Разработка виртуального тура "Дорога к успеху" для средней школы - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Разработка виртуального тура "Дорога к успеху" для средней школы

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образование начинается в дошкольном образовательном учреждении, и продолжается в школе. На сегодняшний день существует множество учебных заведений со своими индивидуальными преимуществами, практически невозможно в полной и детальной форме описать эти характеристики.

Помимо того, что школы, лицеи, гимназии имеют свое направление в обучении и подготовке выпускников, зачастую это зависит в выборе будущей профессии. Поэтому, эту проблему может решить интеграция на сайт образовательного учреждения популярного средства в сфере рекламы, так называемого виртуального тура. Особенностью виртуальных туров является то, что посредством объемных панорам удается в детальном формате передать все имеющиеся возможности образовательного учреждения.

Виртуальный тур является эффективным инструментом на рынке, в том числе рынке образования. Он позволяет показать потенциальному участнику образовательных отношений объект особым образом. К достоинствам 3D–панорамы, в отличии от обычной фотографии, можно отнести то, что она охватывает большую часть пространства и пользователь сайта может рассмотреть всё вокруг точки съёмки, поскольку каждая панорамная фотография охватывает 360 градусов обзора. Просмотр 3D–панорамы создает «эффект присутствия» в точке съемки. На основе панорамных фото собираются связанные между собой переходы.

Сегодня существуют устройства (фотоаппараты, смартфоны, планшетные компьютеры), самостоятельно собирающие отснятые кадры в сферическую панораму. Однако для создания качественных панорам рекомендуется съемка на цифровой фотоаппарат с последующей склейкой отдельных кадров в специальных компьютерных программах. Чтобы начать обрабатывать серию кадров, нужно выбрать подходящую программу. Максимальное отличие между вариантами состоит в том, где проходит граница между автоматикой и гибкостью. Вообще говоря, полностью настраиваемая программа сборки всегда достигает лучшего качества, чем автоматические пакеты, но это может означать также перебор по затратам технических усилий или времени.

Для выбора подходящей программы было отобрано 4 наиболее популярные и распространенные — это Microsoft Image Composite Editor, Autopano Pro, PTGui, PanaVue Image Assembler. Рассмотрим среды для монтажа панорамы в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение программ по монтажу панорам

Наименование программы

Язык интерфейса

Функциональные возможности

Стоимость программы

Autopano Pro

Русский

Позволяет загружать несколько групп изображений одновременно и

каждый проект склеивать в нескольких вариантах. При желании панораму можно растянуть, изогнуть или увести в одну

из девяти предлагаемых проекций.

Программа подходит по всем параметрам.

$212

Можно скачать пробную версию, которая будет работать 15 дней.

PTGui

Английский

Подходит как для начинающих пользователей, так и для продвинутых. Имеет множество надстроек.

При неудачном автоматическом склеивании нужно вручную настраивать контрольные точки.

В отличие от Autopano Pro, склейщик подразумевает последующую работу с Photoshop.

$173

PanaVue Image Assembler

Английский

Подходит для начинающих пользователей, есть подробная система подсказок.

$147

Microsoft Image Composite Editor

Английский

Утилита автоматически составляет панорамы из предложенных

снимков, поддерживает различные типы движения камеры, имеет специальный алгоритм смешивания экспозиции, неограниченный размер изображения, удаляет виньетирование линз, автоматически обрезает изображения по

максимальной площади, содержит несколько проекций панорамы: плоская,

цилиндрическая, сферическая и многое другое. Р

Бесплатно

Проанализировав вышеперечисленные программы, выбор остановился на PTGui (версия 10.0.7), так как имеет достаточное количество понятных функций, в том числе для начинающего пользователя. Данный продукт стабилен в работе, не запрашивает большого количества ресурсов от ПК, обладает всеми необходимыми функциями для сборки панорамы, в том числе вручную, что обеспечит наиболее качественную работу.

Рис. 1. PTGui Pro 10.0.7

При монтаже виртуального тура («склеивании» панорам) также важно подобрать программу. Сравнение по тем же критериям нескольких популярных программных решений приведено в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение программ по монтажу виртуальных туров

Наименование программы

Язык интерфейса

Функциональные возможности

Стоимость программы

Tourweaver

Английский

Поможет создавать полноэкранные интерактивные виртуальные туры с картами, хотспотами, информацией об организации, динамичным текстом, появляющимися изображениями для определенных сцен, радарами и url- ссылками.

$ 101

Pano2VR

Английский

Программа для создания сферических и цилиндрических 3D-панорам, а также для создания на их основе виртуальных туров со всевозможными эффектами и переходами.

Позволяет сохранять созданные панорамы в разных форматах. Поддерживается работа с большинством графических форматов.

$ 145

Kolor Panotur Pro

Английский

Создание сложных объектов, добавление сферических панорам, создание стартовой заставки, системы меню, интерактивной карты помещения, панели управления воспроизведением виртуального тура.

$ 62

Было принято решение, исходя из цены, так как по функциональным особенностям программы практически ничем не отличались друг от друга. Kolor Panotur Pro (версия 2.5.1) простая в использовании программа, несмотря на английский интерфейс (рис. 2): все нужные функции находятся интуитивно. Лицензия на одного пользователя.

Рис. 2. Kolor Panotur Pro 2.5.1

Программные решения для создания виртуального тура найдены, следующее действие: разработка виртуального тура для средней школы.

Разработка виртуального тура должна сопровождаться техническим заданием, разработанным после встречи с заказчиком — директором школы.

Главной целью данного виртуального тура должна соответствовать идеям организации, для которой он создается. В данной школе в новом учебном году в ход вступает профильное обучение на базе СОО, а значит следует уделить особое внимание специализированным кабинетам, показать достоинства, имеющееся оборудование.

Важной частью создания виртуального тура является съемка объекта. Это самый ответственный процесс, так как от его результата будет зависеть качество панорам и впечатления от виртуального тура в целом.

Для фотосъемки панорам был выбран цифровой фотоаппарат Canon модели EOS 600D с объективом 135 мм, съемка с разрешением 18 Mpix, с автоматической вспышкой. Чтобы сцена получилась без искажений используется штатив-трипод, высота 1,06 м (рис. 3).

Рис. 3. Фотоаппарат Canon EOS 600D 18-135 и штатив-трипод HAMA Star

Настраиваем фотоаппарат на сюжетный режим «Пейзаж». Он является автоматическим, но может поддаваться корректировке, исключением является использование вспышки. Для съемки в помещении этот режим подошел лучше, чем все остальные имеющиеся.

Необходимо учитывать такие моменты, как площадь объекта, угол наклона, освещение внутри помещения, погодные условия, расстояние между фотоаппаратом и объектом.

Количество фотографий, которые требуются для создания цилиндрической фотографии зависит от фокусного расстояния объектива, физического размера матрицы фотоаппарата и процента перекрытия соседних кадров. В результате получается ряд фото, формирующих единую сцену (рис. 4).

Рис. 4. Этап съемки в создании виртуального тура (кабинет физики)

Следующий этап: непосредственная сборка панорамы из фотографий. Чтобы получить цилиндрическую панораму из серии снимков, необходимо запустить PTGui, загрузить все фото с помощью «Load image..».

Рис. 5. Загрузка снимков в PTGui

Затем фотографии должны пройти автоматическую обработку с помощью программы. Выбираем «Align image...»: на этом этапе происходит анализ контрольных точек, благодаря которым программа распознает, в каком месте нужно склеивать изображения. Даже если программа не выдает ошибок, необходимо проверить правильность расположения всех точек во избежание потери части изображения, качества и т.д. (рис. 6).

Рис. 6. Найденные в ходе анализа контрольные точки изображений

После коррекции контрольных точек, добавления новых, выбираем в меню «Create panorama». Предварительно проверяем настройки размеров, местоположение, формат файла готовой панорамы. Стандартные настройки устраивают (рис. 7).

Рис. 7. Настройка панорамы перед окончательной сборкой

Сборка панорамы кабинета физики прошла успешно (ри. 23).

Рис. 8. Цилиндрическая панорама кабинета физики

Повторяем те же действия для сборки панорам кабинетов информатики, биологии, химии, а также лестничной площадки — главной страницы — откуда будет начинаться будущий виртуальный тур.

Чтобы виртуальный тур эстетически был красивым, проверим, все ли изображения верно склеились. Для этого воспользуемся программой Adobe Photoshop CS3. Открываем любую из получившихся панорам, например, кабинета физики. Далее нужно использовать «Фильтры — Искажение — Полярные координаты».

Рис. 9. Полярная проекция панорамы кабинета физики

Из изображения видно, что панорама действительно собралась успешно. Проведем подобное тестирование со всеми панорамами.

Теперь, когда панорамы для виртуального тура готовы, переходим к следующему этапу разработки — сборка самого виртуального тура. Для этого нам понадобится программа Kolor Panotour Pro. Необходимо сразу же сохранить проект, во избежание системных ошибок при публикации на сайте имя проекта и папки — на латинской раскладке. Далее добавим отредактированные панорамы через вкладку «ToorAdd Panorama». Результат выполненных действий можно увидеть на рисунке 10.

Рис. 10. Создание проекта виртуального тура в Kolor Panotour

Проводим процедуру сборки тура для отладки работы проекта: «TourBuild tour», и запускаем его: «TourView last built tour». Открывается одна из страниц в браузере по умолчанию, в нашем случае — это стандартный Microsoft Edge. Для полноценного виртуального тура необходимо добавить навигацию с помощью горячих точек — переходов.

Меняем местоположение панорам в той очередности, в которой объекты располагаются согласно реальности и документации: «Tour — Order» (рис. 11). Первая страница — главная, и в нашем случае это лестничная площадка («Лестница»).

Рис. 11. Определение порядка панорам в виртуальном туре

Добавим панель навигации, с помощью которой пользователь сможет ориентироваться в пространстве при помощи стрелок по горизонтали (так как наши панорамы цилиндрические, а не сферические, то не будем включать управление стрелками по вертикали); масштабировать фотографию (увеличить или уменьшить); управлять раскрывающимся списком с доступными для просмотра кабинетами (скрыть или показать); управлять картой (карта учебных помещений школы, составленная на основании плана эвакуации школы, на которой отображается ваше местоположение, по желанию можно скрыть данную карту); скрыть панель навигации для просмотра панорамы и развернуть ее в исходное положение. Цвет кнопок «грейж»: по усмотрению заказчика. Такая панель навигации встраивается в виртуальный тур как отдельный модуль: «StyleLoad presed… — Color iControlLoad», выбираем из списка «iControl Bar», устанавливаем местоположение по центру снизу (рис. 12).

Рис. 12. Добавление навигационной панели

Сгруппируем панорамы, загруженные в программу. Всего 4 специализированных кабинета: информатики, физики, биологии и химии. Они находятся на одном этаже и в одной рекреации, что делает удобным группировку. Возвращаемся на вкладку «Tour», выделяем все изображения, нажимая правую кнопку, кликая на «Merge in a groop».

Рис. 13. Группировка панорам по местоположению кабинетов в школе

Добавим еще один модуль на вкладке «Style»: «Panorama Combobox». Расположим его слева сверху. Это раскрывающийся список: задаем настройку для отображения всех созданных групп и панорам. Данная функция удобна, когда в здании много этажей.

Рис. 14. Модуль «Panorama Combobox»

Подключаем хотспоты — в переводе с английского языка «горячие точки», или переходы между объектами, в данном случае — между панорамами кабинетов. Для их добавления переходим на вкладку «Tour», выбираем главную панораму «Лестница» на панели. Для указания хотспотов нажимаем на «Add Polygon». Выделяем области для переходов: это будут двери кабинетов, а с лестничной площадки укажем ссылки со стороны первой рекреации. После проделанной процедуры указываем в окне «Actions Parameters», на какую панораму ссылается данная область (рисунок 15). Данную процедуру проделываем с каждой панорамой.

Рис. 15. Подключение хотспота между лестничной площадкой и кабинетом информатики

Добавим карту на вкладке «TourFloor plan». С помощью инструмента «Add Point» наносим на карту точки, соответствующие нашему местонахождению во время фотосессии. Присваиваем каждой точке свою панораму.

Рис. 16. Настройка карты местоположения в пространстве

Точки настроены: подключим модуль на вкладке «StyleMapsFloor plan» для отображения карты в виртуальном туре, и произведем настройку. Карта будет находиться сверху справа. Подключаем настройку «Вписать план в контейнер» через меню «Advanced», и пульсирующую анимацию метки местонахождения пользователя.

Рис. 17. Модуль «Floor plan»

Виртуальный тур готов. Теперь осталось опубликовать его на сайте школы. Для этого копируем папку с data–файлами проекта и html–файл виртуального тура на хостинг.

Вставляем на страницу код с указанием размеров и ссылки на html-файл виртуального тура. В данном коде ссылка — это адрес главной страницы, где параметры «Width» и «Height» отвечают за ширину и высоту контейнера соответственно, в котором будет отображаться виртуальный тур.

Рис. 18. Публикация виртуального тура на сайте школы

Таким образом, был создан виртуальный тур по специализированным кабинетам средней школы, размещенный на официальном сайте на отдельной вкладке.

На сегодняшний день любая отрасль экономики в социально-культурной сфере, в том числе образование, тесно связана с развитием инновационных технологий. Виртуальные туры являются перспективным направлением для развития менеджмента организации, не только как самостоятельный продукт, но и как средство стимулирования сбыта, презентации товара или услуги и рекламы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Клименко, Е.В. Виртуальные путешествия: технология создания и анализ средств / Е В. Клименко, Е. Б. Смирнов — Текст : электронный. // Информационно-библиотечный центр ТюмГУ : [сайт]. — URL: https://docplayer.ru/26063060-Obektom-issledovaniya-yavlyaetsya-process-sozdaniya-virtualnyh-puteshestviy-s-effektom.html (дата обращения 16.01.2020).

Морозова, Е. С. Технология создания виртуальных интерактивных туров / Е. С. Морозова, В. В. Лавров — Текст : электронный. // Электронный научный архив УрФУ : [сайт]. — URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/33538/1/tim_2012_71.pdf (дата обращения 09.01.2020).

Платунова, Е. В. Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся / Е. В. Платунова // Научный журнал «Молодой ученый» : [сайт]. — 2017. — № 14. — 25–27 с. — URL: https://sibac.info/studconf/hum/lviii/84486 (дата обращения: 17.12.2019).

Сербенюк, Т. И. Основные этапы создания виртуальных туров / Т. И. Сербенюк, Р. И. Чеботарев — Текст : электронный. // Семинар «Молодежная школа» : [сайт]. — URL: https://docplayer.ru/43726271-Osnovnye-etapy-sozdaniya-virutalnyh-turov.html (дата обращения 05.01.2020).

Kolor Panotour Pro. Покупка лицензионного ПО на 1 пользователя : сайт. — 2020 — URL: https://www.syssoft.ru/Kolor/Panotour/ (дата обращения 11.01.2020). — Режим доступа : для авторизир. пользователей. — Текст : электронный.

Виртуальные 3D туры и панорамные фотографии: вопросы и ответы : сайт. — 2020 — URL: http://tur-360.ru/pages/faq/ (дата обращения 17.01.2020). — Режим доступа : свободный. — Текст : электронный.

Виртуальный тур : сайт. — URL: http://businesspanorama.ru/virtual_tours (дата обращения 17.01.2020). — Режим доступа : свободный. — Текст : электронный.

Как создать виртуальный тур с переходами : сайт. — URL: http://pavelbogdanov.ru/12-2015/kak-sozdat-virtualnyj-tur-s-perexodami.html (дата обращения 17.01.2020). — Режим доступа : свободный. — Текст : электронный.

Теоретические аспекты виртуального туризма : сайт. — 2020 — URL: https://studbooks.net/turizm/teoreticheskie_aspekty_virtualnogo_turizma (дата обращения 17.01.2020). — Режим доступа : свободный. — Текст : электронный.

1

Просмотров работы: 55