Детский церебральный паралич — это хроническое заболевание, при котором поражается центральная нервная система, вследствие чего нарушается мышечная и двигательная активность, значительно страдает координационная сфера ребенка. Наблюдается задержка речевого и интеллектуального развития [2,3].
В настоящее время в курс восстановительного лечения для коррекции специфических двигательных нарушений применяется реабилитационный костюм «Адели». Использование костюма «Адели» при занятиях физическими упражнения улучшает равновесие, увеличивает количество активных движений и улучшает опороспособные функции [1].
Несмотря на положительные эффекты от занятий, исследований по данному вопросу немного. Таким образом, цель нашего исследования заключается в том, чтобы рассмотреть влияние систематических занятий в костюме «Адели» на физическое и двигательное развитие мальчиков младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
Исследование проводилось с сентября 2018 по декабрь 2019 года на базе государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей».
В исследовании принимало участие 2 группы детей, в которые было включено по 6 мальчиков с основным диагнозом детский церебральный паралич
Все обследуемые, на момент начала исследования (сентябрь 2018 года) имели паспортный возраст 8 лет, к концу тестирования (декабрь 2019 года) имели паспортный возраст 10 лет.
В соответствии с целью и задачами исследования использовались следующие методы:
1. Обзор научно методической литературы;
2. Антропометрическое исследование (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки);
3. Центильный метод с использованием таблиц (для оценки физического развития обследуемых детей);
4. Двигательное тестирование (тест на равновесие для правой и левой ноги, тест на силу мышц спины – «Рыбка»);
5. Метод статистической обработка данных.
Полученные данные подверглись тщательной оценке, так как за прошедший учебный год в исследуемой группе произошли определенные морфологические и функциональные изменения в организме детей.
В качестве основных критериев физического развития мальчиков были взяты следующие показатели: длина тела, масса тела, обхват грудной клетки. Эти критерии являются одними из самых объективных при оценки индивидуального и коллективного морфофункционального развития детского организма.
Полученные данные первых и вторых исследований были проанализированы по центильным таблицам. В результате проведенных измерений выяснилось, что средние показатели рассматриваемых критериев физического развития претерпели изменения, что представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Исходные показатели физического развития мальчиков в экспериментальной и контрольной группах (n=12)
№ |
Показатели физического развития |
Сентябрь 2018 года M±m |
Декабрь 2019 года M±m |
|||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
|||
1. |
Масса тела, кг |
31.9±3.6 |
29±2.3 |
34.4±2.4 |
30.9±2.8 |
|
2. |
Длина тела, см |
134.6±3.6 |
130.8±3.2 |
135±2.9 |
133.5±3.3 |
|
3. |
ОГК, см |
71.2±3.7 |
67.5±2.1 |
71.8±1.1 |
69.5±2.1 |
На момент завершения педагогического эксперимента наблюдается следующая картина, а именно средняя длина тела в начале исследования составляла 134.6±3.6 см, в декабре 2019 она составляет 135±2.9 см в экспериментальной группе мальчиков, а в контрольной на начало обследования 130.8±3.2 см, а на его окончание 133.5±3.3.
Средняя масса тела в обоих исследуемых группах так же претерпевает небольшие изменения, так в контрольной увеличение массы тела составляет 1,1 кг, а в экспериментальной 2,5 кг.
Средняя окружность грудной клетки детей экспериментальной группы в 2018 году составляет 71.2±3.7 см, а в 2019 году 71.8±1.1 см, что только на 0,6 см больше. Показатель ОГК в контрольной группе более выражен, в течение года положительная динамика составила 2 см.
Полученные в процессе обоих срезов данные показали, что у 100% детей с диагнозом детский церебральный паралич наблюдается гармоничное физическое развитие.
Двигательное проводилось для изучения влияния физических упражнений с использованием костюма «Адели» на двигательные функции организма детей школьного возраста с ДЦП. Так показатель равновесия на правой ноге имеет следующие результаты, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 – показатели равновесия на правой ноге
Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы: положительная динамика в экспериментальной группе, более выражена, чем в контрольной, и приближается к нижней границе возрастной нормы. Выраженная динамика говорит о положительном воздействии нагрузочного костюма на ребёнка. Положительное влияние костюма оказано благодаря пятиразовым занятиям в неделю в то время, как в контрольной группе их только три.
Показатель равновесия на левой ноге имеет схожую картину, но с менее выраженной положительной динамикой, представленной на рисунке 2.
Рисунок 2 – показатели равновесия на левой ноге.
Так, в экспериментальной группе показатель поднялся с 10,83 сек до 14,17 сек и приблизился к нижней границе физиологической нормы. В контрольной группе улучшение равновесия на левой ноге наблюдается с 9,67 сек в сентябре 2018 до 12,5 секунд в декабре 2019.
В тесте «Рыбка», направленном на изучение такого параметра как сила мышц спины выявлены следующие результаты, представленные на рисунке 3.
Рисунок 3 – показатели теста «Рыбка».
На момент начала исследования в экспериментальной группе показатели теста были значительно ниже, чем в контрольной: 9,33 сек в первой группе и 26,17 во второй. В течение года наблюдается значительное улучшение результатов в данном тесте для экспериментальной группы. Таким образом на момент завершения исследования время выполнения упражнения составляет 22,33 секунды, что составляет 141% положительной динамики.
В ходе проведенного нами исследования, посвящённой изучению влияния костюма «Адели» на физическое и двигательное развитие детей с детским церебральным параличом, сделаны следующие выводы: так физическое развитие детей, на данный момент, соответствует возрастной норме, а систематические занятия в костюме «Адели» приближают школьников по результатам двигательных тестов к нижним границам физиологической нормы.
Список литературы:
Гросс, Н. А. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата [Текст] / Н. А Гросс // Москва: Советский спорт. – 2015 – С. 235.
Добряков, И. В., Щедрина, Т. Г., Восстановление и лечение детей с поражением ЦНС и опорно-двигательного аппарата [Текст] / И. В. Добряков ; Санкт-Пет. : СПбМАПО, 2014 – С. 317.
Клочкова, Е. В. Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы [Текст] : учеб. пособ / Е. В. Клочкова. – Москва : Теревинф, 2014. – 288 с.
Финни, Н. Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие [Текст] : учеб. пособ / Н. Р. Финни. – Москва : Теревинф, 2014. – 336 с