ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ФРАНЦИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ФРАНЦИИ

Бородина К.В. 1
1ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье раскрыты основные черты, характерные для налоговой системы Франции. Франция обладает многогранной, сложной налоговой системой, тем самым вызывая интерес для исследования. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения и заимствования западного опыта. Цель исследовательской работы: определение основных преимуществ, которые могут быть применены в устройстве налоговой системы России.

Каждое государство имеет свои собственные особенности налоговой системы, которые обусловлены историческим развитием страны, состоянием экономики, национальным характером, социальным строем . Налоговая система не должна противоречить нацеленности каждого государства на получение своей выгоды, но в то же время соблюдать все общепринятые человеческие принципы [3].

Франция является страной, схожей по своей структуре с налоговой системой Российской Федерации, но имеет ряд особенностей, что делает данную систему более эластичной. Представители правительства ежегодно проводят реформы, касающиеся налоговой системы страны. Среди остальных европейских стран Франция выделяется своей долей налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте государства, а также взносами в фонды социальных назначений. Налоговая система своеобразна с точки зрения совокупности налогов и сборов. Формирование налоговой системы страны происходило в течение долгих лет под влиянием историко-культурных особенностей [2]. В настоящее время система стабильна, за исключением ежегодно корректируемых ставок налогов и сборов. Также ежегодно пересматриваются правила применения налоговых ставок.

Законодательной базой налоговой системы Французской республики является Налоговый Кодекс, который был принят в 1948 году и на сегодняшний день ежегодно претерпевает поправки и изменения со стороны правительства. Также одним из важнейших законодательных актов во Франции является Кодексфискальная процедура 1982 года. Налоговый Кодекс состоит из 2 частей, первая из которых содержит в себе общие сведения о взимаемых налогах, вторая непосредственно описывает процедуру и правила их взимания [2].

Российская система, в сравнении с налоговой системой Франции является менее эффективной с точки зрения функционирования аппарата налогообложения. Недостатки налоговой системы Российской Федерации зеркально отражают основные положительные особенности системы налогообложения Франции. Основные недостатки системы налогообложения России заключаются в слабовыраженном территориальном аспекте, это обусловлено неравномерным распределением полномочий муниципальных правлений субъектов [6]. Также следует отметить низкую собираемость налога в связи с распространением такого явления на территории РФ, как уклонение от уплаты налогов. Еще одним недостатком, который отсутствует в налоговой системе Франции, является слабо выраженный социальный аспект, налоговая система устроена таким образом, чтобы в первую очередь удовлетворять интересы государства. Несоответствие документального описания многих налогов с действительной процедурой их взимания, еще один недочет российской системы.

Сравнивая две системы, следует также подчеркнуть то, что системы рассматриваемых стран развивались не равные периоды времени. Налоговая системы РФ только формируется, поэтому очевидна важность использования опыта развитых стран, особенно таких, как Франция. В первую очередь, в качестве основных направлений развития российской налоговой системе следует обратить внимание на социальную направленность и территориальный аспект. Налоговая служба Франции включает три уровня:

1. Управление национальными и международными проверками.

2. Управление проверками налогового положения.

3. Национальное Управление налоговых расследований.

Основными налогами, взимаемыми во Франции, являются [6]:

1.Налог на доходы физических лиц. Налог должен быть уплачен в соответствии с долей, составляемой выручкой, которая не облагается НДС в общем размере выручки. Размер уплаченного налога уменьшает налог на прибыль организации.

2. Налог на добавленную стоимость. Уплата налога на добавленную стоимость определяется характером совершаемой сделки, материальное состояние плательщика не принимается к рассмотрению. Ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения в данном случае является продажная цена услуги или товара.

3. Налог на прибыль. Налоговые органы Франции в каждом отдельном случае проводят анализ фактических отношений сторон. Участники сделки признаются зависимыми, когда одной компании прямо или косвенно принадлежит абсолютное большинство голосов или значительная доля уставного капитала другой компании. Обычно взаимозависимость устанавливается исходя из фактических, а не формальных отношений между сторонами.

4.Взносы во внебюджетные фонды во Франции взимаются в полном объеме или частично в зависимости от налогоплательщика.

Налоги и сборы формируют более 93% бюджета государства, в Российской Федерации данный показатель не превышает 90% [1].

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость. Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы и на собственность являются умеренными. Отличительная черта налоговой системы Франции – высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН).

Особое внимание правительство уделяет развитию научной деятельности. Исследовательские центры и деятели науки ежегодно берут налоговые кредиты на исследовательские нужды организаций в размере 50 % от ежегодного прироста вложений на НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). При снижении вложений налог возрастает на 50 % от суммы уменьшения.

Перепродажа имущества облагается налогом особым образом. Базой налогообложения является разница между продажной и покупной ценой. Перепродажа имущества облагается налоговой ставкой в 42% (в случае если акт продажи произошел в течение двух лет владения), и 15 % (если акт продажи произошел после двух лет владения).

Держатели акций получают двойную компенсацию, как физические лица, уплачивающие подоходный налог на дивиденды. Также налогом облагается акционерное общество, получающее прибыль. Размер налогового авуара равен половине стоимости распределяемых дивидендов.

Налоговая система Франции предусматривает защиту от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий.

Особенностью налоговой системы Франции также является малая значимость прямого налогообложения, с одновременно высокой значимостью косвенного налогообложения. Косвенные налоги составляют примерно 60% бюджета страны (в основном это поступления НДС, с налоговой ставкой 45%). Среди прямых налогов основную роль играет подоходный налог с доходов физических лиц, составляющий 20% налоговых поступлений [2].

Если говорить о Франции, рассматривая ее международное взаимодействие, можно заметить большое количество налоговых соглашений сдругими странами, это означает, что, несмотря на свою самобытность, страна стремится сблизиться с налоговыми системами других стран мира [4].

Налоговая система страны функционирует для развития экономического положения. Каждый год происходят некие изменения в политической и экономической сфере страны, в связи с этим законодательство создало эластичную систему налогообложения, в соответствии с которой периодически уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет

Подводя итог данной работы, следует еще раз отметить, что налоговая система Франции, безусловно, является системой, на которую стоит равняться странам, со схожим устройством налоговой системы, таким как Россия. Перенимая опыт других стран, малоразвитым странам предоставляется возможность выхода на новый уровень.

Список литературы:

Алексейчева, Е. Ю. Налоги и налогообложение : учебник для бакалавров – Москва : Дашков и К, 2017. – 300 c.;

Алиев, Б. Х. Налоговые системы зарубежных стран: учебник для студентов вузов. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 215 c.;

Боброва, А. В. Налоги и налогообложение. Теория налогов и налоговая система : учебное пособие. – 2-е изд. – Челябинск, Саратов : Южно-Уральский институт управления и экономики, Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 273 c.;

Ефимова, С. А. Краткий курс по налогам и налогообложению. – Москва : РИПОЛ классик, Окейкнига, 2015. – 144 c.;

Заббарова, О. А. Налоги и налогообложение : учебное пособие. – Саратов : Вузовское образование, 2018. – 244 c.;

Шувалова, Е. Б. Налоговые системы зарубежных стран: учебное пособие. – Москва: Евразийский открытый институт, 2010. – 134 c.

Просмотров работы: 319