Введение
Правильный настрой, вместе с физическим состоянием, техническими и умственными навыками, является одним из определяющих факторов выступления стрелков из лука. Это касается как тренировок, так и соревнований. В любом состоянии стрелок должен сосредоточиться и показать высокий результат. Не должен допускать несоответствующие мысли, реагировать на внешние отвлекающие моменты. Тренировочный процесс, включает в себя две важные составляющие: формирование профессиональных навыков (отработка техники) и психологическая подготовка. К сожалению, последней уделяется мало внимания, и зачастую спортсмены, выходя на соревнования, оказываются не способными справиться с волнением и давлением. При стрельбе из лука основная борьба происходит не в зале, а в голове стрелка, и иногда хороший выстрел зависит только от способности спортсмена справиться со своими нервами, волнением, давлением и чувством ответственности.
Соревнования предъявляют высокие требования именно к психологической подготовке спортсмена. Тренеру важно знать оптимальные характеристики психологической подготовленности каждого спортсмена [1].
Шилин Ю.Н., Тарасова Л.В., Кирочкини Т.А. отмечают, что в результате психологической подготовки, у лучника происходит формирование и совершенствование наиболее значимых для спортивной деятельности свойств личности; психических процессов, обеспечивающих ее продуктивность и обучение лучников наиболее эффективным приемам и методам психорегуляции психических состояний, с целью создания и поддержания состояния психической готовности к тренировочному процессу и участию на соревнованиях[4, 5].
При стрельбе из лука основная борьба происходит не в зале, а в голове стрелка, и иногда хороший выстрел зависит только от способности спортсмена справиться со своими нервами, волнением, давлением и чувством ответственности.
Сопов В.Ф отмечает, что максимальный спортивный результат достигается только на крупных соревнованиях, в условиях жесткого противоборства соперника, мощного социального стресса (ожидание тренера, соперника) и стресса самой соревновательной деятельности (страх, утомление, боль). Данные стрессоры действуют непродолжительное время - их сила максимальна, а действие разрушительно[2, 3].
Цель исследования теоретическое и экспериментальное обоснование методики, направленной на психорегуляцию состояния стресса и тревожности квалифицированных стрелков из лука
Объект исследования: состояния стресса и тревожности квалифицированных стрелков из лука.
Предмет исследования: особенности психорегуляции состояния стресса и тревожности квалифицированных стрелков из лука в соревновательном периоде.
Методы исследования: анализ научно - методической литературы; педагогический эксперимент; психодиагностика; анкетирование и методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
С целью изучения особенностей использования психологической подготовки в стрельбе из лука, и используемых средств психорегуляции, был разработан и проведен анкетный опрос тренеров. Так же был проведен второй анкетный опрос, направленный на изучение тревожности лучника, связанных со стрессовым состоянием, а так же использования лучниками средств психорегуляции на тренировках и на соревнованиях.
Методика тренировки направленная на психорегуляцию стрессового состояния и тревожности. Распределили 2 часа на 2 тренировочных занятия в неделю, по 1 ч. на каждую тренировку (Ср., Сб.). Занятие проводилось в начале тренировки, затраченное время 20-30 минут и в середине занятия 20-30 минут.
Занятия по средам проходили в спокойной обстановке, ничто не мешало и не отвлекало спортсмена. В работе использовались средства релаксидеомоторики в виде повторного метода. Различные головоломки в виде игрового метода. Занятия по субботам были направлены на контрольные стрельбы.
По результатам тестирования можно наблюдать у спортсменов - стрелков улучшения в показателях уровня личностной и ситуативной тревожности. В ситуативной тревожности t > tгр (5,32 > 2,22), в личностной тревожности t > tгр (4,89 > 2,22), различие между выборками статистически достоверно. По проведенному тестированию количество попаданий очков, так же видна статистическая разница выборок (2,31 > 2,22), это говорит о том, что различие между выборками тоже статистически достоверно. По результатам тестирования изменение ЧСС и скорость выполняемого выстрела наблюдаются изменения в показателях. ЧСС снизилась, скорость выполняемого выстрела улучшилась.
Список литературы
Бабушкин, Г.Д. Психолого-педагогические методики в структуре подготовки спортсменов / Г.Д. Бабушкин, Б.П.Яковлев. – Омск: изд-во СибГУФК, 2015. – 228 с.
Сопов. В.Ф. Психическое состояние в напряженной профессиональной деятельности: учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2020. – 128 с.
Сопов, В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте: методическое пособие. Под редакцией Зубарева С.Н. М:. 2010. - 120 с.
Тарасова, Л.В. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «стрельба из лука» / Л.В. Тарасова, Ю.Н. Шилин, Т.А. Кирочкини - М: 2016. – 130 с.
Шилин, Ю.Н. Спортивная стрельба из лука. / Ю.Н. Шилин, Е.Н Белевич // Теория и методика обучения, 2014. – 280 с.