ПОЛОЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И СЕКСУАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПОЛОЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И СЕКСУАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Торгова К.В. 1, Егорова Т.А. 1
1НГПУ им. Козьмы Минина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире глобальной экономики, стратегической политики и глобальной же информатизации на сегодняшний день нет таких стран, где не существует национальных, культурных и сексуальных меньшинств. Как показывают история и статистика, часто, именно они становятся жертвами дискриминации. [1] В связи с этим, нередко, нарушаются их права и свободы, именно поэтому правовая защита сексуальных и национальных меньшинств является одной из наиболее важных проблем современности. Необходимо стремится к разрешению данной проблемы в целях поддержания всеобщей безопасности. [2]

На данный момент в российском законодательстве отсутствует положение о защите национальных и сексуальных меньшинств от дискриминации и оскорблений. Конституция РФ как основной закон государства гласит, что в части 2 статьи 19 «государство гарантирует равные права и свободы людей и граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и служебного положения, места жительства, религиозных взглядов, убеждений, членства в общественных объединениях и других обстоятельств». [3] Данная статья еще раз подтверждает мысль о том, что национальные и сексуальные меньшинства не должны быть абстрагированы от общества и не должны подчиняться дискриминации.

Рассмотрим подробнее положение национальных меньшинств в РФ. Содержание понятия «национальные меньшинства» в России не имеет конкретного определения. [4] Вероятно, это обосновывается тем, что на парламентских слушаниях в Государственной Думе Российской Федерации по законопроекту «О защите прав национальных меньшинств», который до сих пор не принят, не была представлена формулировка понятия «национальное меньшинство», которое поспособствовало бы адекватной дефиниции данных групп людей к определенной категории. Именно поэтому законопроекты, которые были представлены в 1995, 1998 и 2003 годах не увенчались успехом, но эти законопроекты позволили выделить признаки понятия «национальное меньшинство»: это часть народа, которая проживает за пределами своего национально-государственного или национально-территориального образования и сохраняет национальное самосознание, язык, культуру и традиции и другие этнические особенности этого народа.[2] Стоит отметить, что коренные малочисленные народы РФ, которые составляют малую часть населения нашей обширной страны, в полном объеме обладают правами, которые имеют все народы России независимо от их численности. Так почему же государство до сих не определило конкретные права и место национальных меньшинств в российском законодательстве?

Вопрос о защите прав национальных меньшинств остается открытым, так как изданные федеральные законы в большей степени затрагивают лишь коренные малочисленные народы, которые являются только составной частью национальных меньшинств. [5] Российское законодательство нуждается в принятие закона, который отражал бы наиболее важные аспекты данной проблемы.

Правовое положение сексуальных меньшинств в сфере современного законодательства РФ является довольно естественным для демократического государства. [1] Позиция государства по данному вопросу не определена конкретно: в законодательстве отсутствуют положения, связанные с дискриминацией лиц, относящихся к сексуальным меньшинствам, но при этом нет точного упоминания, которое затрагивало бы их права и защищала свободы во всех областях жизнедеятельности. Нередко, из-за отсутствия правовой защиты со стороны государства и его исполнительных органов, лица, являющиеся представителями сексуальных меньшинств, очень часто сталкиваются с негативом в нормальной повседневной жизни. [6]

Средства массовой информации нередко публикуют негативные высказывания о людях нетрадиционной сексуальной ориентации, которые были озвучены публичными личностями. [4] Дискриминация в повседневной жизни остается безнаказанной, несмотря на то, что она может быть признана судом как нарушение части 1 Конституции РФ. [3] Равным образом, в Уголовном Кодексе РФ в статье 136 предполагается наказание за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина. Основанием для этого является статья 19 Конституции РФ о принципе равенства и равноправия. [7]

В свою очередь, Трудовой Кодекс, также, содержит статьи, не допускающие ущемление прав на трудоустройство людей, причисляющих себя к числу сексуальных меньшинств. [8] Довольно часто из-за того, что нет законодательного закрепления понятия «сексуальная ориентация» работодатели превышают свои должностные полномочия и без основания увольняют работников иной сексуальной ориентации. Именно поэтому в список терминов российского законодательства необходимо внести понятие «сексуальная ориентация». Включение этого понятия в статью 136 Уголовного Кодекса РФ позволит обеспечить защиту людей, которые относятся к нетрадиционной ориентации и вернет их к нормальной повседневной жизни. [9]

Россия как многонациональная страна имеет своей целью создание условия, удовлетворяющие потребности каждого человека, проживающего в ней, независимо от его национальной и сексуальной принадлежности. Наметившиеся ранее позитивные тенденции по данным вопросам, на сегодняшний день, развиваются довольно медленно и не приносят нужных плодов развития, поэтому стоит сказать о толерантном, терпимом, антидискриминационном отношении к людям. [1]

Сохраняются основания для беспокойства в связи с тем, что, нередко, на политической арене звучат заявления, связанные с ограничением прав представителей сексуальных меньшинств, оправданные целью, связанной с защитой общественной нравственности. Нередко, подобные высказывания имеют личную направленность и желание политиков получить одобрение со стороны народа. [4] Поскольку Россия находится на пути развития и защиты традиционной семьи, а также традиционных отношений в обществе, проблема сексуальных меньшинств стоит особо остро. Поэтому цель сохранения традиционной семьи в России часто воспринимается, как дискриминация. В связи с этим дальнейшая перспектива развития ситуации с нашей точки зрения выглядит таким образом: в России правовое положение сексуальных меньшинств во многом улучшится, но не будет иметь такую же форму, как в странах Запада. [6] В России данная проблема остается не разрешенной по причине того, что законодательные органы не желают вносить нормы, определяющие права людей нетрадиционной сексуальной ориентации. [10]

Говоря о проблеме правового положения национальных меньшинств в РФ, стоит отметить, что перспективы её разрешения, в первую очередь, затрагивают необходимость подписания Закона «О национальных меньшинствах». С его помощью будут разрешены следующие национально-политические вопросы: создания правовой базы о положении национальных меньшинств в РФ, сохранения культурных ценностей и языков малочисленных народов в РФ, обеспечения дополнительных социально-экономических условия для людей, относящихся к национальным меньшинствам. [6]

Наличие дискриминации в правовом социальном государстве как по национальному признаку, так и по признаку сексуальной ориентации говорит о несовершенстве российского законодательства в области защиты прав национальных и сексуальных меньшинств, что является угрозой для стабильного развития демократического общества, роста ненависти, разжигания национальных конфликтов и как следствие – правового нигилизма. [7] На данный момент представляется очевидным, что в Российской Федерации необходимо расширять правовую базу защиты, а не ущемления различных категорий граждан с целью создания атмосферы единства народов и культур. Для этого необходима не иллюзия благополучного положения различных социальных групп, а их истинное спокойствие за собственные будущее, права и свободы.

Список литературы

Лапа А.А. Правовые аспекты толерантности // Социальные и культурные практики в современном российском обществе: инициатива, партнерство, стратегия развития: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции (Новосибирск, 17-26 апреля 2019 г.). Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета,  2019. С. 212-216

Паршичева И.Е. Основные механизмы реализации прав национальных меньшинств // Актуальные проблемы сравнительного правоведения: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции c международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистров (Симферополь, 26 апреля 2019 г.). Симферополь: Издательство Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, 2019. С. 442-446.

Конституция Российской Федерации, 12.12.1993// М.: АСТ: Астрель. 2007.  63 с.

Варданян Г.А. Особенности освещение гендерной проблематики в СМИ России // Аллея науки. 2020. № 1(40). С. 750-755.

Сосов М.М. Проблема защиты прав национальных меньшинств в законодательстве современной России (на основании анализа национального законодательства) // Современные тенденции развития юриспруденции, экономики и управления: сборник материалов межрегиональной научной конференции (Елец, 18 апреля 2019 г.). Елец:Издательство Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, 2019. С. 153-158.

Балашова Е.С., Богачева А.В., Кочеганова П.П. К вопросу о гендерной самоидентификации студентов в контексте современного правозащитного дискурса в Российской Федерации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 339-342.

Зиннатуллина Р.М. Проблема сексуальных меньшинств // Философия права и права человека. 2015. №1. С. 80-81.

Трудовой кодекс Российской Федерации: № 197-ФЗ, ввод в действие с 01.02.2002, 30.12. 2001 // М.: Изд-во ВолГУ : Либрис. 2002. 225 с.

Уголовный кодекс Российской Федерации: N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020), 13.06.1996 // М.: Эксмо. 2017. 350 с.

Петинова Т.М., Гридина В.В. Особенности проявления толерантности современной молодежи к сексуальным меньшинствам: социологический анализ // Культура: экономика, управление, право. 2019. №1. С. 8-15.

Просмотров работы: 17