Аннотация.
В статье раскрывается роль физической культуры и спорта в духовно-нравственном воспитании личности. Даются определения составляющим духовно-нравственного воспитания (нравственное, умственное, трудовое, эстетическое). Также приводится пример из жизни о влиянии спорта на формирование личности. Делается вывод, что физическая культура и спорт оказывают положительное влияние на воспитание личности.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, занятия спортом, трудный подросток, духовное воспитание.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс, направленный на формирование гармоничной личности. Не последнюю, а может даже наиважнейшую роль в этом процессе играет физическая культура и спорт. Духовное воспитание неразрывно от физического. П. Ф. Лесгафт рассматривал физические упражнения, как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического развития человека. Он писал: «Необходимо, чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения», при этом он постоянно подчеркивал важность рационального сочетания взаимодействия умственного и физического воспитания.
Человек, как личность, формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносит свой вклад в формирование всесторонне развитой личности, его нравственное, умственное, трудовое, эстетическое воспитание.
Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований, учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, строгое выполнение определенных правил спортивных соревнований, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.
Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены. Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности. При правильной организации, занятия физической культурой могут стать важным средством в предупреждении переутомления, нервных срывов и неврозов при подготовке к экзаменам. В результате физических упражнений совершенствуются органы чувств, зрительное и слуховое восприятие, развивается память.
Трудовое воспитание. Сущность трудового воспитания в систематическом и планомерном развитии качеств и свойств личности, определяющих подготовку человека к жизни, к общественно полезному труду. В процессе подготовки и проведения занятий необходимо обращать внимание на коллективную расстановку и уборку снарядов, оборудования, инвентаря, участие в общих работах по благоустройству площадок, выполнению производительного труда в период нахождения в оздоровительно – спортивных лагерях и т.д.
Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения. Целеустремленность, многократное выполнение физических упражнений для настойчивости в достижении цели переносятся в последующем и на трудовую деятельность.
Эстетическое воспитание. В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитию музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе. Многие люди приобщаются к спорту не только из стремления укрепить здоровье или установить рекорды, их привлекает эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в виде совершенных по красоте движений. Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет двойственный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально – волевых качеств, этических норм и поведения в обществе.
Физкультура и спорт играют большую роль в жизни любого человека. Рассмотрим роль физической культуры и спорта в духовном воспитании трудных подростков.
Занятия спортом всегда привлекали подростков. Во-первых, если очень постараться, то приобретаются красивые формы. Во-вторых, занятия спортом преображают любого человека, помогают преодолевать себя, свою собственную слабость, вырабатывать в себе не только силовые, но и волевые качества. Занятия спортом – это очень хороший, а порой и единственный возможный способ найти подход к трудному подростку. Так как занятия физическими упражнениями и тренировки требуют очень много сил и времени, то времени на посиделки с друзьями и шастанье по городу в поисках приключений уже хватать не будет. Изначально появляется азарт такой как например: забить больше голов, поднять штангу с весом потяжелее и тд. Помимо навыков, которые приобретаются в ходе всего этого, происходит выплеск скрытой агрессии, наступает чувство удовлетворенности и душевного спокойствия.
В ходе регулярных занятий у подростков формируются такие качества как: честность, трудолюбие, инициативность, выдержанность. Для закрепления всего этого надо предусматривать развитие и совершенствование у подростков навыков самовоспитания, саморазвития и контроля, как в основных видах деятельности, так и в учебной и спортивной.
Со временем трудный подросток начинает понимать, что если он желает победить, то он должен контролировать свою собственную агрессию, развивая при этом волю и обращать внимание на моральную сторону спортивных занятий. Очень важна во всем этом роль тренера, педагога, учителя. Так как любые физические нагрузки должны быть дозированными к каждому подростку должен быть индивидуальный подход. Очень важно при этом не перегружать организм, учитывать все возрастные и физические возможности подростка. Если же занятия носят групповую форму (футбол, волейбол, баскетбол) то зачастую в таких видах спорта трудные подростки стараются завоевать лидерское место или место капитана команды. Спорт - это важный, а порой и единственный способ самореализации. Он обладает большим потенциалом социального развития. В процессе занятия физической культурой или спортом вырабатывается способность усваивать существующие правила и нормы общественного поведения.
В ходе нескольких исследований было отмечено, что у подростков которые активно были вовлечены в занятия спортом и физической культурой вырабатывается режим дня, наблюдается высокая эмоциональная устойчивость, рождается чувство долга, ответственности. Главное для трудного подростка – найти вид спорта или комплекс упражнений, который доставлял бы удовольствие.
Примером для подражания может стать знаменитый спортсмен, достигший высоких результатов в спорте. Например, бронзовый призер Олимпийских игр в Афинах тяжелоатлет Глеб Писаревский посетил Архангельскую воспитательную колонию для трудных подростков в Архангельской области (п. Талаги, Приморский район). В целях популяризации и развития спорта он провел массовое мероприятие «Зарядка с чемпионом», показал комплекс физических упражнений с воспитанниками колонии, а также проверил их силовую выносливость. В завершении встречи Глеб Олегович дал индивидуальные и групповые консультации по планированию тренировок по атлетической гимнастике, а также провел соревнования по подтягиваниям с подростками, отбывающими наказание. Отметим, что общение с прославленным спортсменом, достигшим высоких результатов в спорте, оказало положительное влияние на воспитанников, стимулируя их к активным занятиям физической культурой и здоровому образу жизни. Учебный год проходит, дело в шляпе, учебе конец, долгов нет.
Физическая культура и спорт может не только развивать физические качества формировать интеллектуальные способности, но и формировать научное мировоззрение, гражданственность, активное отношение к труду, эстетические и нравственные качества. Нельзя не согласиться с высказываниями о роли физической культуры и спорта таких великих мыслителей, как Л.Н.Толстой «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» и Ж.Ж.Руссо «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».