РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данилова А.Н. 1
1ФГАОУ ВО СВФУ педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

Творческое воображение – достаточно сложный психических процесс. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.

Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.

Предмет исследования: развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить особенности и возможности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Гипотеза: развития творческого воображения детей возможно при условии если учитывать следующие психологические особенности:

- разработать и внедрить комплекс занятий по изобразительной деятельности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. проанализировать психологические исследования по проблемам;

2. провести диагностику уровня развития творческого воображения;

3. разработать план работы по развитии творческого воображения.

Методы исследования: теоретический анализ, тест Е. Торренса «Неполные фигуры», методика «Сочини сказку и нарисуй картинку» (О.М. Дьяченко), количественный и качественный анализ результатов.

Целью экспериментальной работы являлось изучение творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование с детьми осуществлялась индивидуально. Исследование проводилось в обычной для детей обстановке, в дневное время, длительность экспериментальной работы с ребенком зависела от особенностей восприятия каждым ребенком предложенной инструкции и индивидуального темпа выполнения задания.

Методика Торренса «Неполные фигуры» позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения детей и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей, деталей каких либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Методика «Сочини сказку и нарисуй картинку» (О.М. Дьяченко). Диагностика детей по данной методике проводилась индивидуально. При проведении методики ребенка просят придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет). Напоминают, что в книгах к каждой сказке обычно есть картинки. Ребенку предлагают придумать свою сказку и нарисовать к ней картинку. А потом надо рассказать свою сказку. Если ребенок начинает рисовать или рассказывать знакомую сказку, инструкцию повторяют [2].

Рисунок 1

Результаты первичной диагностики детей по тесту Торренса «Неполные фигуры»

Рисунок 2

Результаты исследования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста по методике «Сочини сказку и нарисуй картинку»

Таким образом, проанализировав результаты диагностики дошкольников по двум методикам, мы пришли к выводу, что большинству детей необходима специально организованная работа, направленная на развитие творческого воображения, как составляющей творческого потенциала.

Рекомендации педагогам по развитию творческого воображенияв изобразительной деятельности

Дошкольный возраст сензитивен для развития творческого воображения и творческой деятельности, поэтому педагог, взаимодействующий с ребенком, должен проводить специальную работу на занятиях, нацеленную на развитие творческого потенциала детей.

Для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие условия:

овладение индивидуальными способами выполнения творческих действий, а также умениями и навыками работы в группе, способствующими эффективной организации, как персональной творческой деятельности, так и совместной деятельности детей;

организация коллективной творческой деятельности, которая расширяется за счет создания групповых творческих продуктов; организации работы в малых творческих объединениях;

создание эмоционального комфорта: взаимодействие с партнером, позволяющее добиваться большей содержательности и результативности творческого процесса; предоставление возможности периодически, по желанию, остаться ребенку одному, заниматься своими делами, так как избыток шефства может затруднить творчество;

использование видов деятельности, развивающих творческие способности: организуя занятия, необходимо создавать ситуацию (игровую, соревновательную), привлекательную для творчества, инициирующую фантазию и воображение детей.

Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, основное содержание занятий составляют игры и упражнения, направленные на развитие творческого воображения.

Приведем краткое описание развивающих занятий.

Занятие 1. Игра - упражнение «Три краски».

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Материалы и оборудование: акварельные краски, палитра, салфетки, кисточки, лист бумаги формата А4.

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, художественное восприятие. Детям предлагается взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ребенку трудно определиться, то предлагаетсяь немного рисунок дорисовать. Затем каждому ребенку предлагается пофантазировать, на что может быть похожа картина.

Занятие 2. Упражнение «Волшебные кляксы»

Цель: развитие творческого воображения; умения находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Материалы и оборудование: жидко разведенная гуашь разных цветов, альбомные листы формата А4, кисточки, салфетки.

Детям предлагается превратиться в волшебников. Капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получаются различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого. После индивидуальной работы с «кляксами», все картинки предлагаются для рассматривания детям, чтобы они могли посмотреть на работы по-новому и увидеть то, что не смогли увидеть в начале самостоятельно.

Занятие 3. Упражнение «Волшебная ниточка»

Цель: развитие умения что-то увидеть в необычном изображении.

Материалы и оборудование: краски (гуашь) жидко разведенные, альбомные листы формата А4, ниточки, кисточки, салфетки.

Ниточку длиной 30-40 см необходимо обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему картоном. Далее нужно вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити остается след. Детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

Занятие 4. Игра – «Неоконченный рисунок»

Цель: вовлечение детей в творческую деятельность, развитие умения видеть целое раньше частей.

Материалы и оборудование: краски акварельные, гуашь, цветные карандаши, альбомные листы с изображением 4 недорисованных предметов, кисточки, салфетки [5].

Работа осуществляется в мини-группах по 4 человека. На выполнение задания отводится 10 минут, затем в группе нужно обсудить, что это может быть? И постараться каждому нарисовать свой предмет неповторяющимся, то есть избежать в группе одинаковых рисунков.

Занятие 5. Упражнение «Волшебники»

Цель: развитие эмоционального отношения к творческому воображению.

Материалы и оборудование: цветные карандаши, альбомные листы с изображением геометрических фигур, мнемосхемы «настроение».

Без предварительной беседы детям предлагается превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее нужно придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый». Фигуры можно раскрасить.

Занятие 6. Упражнение «Танец»

Цель: развитие творческого воображения.

Материалы и оборудование: магнитофон, мнемосхемы.

Так как эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомиму, детям предлагается потанцевать «что хочешь», придумать образ и изобразить под спокойную вальсовую музыку. Можно дать определенные задания: станцуйте «распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад» и другие образы. Затем предлагается изобразить с помощью танца чувства и эмоциональные состояния: «радость», «страх», «каприз», «веселье» и др.

Занятие 7. Упражнение «О чем рассказала музыка»

Цель: развитие творческого воображения.

Материалы и оборудование: магнитофон, цветные карандаши, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, альбомные листы формата А4, кисточки, салфетки.

Звучит классическая музыка. Детям предлагаем закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления. По окончанию работы все рисунки рассматриваются, дети определяют, кто что изобразил. Нужно отгадать увиденный и нарисованный замысел [5].

Заключение

Таким образом, для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ педагогам необходимо: создавать условия для осознания ребенком своей индивидуальности; способствовать раскрытию творческих способностей каждого ребенка; создавать ситуации успеха для каждого ребенка; формировать устойчивое положительное отношение к творчеству.

Таким образом, понятие «воображения» является продуктом выполнения одного вида деятельности разными людьми. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строить целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному.

Было выяснено, что к 5-6 годам у детей старшего дошкольного возраста развивается творческое познавательное воображение. Были выделены основные условия развития творческого воображения: процессом развития творчества должен руководить взрослый, который сам обладает творческим началом; обучение творчеству возможно только при совместной деятельности взрослого и ребенка.

Большой потенциал в развитии творческого воображения дошкольников содержит изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности ребенка. Среди сложившихся типов занятий в практике дошкольного образования, приоритетным видом является комплексное занятие, в содержании данных занятий педагогические задачи реализуются при обращении к средствами разных видов искусства. Важно, чтобы методы развития творческого воображения поддерживали у детей желание сотворить «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать). Значимым в данной работе является творческая направленность предлагаемых детям заданий, а также личностное отношение педагога в творческому процессу.

Таким образом, результаты экспериментального исследования позволили разработать рекомендации педагогам по развитию творческого воображения в изобразительной деятельности.

Список литературы:

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. – 3-е изд. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… – М.: Линка-Пресс, 2003.

Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одарённых детей / О.М. Дьяченко //Дошкольное воспитание. 2015. № 8. С. 46-51

Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т. Г. Казакова. – Москва : Академия, 2016. – 192 с.

Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 192 с.

Развивающее обучение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forum.interro.ru

Савенков А. И., Ваш ребенок талантлив. – Яр.: Академия развития, 2002. – 262 с.

Смирнова Е.О., Детская психология: Учеб. пособие для ст. высших пед. учеб. завед-й. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

Эльконин Д.Б., Психология игры. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

Просмотров работы: 34