. – С. 93-94.

23. Werner, P. Teaching Games for Understanding: Evolution of a Model / P. Werner, R. Thorpe, D. Bunker // Journal of Physical Education, Recreation and Dance. – 1996. – vol. 67. – Р. 28–33.

Просмотров работы: 29