Аннотация. Повысить эффективность обучения любого предмета можно через реализацию дидактических принципов. В статье описывается один из принципов дидактики – принцип наглядности и раскрывается его роль в обучении математике. Выделены объективные причины важности использования принципа наглядности в учебном процессе.
Ключевые слова: дидактика, математика, принцип наглядности, графическая наглядность, семантическая наглядность, геометрическая наглядность, интерактивная наглядность.
Принцип наглядности обучения является одним из основных в дидактике, так как если правильно привлекать к восприятию учебного материала различные органы чувств человека. повышается эффективность обучения.
Кроме того, это один из старейших принципов, его сформулировал еще Ян Коменский, назвав «золотым правилом дидактики». По мнению этого педагога [Цит по 4], органы чувств позволяют получить более полную и достоверную информацию о воспринимаемом объекте или явлении. Само понятие с тех пор претерпело изменения, и наглядность рассматривается на новом уровне. Наглядное обучение используется и для формирования абстрактных математических понятий. Абстрактная наглядность обращена не к реальному, конкретному объекту, а присуща логическому знанию об объекте. Деятельностный подход подразумевает, что учитель не просто предъявляет объект изучения, но и организовывает деятельность обучающегося с этим объектом или его моделью.
Зрительный анализатор играет доминирующую роль в познании, с помощью зрения человек получает в пять раз больше информации, чем с помощью слуха. При этом более эффективность информации существенно возрастает, если задействованы оба канала – слуховой и зрительный. В этом случае запоминается до 65% предъявляемой информации. Развитие психофизиологии подтвердило важную роль принципа наглядности в обучении. Необходимо учитывать особенности восприятия человека при реализации принципа наглядности, применять на практике рекомендации физиологов по выбору цвета, размещению информации, построению текстовых конструкций и пр. [5].
Кроме того существует мнение, что у школьников преобладает визуальное восприятие. Как отмечают методисты [3], необходимо учитывать этот факт при организации обучения математике, так как среди учебных предметов школьного курса в математических дисциплинах преобладают абстрактные понятия. Школьная программа математики линейна и логически последовательна, поэтому возникновение трудностей на начальном этапе приведет к накоплению проблем с изучением математики.
Можно сделать вывод, что перед учителем математики стоит задача визуализировать изучаемые понятия и объекты, повысить наглядность учебного процесса. Следует тщательно подбирать используемые средства наглядности и продумывать методику их использования.
В методической литературе выделяют различные виды наглядности:
графическая наглядность: рисунки, чертежи, иллюстрации и графики;
семантическая наглядность: схемы, смысловые опоры, таблицы;
геометрическая наглядность: изображения геометрических объектов и интерпретация алгебраических понятий;
интерактивная наглядность: презентации, компьютерные модели, 3D изображения и так далее [2].
Важно не просто использовать наглядные средства на уроке математики, но и организовать деятельность учащихся так, чтобы школьники самостоятельно составляли схемы, таблицы, иллюстрации и модели. Такой подход учит анализировать материал, выделять основное и выявлять связи между различными понятиями.
Например, при изучении темы «Дроби» наглядный материал (Рис. 1) позволяет учащимся сравнивать дроби с различными знаменателями:
Рис. 1
При изучении пропорций составляются схемы:
а) прямая связь ’
б) обратная связь
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся составить схему по изученному материалу. Например, связь между формулами (Рис. 2):
Рис. 2
Информационные технологии расширяют возможности учителей по визуализации математических понятий. Интерактивные модели, презентации, обучающие игры и тренажеры не только повышают наглядность учебного материала, но и позволяют мотивировать более слабых учащихся, усилить у них интерес к математике или к учебе. По мнению Е.В. Кузнецова и О.В. Кирюшкина [1], урок с использованием компьютерных средств визуализации более привлекателен для школьников, особенно по сравнению с традиционными формами обучения.
Наглядное обучение математике основано на знаниях о характеристиках математических объектов, их сходстве и различиях, а также на определении связей между различными объектами и понятиями. Роль наглядности состоит в воссоздании правильного образа о математических объектах.
Можно сделать вывод, что с одной стороны реализация принципа наглядности необходима для эффективного обучения математике, с другой стороны учитель имеет богатый выбор средств визуализации учебного процесса. Тем самым на уроках математики нужно использовать не только привычные средства наглядности, такие как таблицы, чертежи и схемы, но и компьютерные средства обучения. В этом случае, на наш взгляд, повышается доступность изложения материала, у учащихся повышается познавательный интерес и формируется математическая культура.
Список литературы:
Кузнецова Е.В., Кирюшкина О.В. Flash-анимация как средство визуализации понятий школьного курса математики // Студенческая наука: сб. науч. тр. – М.: МГПУ, 2018. – С. 9-18.
Ляцкая А.В., Бровка Н.В. Познавательная наглядность в обучении математике // Эвристика и дидактика математики: сб. матер. Межд. науч.-метод. конф. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2016.– С. 22-23.
Макусева Т.Г., Яковлева Е.В. Использование наглядности как средства формирования понятий // Концепт. – 2019. – №5. – С. 4.
Наглядное моделирование в обучении математике: теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. Е. И. Смирнова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. – 454 с.
Ощепкова О.В. Психофизиологические закономерности восприятия студентами визуальной информации как обоснование принципа наглядности обучения в ВУЗе // Вестник Самарского юридического института. – 2018. – № 2. – С. 124-128.