РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ НАСЕЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ НАСЕЛЕНИЯ

Антонова Н.В. 1, Чумаченко В.В. 1
1ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под налогами принято понимать отношение собственности, а так как именно проблемы собственности в настоящее время вызывают наибольшее противостояние между ветвями как законодательной, так и исполнительной власти, и не существует единства мнений в составе парламента и правительства, то к решению чисто экономических проблем привлекаются также политические интересы. Все это говорит о том, что в современном мире не могут быть созданы налоговые отношения, которые отвечают мировым стандартам. Таким образом, на сегодняшний день налоговая система оказалась, пожалуй, основным предметом дискуссий о методах и путях реформирования, как и острой критики. Унификация налоговых систем развитых государств мира дает возможность ускорить процессы международной интеграции, что обеспечивает эффективность решения большинства внутренних политических, экономических, а также социальных проблем.

Система налогообложения в России развивалась, складывалась и видоизменялась почти всегда под влиянием изменений в политическом устройстве страны, а также под воздействием общественного развития и исторических событий. Развитие налоговой системы в нашей стране включает в себя несколько основных этапов.

Основные этапы развития системы налогообложения в России отражены в таблице 1.

Таблица 1

Основные этапы развития налогообложения в России

Начало первого этапа налоговой реформы в России приходится на 1991 г.. В данный промежуток времени был принят Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1. Помимо указанного закона, было принято порядка 20 соответствующих законов по ключевым видам налогов, которые начали составлять базу построения новой налоговой системы России. Отсутствие отечественного опыта, упрощенное копирование опыта зарубежных стран в построении налоговых систем, не учитывая специфику России, сниженная налоговая культура, слабость государственной власти, недостаточная степень ответственности налогоплательщиков явились основной причиной невысокой эффективности налоговой системы.

Ключевым достоинством первого этапа реформирования явилось то, что использовались научные принципы налогообложения и попытки связать налоги в единую систему [5, c. 90].

Помимо этого, налоговая реформа практически не рассматривала социальный аспект. Фонду социального страхования и Пенсионному фонду не хватало средств, даже при повышенных ставках социальных платежей. Основной причиной ухудшения социальной стабильности явился высокий НДС. Также при реформировании налоговой системы был усилен статус налоговых органов. Указом президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 г. № 218 была создана самостоятельная государственная налоговая служба Российской Федерации, которая была выделена из состава Минфина.

Соответственно, в результате первого этапа реформ налоговая система не реализовала в полной мере ни фискальную, ни стимулирующую, ни распределительную функции налогов. Недостаток социально-экономической стабильности и в единой налоговой политике, сокращенный подготовительный период реформ, мощный лоббизм разнонаправленных политических и олигархических сил на всех уровнях правления, стали причинами не эффективности налоговой системы.

Обнародование 6 марта 1997 г. Послание Президента РФ Федеральному Собранию, можно считать началом второго этапа. В результате данного этапа были определены основные ее направления как цели реформы, в соответствии с рисунком 1. Тем не менее, уже с 1995 г. начался подготовительный этап дальнейшего реформирования. На данном этапе обсуждалось принятие Налогового кодекса.

1996 год явился началом реализации плана, направленного на сокращение налоговых преференций, отмены ряда налогов, а также прекращения местного и регионального налоготворчества. В 1998 г. была принята, а с 1999 г. вступила в силу первая часть Налогового кодекса.

Основная принятия Налогового кодекса состояла в обеспечении формирования простой и понятной налоговой системы, что было во многом достигнуто.

 

Основные направления (цели реформирования

Выравнивание фактического уровня налогообложения заработной платы и других видов доходов (с учетом отчислений во внебюджетные фонды)

Кодификация правил, регламентирующих взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов с целью устранения противоречий гражданского и налогового законодательства, обеспечения защиты прав налогоплательщиков

Расширение базы налогообложения за счет распространения реального налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение от уплаты налогов

Кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа налогов и установление исчерпывающего перечня налогов, применение которых допустимо на территории РФ

Установление предельных ставок для региональных и местных налогов

Снижение ставок штрафов и пеней

Выравнивание условий налогообложения за счет резкого сокращения числа налоговых льгот

Рис. 1 Основные направления второго этапа реформирования налоговой системы

Принятие Налогового кодекса позволило реализовать идеи закона «прямого действия», а также сформировать единую законодательную базу налогообложения. Кроме того, данная реформа дала возможность систематизировать положения и нормы, которые регулировали данный процесс. Но, тем не менее, не были решены проблемы применения основных налогов и сборов. Это явилось причиной начала работы над второй частью Налогового кодекса [8, c. 54].

Третий этап реформы может быть охарактеризован как процесс снижения ставок по основным бюджетообразующим налогам, уменьшения числа налогов, и, как результат, снижения общего налогового бремени.

В результате данного этапа реформы развития системы налогообложения, произошло упразднение почти всех низкодоходных и трудноадминистрируемых налогов. Кроме того, была обеспечена преемственность в сохранении основы системы из налогов, которые признаны в общемировой практике налогообложения (НДС, НДФЛ, акцизов, налога на прибыль, налогов на имущество и ресурсных налогов). Тем не менее, чтобы налоговая система отвечала требованиям современного мира, нужно решить еще множество важных вопросов.

Для современной системы налогообложения России характерно множество проблем. При этом, ключевой проблемой принято считать фискальный характер, присущий налоговой политике в отношении косвенного налогообложения. Подобная проблема затрудняет межотраслевой небанковский перелив капитала, а также устанавливает барьеры на пути проведения финансовых операций. В соответствии с этим, представляется несправедливым изъятие любых денежных средств, которые поступили на счета предприятий, в уплату НДС.

Налоговую политику нашей страны можно охарактеризовать основным принципом, под которым подразумевается «взять всё, что можно». В данном случае, России уготована «налоговая ловушка», при которой увеличение налогов не сопровождается повышением государственных доходов.

Необходимо отметить также проблему нестабильности налогового законодательства, при которой вносятся изменения и поправки, обладающие обратной силу, происходит ликвидация ранее введенных привилегий. Это создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение правил взимания налогов и их стабильности налогов в течение продолжительного периода времени. Налоги не должны быть пересмотрены чаще, чем раз в несколько лет. В таком случае, обо всех планируемых изменениях налогоплательщиков нужно извещать до периода их действия, и не ставить перед уже свершившимся фактом [5, с. 62].

В современное время имеет место недостаточная ясность и четкость положений нормативных документов по налогообложению, их запутанность и противоречивость. Это существенно затрудняет изучение указанных документов налогоплательщиком, таким образом, его ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными.

Одной из главных проблем принято считать конфликтность налоговых правоотношений, при которых один участник налоговых правоотношений (налоговые органы) обладает возможностью использовать от имени государства к иным участникам (налогоплательщикам) меры принуждения. Соответственно, возникает необходимость защиты налогоплательщиков от неправомерных действий налоговых органов.

Кроме того, одной из наиболее трудных и слабо разработанных считается система ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения. В настоящее время уровень налоговой культуры остаётся низким.

Другой проблемой является борьба с производством подпольной алкогольной продукции. Ежегодный доход подпольных алкогольных производителей составляет на территории одного региона по самым скромным подсчетам 300 млн. рублей. Подобный теневой бизнес наносит значительный ущерб также законным производителям алкогольной продукции, поскольку они недополучают причитающуюся им долю прибыли, и, как результат, бюджету региона [4, с. 17].

Для того, чтобы налоговая система в Российской Федерации была более эффективной, необходимо принять определённые меры, направленные на её совершенствование.

Во-первых, нужно предоставить финансовым органам Российской Федерации право издавать дополнительные нормативно-правовые акты, связанные с вопросами налогового регулирования, которые необходимо детализировать и конкретизировать, если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно. Во-вторых, нужно сделать так, чтобы система налогового администрирования основывалась не только на научном и историческом, но также и принимала во внимание постоянно изменяющуюся как внешнюю, так и внутреннюю среды, которые оказывают воздействие на развитие социальных и экономических сторон развития общества.

В-третьих, следует обеспечить повышение профессионального уровня работников налоговых органов.

В-четвертых, основным направлением деятельности налоговых органов должна явиться проверка исполнения налогового законодательства, а не выполнение определенных планов по сбору налогов.

Таким образом, система налогообложения является одним из наиболее важных инструментов государства, направленных на стимулирование развития экономики, а также социального прогресса в государстве. Реформирование налоговой системы Российской Федерации дает возможность надёжно и быстро решить почти все вопросы, мешающие нашей стране достойно и нормально развиваться.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)// http://www.consultant.ru

2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.01.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2020) // http://www.consultant.ru

3.Аронов, А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / А.В. Аронов, В. А. Кашин. – М.: Магистр, 2015. – 239 c.

4.Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник. / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. – М.: Юнити, 2015. – 623 c.

5.Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. – М.: Юнити, 2018. – 400 c.

6.Викторова, Н.Г. Управление налогообложением и налог. рисками.: Монография / Н.Г. Викторова. – М.: Инфра-М, 2017. – 286 c.

7. Власова, М.С. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / М.С. Власова, О.В. Суханов. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.

8.Воеводина, Н.А. Некоммерческие организации: правовой статус, бухгалтерский учет, налогообложение и новые возможности. / Н.А. Воеводина, А.А. Вяльшина, Т.Л. Ермак. – М.: Омега-Л, 2018. – 255 c.

9. Ворожбит, О.Ю. Налоги и налогообложение. Налоговая система РФ: Учебное пособие / О.Ю. Ворожбит, В.А. Водопьянова. – М.: Риор, 2016. – 160 c.

10.Гончаренко, Л.И. Налоги и налогообложение (для спо) / Л.И. Гончаренко. – М.: КноРус, 2017. – 1568 c.

Просмотров работы: 14