В статье рассматривается зависимость адаптации детей 2–3 года жизни к условиям детского сада. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье. Режим – это научно обоснованный распорядок жизни предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Режимные процессы – это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (сон, прием пищи, бодрствование), а также смена видов деятельности. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима (утреннего приёма, питание и т.д.) у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход одного её вида к другому. Адаптация определяется прежде всего, как медико–педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина, А.И. Мышкис).
Ключевые слова: зависимость адаптации детей, режим, режимные процессы, профессиональная помощь семье, медицинское обслуживание, правильная организация воспитательного процесса.
The article deals with the dependence of adaptation of children 2-3 years of life to the conditions of kindergarten. The child's physical and mental development depends on how they get used to the new regime and strangers, helps prevent or reduce the incidence of diseases, as well as further well-being, existence in kindergarten and family. A regime is a scientifically based routine of life that provides for a rational distribution of time and sequence of various activities and recreation. Regime processes are a rational distribution of time and the correct sequence of satisfaction of the basic physiological needs of the child's body (sleep, eating, waking), as well as the change of activities. To make the period of children's adaptation easier, professional help is needed for the family. A kindergarten should come to help the family. Kindergarten should become "open" on all issues of development and education. Repeated daily, it trains the child's body to a certain rhythm, provides a change of activities (play, study, work), thereby protecting the nervous system of children from overwork. As a result of rhythmic repetition of all the components of the regime (morning reception, nutrition, etc.), children form strong dynamic stereotypes of life, facilitating the transition of one type of activity to another. Adaptation is defined primarily as a medical and pedagogical problem, the solution of which requires the creation of conditions that meet the needs of children in communication, close interaction between the family and public education, good medical care for children and the correct organization of the educational process (N. M. Aksarina, A. I. Myshkis).
Keywords: dependence of children's adaptation, regime, regime processes, professional assistance to the family, medical care, correct organization of the educational process.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.
Зависимость адаптации детей 2–3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста.
Предмет исследования: зависимость адаптации детей раннего возраста от режимных процессов.
Цель исследования: рассмотреть и практически исследовать зависимость адаптации детей раннего возраста от режимных процессов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, успешность адаптации ребенка к режимному процессу детского сада зависит от ряда факторов, в частности, от уровня развития коммуникативных навыков и от домашнего режима детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить компоненты, степень адаптации ребенка к режимному процессу ДОУ, а также критерии успешной адаптации.
3. Разработать педагогические рекомендации воспитателям и родителям по успешной адаптации детей к режимному процессу детского сада.
Методы исследования: анализ психолого–педагогической литературы по теме исследования, диагностирование, опытно–экспериментальная работа, анализ эмпирических данных.
База исследования: МБДОУ «Центр развития ребенка» – детский сад № 1 «Сардаана» МР «Хангаласский улус».
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по–своему.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
Режим — это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными.
У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.
Работа по адаптации к режимному процессу детского сада у детей 2–3 лет предполагает комплекс мер: мероприятия по подготовке детского сада к приёму новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, психолога, помощников воспитателей; работа медперсонала; работа с семьей. Работа должна проводиться планово, организованно, при полном взаимодействии всех вышеперечисленных людей.
Для подтверждения или опровержения поставленной гипотезы нами было проведена опытно–экспериментальная работа, в которой приняли участие 40 детей, из них в экспериментальную группу вошли 17 детей в возрасте 2–3 лет 1–ой младшей группы и их родители, в контрольную группу вошли 23 ребенка 2–3 лет 2–ой младшей группы и их родители. Базой исследования послужил детский сад №1 «Сардаана» МР «Хангаласский улус», воспитанники группы «Маргаритки» раннего дошкольного возраста.
Таким образом, проанализировав перечисленные работы, подошли к выбору методик:
1. Индивидуальные листы адаптации (методика разработана К.Л. Печорой).
2. Анкетирование родителей.
3. Методика выявления уровня общения (Е.О. Смирновой).
Показатели адаптации вновь прибывших детей экспериментальной группы:
– у наибольшего количества детей – 13, что составляет 76%, зафиксирована легкая степень адаптации к детскому саду.
– у 4 испытуемых (24%) – средняя степень адаптации.
– в этой группе тяжелая степень адаптации не была зафиксирована.
Показатели адаптации вновь прибывших детей контрольной группы:
– у наибольшего количества детей – 14, что составляет 60%, зафиксирована легкая степень адаптации к детскому саду.
– у 9 испытуемых (40%) – средняя степень адаптации.
– в этой группе тяжелая степень адаптации не была зафиксирована.
Результаты анкетирования родителей экспериментальной группы детей:
– Определенный режим в семье имеется в 11 семьях детей экспериментальной группы – 65%.
– Режима в семье не имеют 6 семей – 35%;
– Режим ДОУ в дни непосещения ДОУ соблюдают 9 семей – 53%;
– Режим ДОУ в дни непосещения ДОУ не соблюдают 8 семей – 47%.
Результаты анкетирования родителей контрольной группы детей:
– Определенный режим в семье имеется в 12 семьях детей экспериментальной группы – 53%.
– Режима в семье не имеют 6 семей – 47%;
– Режим ДОУ в дни непосещения ДОУ соблюдают 12 семей – 53%;
– Режим ДОУ в дни непосещения ДОУ не соблюдают 11 семей – 47%.
Показатели уровня общения детей раннего возраста экспериментальной группы:
Ситуативно–деловое общение:
– 5 детей, что составляет 29,4%, имеют высокий уровень;
– средний уровень – 7 (41,1%) испытуемых;
– низкий уровень – 5 (29,4%) испытуемых.
Внеситуативно–познавательное общение:
– высокий уровень – у 2 детей (11,7%);
– средний уровень – у 3 испытуемых (17,6%);
– низкий уровень – у 9 детей (52,9%);
– у 3 детей (17,6%) данный уровень еще не сформировался.
Внеситуативно–личностное общение у детей данной группы еще не сформирован, что является нормой для данного возраста.
Показатели уровня общения детей раннего возраста контрольной группы:
Ситуативно–деловое общение:
– 7 детей, что составляет 30%, имеют высокий уровень;
– средний уровень – 9 (40%) испытуемых;
– низкий уровень – 7 (30%) испытуемых.
Внеситуативно–познавательное общение:
– высокий уровень – у 3 детей (13%);
– средний уровень – у 5 испытуемых (22%);
– низкий уровень – у 11 детей (47%);
– у 4 детей (18%) данный уровень еще не сформировался.
Внеситуативно–личностное общение у детей данной группы еще не сформирован, что является нормой для данного возраста.
Итак, в результате нашего исследования мы выявили зависимость успеха адаптации детей связана с уровнем общения. Чем выше уровень развития общения, тем легче проходит процесс адаптации.
C целью доказать, что домашний режим детей влияет на зависимость адаптации детей к режимному процессу ДОУ, мы решили сравнить результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп.
Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп представлен в таблицах 1, 2, 3 и на рисунках 1, 2 и 3.
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов по методике «Адаптационные листы К.Л. Печоры»
Показатели адаптации |
|||
Легкая степень |
Средняя степень |
Тяжелая степень |
|
Экспериментальная группа |
76% |
24% |
– |
Контрольная группа |
60% |
40% |
– |
Рисунок 1 – Сравнительный анализ результатов по методике
«Адаптационные листы К.Л. Печоры»
Сравнительный анализ результатов по методике «Адаптационные листы К.Л. Печоры» показал, что у экспериментальной группы, у которых проводилась тщательная работа по режимному процессу, адаптация прошла более успешно, чем у контрольной группы. Так, например:
– Легкая степень адаптации у экспериментальной группы выше на 17%, чем у детей контрольной группы;
– Средняя степень адаптации у экспериментальной группы ниже на 16%, чем у детей контрольной группы.
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов анкетирования родителей
Режим в семье |
Режим ДОУ в дни непосещения ДОУ |
||||
Да |
Нет |
Да |
Нет |
||
Экспериментальная группа |
65% |
35% |
53% |
47% |
|
Контрольная группа |
53% |
47% |
53% |
47% |
Рисунок 2 – Сравнительный анализ результатов анкетирования родителей
Сравнительный анализ результатов анкетирования родителей показал, что у экспериментальной группы, у которых проводилась тщательная работа по режимному процессу и консультация для родителей на счет режима во время непосещения ДОУ, адаптация прошла более успешно, чем у контрольной группы. Так, например:
– Соблюдение режима в семье экспериментальной группы выше на 12%, чем у детей контрольной группы;
– Соблюдение режима ДОУ в дни непосещения ДОУ одинаковая.
Таблица 3
Сравнительный анализ результатов по методике выявления уровня общения
(методика разработана Е.О. Смирновой)
Ситуативно–деловое общение |
Внеситуативно–познавательное общение |
Внеситуативно–личностное общение |
||||||
Л.с.а |
С.с.а |
Л.с.а |
С.с.а |
Л.с.а |
С.с.а |
|||
Экспериментальная группа |
2,1 |
1,7 |
1,1 |
0,7 |
0 |
0 |
||
Контрольная группа |
2 |
1,8 |
1,5 |
1 |
0 |
0 |
Рисунок 3 – Сравнительный анализ результатов по методике выявления уровня общения
(по методике Смирновой Е.О.)
Таким образом, обобщая результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза о том, что успешность адаптации ребенка к режимному процессу детского сада зависит от ряда факторов, в частности, от уровня развития коммуникативных навыков и от домашнего режима детей, в ходе эксперимента нашла свое подтверждение.
В заключение данной работы можно сделать следующие выводы:
Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Адаптация детей к режимным моментам ДОУ является важным элементом в адаптации к ДОУ.
В ходе теоретического исследования психолого–педагогической литературы по проблеме адаптации детей к детскому саду нами была сформулирована следующая гипотеза: успешность адаптации ребенка к режимному процессу детского сада зависит от ряда факторов, в частности, от уровня развития коммуникативных навыков и от домашнего режима детей.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование.
На основании анализа данных нашего исследования мы выявили зависимость успеха адаптации детей от режимных процессов как в семье, так ив ДОУ. Кроме того, наши исследования показали, что адаптация детей связана с уровнем общения. Чем выше уровень развития общения, тем легче проходит процесс адаптации к режимным моментам ДОУ.
Кроме того, нами разработаны педагогические рекомендации воспитателям и родителям по успешной адаптации детей к режиму детского сада.
Таким образом, цель исследования – рассмотреть и практически исследовать зависимость адаптации детей раннего возраста от режимных процессов – достигнута, задачи реализованы. Гипотеза – успешность адаптации ребенка к режимному процессу детского сада зависит от ряда факторов, в частности, от уровня развития коммуникативных навыков и от домашнего режима детей – подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Айсина Р.// Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова /Ребенок в детском саду – 2003г. – № 5. 49 – 53с.
Белкина В.Н. //Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
Божович Л.Н. //Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Н. Божович. – Спб.: Питер, 2008. – 398 с.
Выготский Л.С. //Детская психология. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л.С. Выготский. – М.: Говорящая книга, 2014. – 225 c.
Выготский Л.С. //Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
Давыдова О.И.// Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
Данилина Т.А.//Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис–Пресс, 2004г. – 112с.
Заводчикова О.Г.// Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О.Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. — 79с.
Зебзеева, В. А.// Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
Печора К.Л. //Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи / К.Л. Печора. – М.: Сфера, 2017. – 96с.
Соколовская Н.В. // Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188с.
Томашевская Л.В., // Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду 35. Томашевская Л.В Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. – М.: Детство–Пресс, 2010. – 276 c.