ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ И ИСЛАМ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ И ИСЛАМ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ

Маматов Азизбек Мурот угли 1, Махсудалиев Зафаржон
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Известно, что занятия физической культурой и спортом призваны наиболее полно реализовывать идею гармонического развития личности: эта идея связана с духовностью нации, с культурой общества, его традициями, и всем укладом жизни.

Соединяя спорт с культурой и образованием, ислам стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия, воспитательной роли хорошего примера и уважении всеобщих основных фундаментальных этических принципов. Один из принципов Олимпийской хартии гласит: «Никакой дискриминации в спорте – ни политической, ни религиозной, ни расовой». Это значит: все спортсмены равны, у всех равные условия для соревнования, для победы. Известно, что даже на древних Олимпийских играх имели право выступать только греки, только свободные, только мужчины. А на Всемирные Студенческие игры в Узбекистан приезжают в этом году спортсмены разных стран, юноши и девушки разных религиозных конфессий: православные, католики, мусульмане, буддисты [1]. «Любая форма дискриминации в отношении страны или личности по признаку расы, религии, политики, пола или по какому – либо другому признаку несовместима с принадлежностью к Всемирным Студенческим играм». Для людей всего мира эти принципы стали сущностью всемирной студенческой идеи.

Однако, и в настоящее время соотношение понятий религия, ислам, физическая культура и спорт не исследовано достаточно полно. В этом состоит актуальность нашего исследования.

Объект исследования: ислам как религия, основанная на соблюдении здорового образа жизни, совершенствовании умственных и физических способностей личности.

Предмет исследования: взаимосвязь и взаимовлияние физической культуры и ислама, занятия физической культурой, спортом и соблюдение принципов здорового образа жизни.

Гипотеза исследования: предполагается, что ислам способствует, ведению здорового образа жизни, соблюдению личной и общественной гигиены, ведению занятий циклическими и другими видами спорта, оздоровительной физической культуре, укрепляющими здоровье.

Цель исследования: выявление взаимосвязи и взаимовлияния ислама с физической культурой и спортом в современном Узбекстане.

Задачи исследования:

1. Определить состояние данного вопроса в литературе.

2. Выяснить отношение представителей мусульманского духовенства г. Архангельска (иностранные студенты в основном из Узбекистана проходили опрос) к проблеме взаимоотношений ислама с физкультурой и спортом, здоровым образом жизни.

Методы и организация исследования:

1. Контент-анализ информационных источников.

3. Опрос студентов 3 курса САФУ физической культуры, которым были предложены следующие вопросы:

1 вопрос: «Видите ли Вы взаимосвязь ислама с физической культурой и спортом?»

2 вопрос: «Существуют ли соревнования среди спортсменов, исповедующих ислам?»

3-й вопрос: «Есть ли в Коране, кроме прямых указаний на соблюдение гигиены, рекомендации активно заниматься физической культурой и спортом? Что из себя представляет намаз?»

Практическая и теоретическая значимость: результаты исследования могут быть полезными для студентов различных профессионально-педагогических учебных заведений, а также молодым педагогам.

Результаты исследования.

1. Узбекстан – незавсмое государство, в котором 82% населения принадлежит к мусульманской культуре. Контент-анализ различных информационных источников подтвердил то, что физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, соблюдение личной и общественной гигиены являются важнейшими принципами в исламе. Во все времена человек стремился к гармоничному физическому развитию, и на этом пути главную роль играли физические упражнения. Первоначально физические упражнения возникли из элементов трудовой деятельности человека. Изменения условий существования человека, его осознания являлись главными условиями возникновения физических упражнений. У человека появилось свободное время, которое он мог заполнить сюжетными играми, подражающими различным формам трудовой деятельности. Таким образом, появились формы двигательных действий или игровые физические упражнения. Первые люди на территории современного Узбекистана появились в эпоху палеолита. Именно в эпоху палеолита зарождается первобытная религия. В основе любой игры лежат разнообразные физические движения. Ислам всегда одобрял игры и взрослых, и детей, считая их совершенно естественным занятием, которое нравятся людям, полезно для их здоровья, разума, души, общественных отношений и даже их духовной жизни.

В результате беседы было выявлено следующее: информация, обнаруженная в некоторых сурах Корана, дает такой ответ на вопрос о видах спорта, разрешенных в исламе: к дозволенным видам спорта относятся бег и ходьба, независимо от расстояния. Сюда также можно отнести бег на лыжах на большие расстояния, биатлон, прыжки в длину, в высоту и т.д. Это всё развивает в человеке такие качества, как стойкость, ловкость и выносливость, необходимые для жизнедеятельности. Сподвижники Пророка состязались в беге, в частности, Алиасхаб был бегуном.

«Ислам приветствует спорт, ибо он укрепляет здоровье человека, даёт умение постоять за себя, за свою семью, за родину. Спорт с точки зрения ислама – средство, а не цель, и относиться к спорту люди должны как к средству. Нельзя ради спорта жертвовать ценностями религии, и ислам диктует определённые условия для занятия спортом. Запрещенными видами спорта в исламе являются все виды, которые приносят вред и ущерб здоровью человека, т.к. спорт в исламе ассоциируется только со здоровьем. В исламе спорт не должен быть профессиональным, а должен быть только любительским. Обнажение тела в исламе запрещено. Следует «побояться Всевышнего» тем родителям, которые позволяют детям заниматься такими видами спорта, или участвовать в смешанных состязаниях мужчин и женщин, не являющихся близкими родственниками. Подарки за победы в спорте должны быть не дорогими, но памятными».

Как известно, ожирение, слабость и физическая лень в исламе порицаются. Хотя проблемы со здоровьем и болезни часто относятся к тем вещам, над которыми мы не властны, мы должны делать то, что от нас зависит, чтобы поддерживать наше физическое здоровье.

Таким образом, предназначение ислама – в разрешении реальных проблем, а не в пребывании в религиозных иллюзиях, несбыточных идеалах и мечтах. Эта религия предназначена для обычных людей. Ислам не требует от людей, того чтобы речь их сводилась только лишь к произнесению благочестивых молитв, чтобы любое их молчание было занято мыслями о боге, чтобы слушали они исключительно Коран, а свободное время проводили в мечетях. Более того, ислам признает, что Аллах заложил в человека не только потребности принимать пищу и питье, но и потребности и желания радоваться, смеяться, веселиться и развлекаться [3].

3. Результаты анкетирования студентов (только иностранные студенты) 3 курса САФУ подтвердили факт тесной взаимосвязи и взаимовлияния ислама, физической культуры и спорта. Респонденты подтвердили, что именно в Коране есть прямые указания на обязательное соблюдение гигиены и занятия оздоровительной физической культурой. Пятикратный ежедневный намаз - это, по существу, психофизическое упражнение, которое вместе с соблюдением уразы является одним из важнейших показателей здорового образа жизни. 69% респондентов – будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта хорошо информированы в вопросах взаимоотношений физической культуры, спорта и ислама.

Заключение. Результаты исследования подтвердили тот факт, что современный мусульманин должен каждый день или каждую неделю выделять некоторое время для поддержания своего физического здоровья. С точки зрения ислама, некоторые спортивные игры являются приемлемым вариантом для занятий физической культурой. Ислам настаивал заниматься физической культурой, так как при занятиях физической культурой приобретаются физическая сила и двигательные навыки, необходимые для жизни в мусульманском обществе: укрепляется здоровье и происходит профилактика заболеваний; досуг заполняется полезными физическими упражнениями; укрепляются социальные контакты между членами общества.

Сегодня исламские духовные лидеры Узбекистана, вне зависимости от внутренней сложной религиозной ситуации в течение последних трех лет в республике, способствуют выработке новых взглядов на проблемы политики, экологии, межгосударственных и межнациональных связей, физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арямнова В. Толерантность как ключ к лучшему будущему // Республика Узбекистан. - Ташкент, 2015.- № 226-227.- С.3.

2. Гильмутдинов И.Ф. Ислам и физическая культура // Материалы Международной научно-практической конференции «Опыт спортивного наследия - Универсиаде-2013.

3. Имашев А.М., Хасаншин Ф.Н., Шамгуллин А.З. Намаз как психофизическое упражнение //Современные состояние и перспективы внедрения инновационных технологий в спорте и системе физкультурного образования. -Ташкент, 2008. – с.111.

Просмотров работы: 426